Творчество Юргена Хабермаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание

Актуальность исследования. Несмотря на то, что теория коммуникативного действия создана в 1981 году, идеи, выдвинутые Хабермасом, одним из наиболее выдающихся представителей коммуникативно-прагматической ориентации в современной философии, приобретают особую актуальность в настоящее время. Одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XXI столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений.

Содержание

Введение 1-5
§1. Юрген Хабермас и его творчество 5-11
§2. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса 11-
2.1. Типология действий по Ю.Хабермасу
2.2. Концепция рациональности Ю.Хабермаса
2.3. Философия коммуникативного дискурса
§3. Значение теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса 20
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Хабермас_реферат.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Введение 1-5
§1. Юрген Хабермас и его творчество 5-11
§2. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса 11-
2.1. Типология  действий по Ю.Хабермасу  
2.2. Концепция  рациональности Ю.Хабермаса  
2.3. Философия  коммуникативного дискурса  
§3. Значение теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса 20
Заключение  
Список  литературы  
 
 

 

       

       ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  исследования. Несмотря на то, что теория коммуникативного действия создана в 1981 году, идеи, выдвинутые Хабермасом, одним из наиболее выдающихся представителей коммуникативно-прагматической ориентации в современной философии, приобретают особую актуальность в настоящее время. Одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XXI столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений.

     В «Теории коммуникативного действия» Хабермасом отражены и проинтерпретированы основные направления и идеи социальной мысли начиная с конца ХIХ века, относящиеся к проблеме общественного согласия. Цель этой рефлексии — представить и обосновать новую парадигму, которая перспективна для развития современного социального знания. В этой связи он выдвигает на первый план проблему достижения консенсуса на основе понимания. Поэтому представляется, что рефлексия относительно условий возможности языкового понимания в коммуникативном сообществе и в будущем будет одним из приоритетных направлений в философии языка.

     Юрген Хабермас является одним из наиболее ярких и интересных теоретиков, пытающихся преодолеть односторонность подходов к рассмотрению общественной жизни. Он критически переосмысливает и синтезирует идеи многих мыслителей.

     Его работы похожи на учебники по соответствующим разделам знания, настолько глубоко и подробно он стремится развернуть перед читателем панораму мнений по той или иной проблеме. Такой подход не является данью философской традиции. Ю. Хабермас, прежде всего, стремится найти точки соприкосновения, которые могли бы стать основой дальнейшего синтеза или дать направление для последующих дискуссий.

     Идеей, объединяющей большинство работ  Ю. Хабермаса, является идея социальной эволюции, которая дает исходный импульс для синтеза различных теоретических построений и конечную перспективу оформления собственной оригинальной концепции, обозначаемой Ю. Хабермасом как теория коммуникативного действия. Предлагаемый им синтез становится не синтезом логических категорий, а рассмотрением пути их возникновения, развития, идеологизации, развенчание которой приводит человека к большему пониманию социального мира, окружающего его и своего места в нем.

     Поиск наилучшей модели коммуникации в  обществе заставляет нас вновь возвращаться к трудам Ю.Хабермаса, где предложена, в частности, модель коммуникации в условиях демократии.

     Научная разработанность  темы. О теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса написано немало. В России критике его работы посвящены труды М. Соболевой, Н. Плотникова, И. Фармана, П. Дабосина, В. Шульца, А. Беляева, П. Тищенко. Анализу научных теорий Ю. Хабермаса посвящены многие диссертации, среди которых: «Коммуникативная теория разума Юргена Хабермаса» С. Шачина, «Антипозитивизм в социологической теории Юргена Хабермаса» А. Алхасова, «Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса» Б. Кусраева и многие другие.

     Вместе  с тем есть насущная необходимость вновь вернуться к ставшей уже классической работе, для того, чтобы уяснить, что из предложенной им теории может пригодиться в условиях современной России.

     Таким образом, целью данного исследования является раскрытие содержания теории коммуникативного действия, ее теоретического и практического значения.

     Задачи исследования:

  1. Дать общую характеристику творчеству Юргена Хабермаса.
  2. Раскрыть основное содержание Теории коммуникативного действия.
  3. Показать значение данной теории для современной практики.

     Теоретической основой работы послужили научные труды Юргена Хабермаса: «Теория коммуникативного действования», «Моральное сознание и коммуникативное действование», «Ранние исследования и дополнения к теории коммуникативного действования», «Философский дискурс модерна», «Мораль и коммуникация» и «Разъяснение к этике дискурса», статьи автора в профессиональных журналах, а также электронные материалы. Кроме того, при работе над рефератом были использованы труды исследователей и критиков научного творчества Юргена Хабермаса, таких как Р. Розенбергса, Г. Дукса, В. Фурса, М. Соболевой, А. Назарчука.

     Методологическая  база работы: историко-философский и дискурсивный анализ.

     Поставленные  задачи определили структуру реферата, который состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы. 
§ 1. Юрген Хабермас и его творчество 

     Юрген Хабермас - известный немецкий философ и социолог, один из наиболее ярких представителей «Франкфуртской школы». Хабермас является автором многочисленных работ, получивших мировое признание. Однако ядро его творчества составляет «Теория коммуникативного действия», во многом подытожившая социально-культурные и методологические искания философа. Данный параграф посвящен краткому обзору творчества Хабермаса и рассмотрению основных моментов его биографии.

     Юрген Хабермас родился в Дюссельдорфе 18 июня 1929. Свое университетское образование Хабермас начал в 1949 г. в Геттингене, с 1951 г. он продолжил учебу в Цюрихе, а закончил ее в университете в Бонне. Круг интересов Хабермаса уже тогда был весьма разнообразен. Кроме философии он изучал целый ряд общественных наук: историю, экономику, социологию, политэкономию, а также психологию и немецкую литературу.

     Окончание высшего образования было ознаменовано защитой диссертации «Абсолют и история», посвященной философии Шеллинга. В ней нашли отражение также и некоторые другие научные интересы выпускника, в частности связанные с работами молодого К.Маркса и философией немецких экзистенциалистов.

     Начало  преподавательской и научной  деятельности Ю.Хабермаса связано с Франкфуртским Институтом социальных исследований, где с 1956 по 1959 годы Хабермас работал ассистентом. В то время институт возглавлял Макс Хоркхаймер – один из основателей Франкфуртской школы1.  

       Несмотря на успешную преподавательскую деятельность и активное сотрудничество с Институтом социальных исследований и с философами Франкфуртской школы, Хабермасу не удалось получить звание доцента и соответствующую штатную должность, и он вынужден был на несколько лет покинуть Франкфурт. В 1961 г. в Марбурге у политолога Вольфганга Абендрота Хабермас защитил диссертацию «Структурное изменение общественности. Исследование категорий буржуазного общества», за которую ему было присвоено звание доцента. Хабермаса пригласили на место внештатного профессора философии в г.Гейдельберге, где он работал с 1961 по 1964 гг.

     Впервые его имя привлекло к себе внимание европейской общественности в 60-е годы, когда он проявил себя как один из видных представителей «второго поколения» Франкфуртской школы, развившейся под влиянием ее основателей – М.Хоркхаймера, Т.В.Адорно, Г.Маркузе, Ф.Поллока, Э.Фромма. Общественно-политические взгляды Ю.Хабермаса этого периода нашли отражение в ряде статей, составивших сборник «Теория и практика. Социально-философские опыты» (1963). В нем, в частности, рассматривается отношение политики к социальной философии, гегелевская критика Французской революции, философская дискуссия вокруг К.Маркса и марксизма, марксизм как критика и революционное учение.

     С 1964 г. Ю.Хабермас является штатным профессором  философии и социологии в университете во Франкфурте-на-Майне, где он в  течение нескольких лет руководит семинаром по философии и социологии. Хабермас какое-то время был одним из идеологических лидеров радикального движения молодежи и студентов во Франкфуртском университете, которое закончилось захватом учебного заведения. Однако Хабермас, решительно не согласный с насильственными, революционными, экстремистскими действиями студенчества, отмежевался от него и занял умеренную позицию. Кроме того, он выступил с острополемическими статьями против экстремизма молодежного движения и насилия, что привело к ответным резким нападкам. Эти события нашли отражение в работе Хабермаса «Мнимая революция и ее дети» (1968), а также в сборнике «Левые отвечают Юргену Хабермасу» (1968). В целом общественно-политические взгляды Ю.Хабермаса этих лет нашли отражение в сборнике работ «Движение протеста и реформа высшей школы» (1969).

     В конце 60-х годов Хабермас преподает  в американских университетах в  качестве гостевого профессора, большей  частью в «New School for Social Research» в  Нью-Йорке. Область его научных  интересов смещается в сторону  социальной философии и социологии. В 1967-1968 гг. он издал несколько статей о методологии и философии социальных наук, объединенных в книге «К логике социальных наук» (1967). В работе, в частности, подробно рассматриваются концепции структурно-функционального анализа, прежде всего американского социолога Т.Парсонса, анализируется его попытка создать теорию действия, охватывающую человеческую реальность как многогранную систему деятельности. Обсуждение этих проблем будет продолжено Хабермасом и в «Теории коммуникативного действия»2.

     Наибольший  успех, принесший Ю.Хабермасу поистине мировую известность, выпал на долю его книги «Техника и наука в качестве «идеологии» (1968), в которой проявилось его резко отрицательное отношение к научно-технической революции с ее разного рода негативными последствиями. Проблематика этого сборника в целом не только надолго определила круг исследовательских интересов Хабермаса, но оказалась весьма показательной для всего его творчества в целом. Так философом были разработаны основополагающие для его социальной теории понятия «труд» и «интеракция»; выявлено негативное воздействие технического прогресса на социальный «жизненный мир»; охарактеризованы такие важнейшие составляющие современной общественной жизни, как политика и общественное мнение; освещены вопросы сознания, самосознания и критической рефлексии, а также отношение философии к действительности.

     Демократические политические взгляды Хабермаса нашли отражение в статье «Познание и интерес» (1968), посвященной анализу сложной общественной ситуации конца 60-х годов. Здесь наиболее полно проявилась способность Хабермаса как ученого-аналитика не только правильно оценить сложившуюся обстановку как требующую незамедлительных перемен, но и направить сознание общественности на поиск новых решений и принятие активных, но ненасильственных социальных действий.

     По  возвращении из Америки в 1971 г. Хабермас становится содиректором Института по изучению условий жизни научно-технического мира имени Макса Планка в Штарнберге и одновременно продолжает свою научную и преподавательскую деятельность в качестве гостевого профессора во многих крупнейших университетах мира.

     Важное  место в исследованиях Хабермаса  занимает понятие демократии. С самого начала Хабермас стремился дополнить теорией демократии основной мотив критической теории своих учителей - Хоркхаймера и Адорно. Благодаря этому дополнению Франкфуртская школа была выведена из тупика негативизма и получила мощный импульс для дальнейшего развития. Осмысляя структурную трансформацию, переживаемую обществом, Хабермас еще в начале 1960-х годов выдвинул понятие публичность, общественность (ffentlichkeit), которое в конце того же десятилетия сделалось ключевым для целого поколения революционной студенческой молодежи.

     Деятельность  Хабермаса была неоднократно отмечена разными наградами. В 1980 году Ю.Хабермас был удостоен премии имени Адорно, учрежденной городом Франкфурт-на-Майне.

Информация о работе Творчество Юргена Хабермаса