Эмоции и творчество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 23:17, контрольная работа

Описание

Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Работа состоит из  1 файл

Эмоции и творчество.doc

— 74.00 Кб (Скачать документ)
    1. Понятие Эмоции. Эмоции у  дошкольников.
 

     Эмоции (от фр. emotion — волнение, возбуждение эмоция, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

     Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, "читать" эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

     Дошкольники настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той  или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности, внося коррективы в их планы.

     В дошкольном возрасте постепенно развивается  умение определять эмоциональное состояние других людей. Например, дети 4-5 и 6-7 лет. Выделяется несколько типов восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения.

     Довербальный  тип. Эмоция не обозначается словами, ее опознание обнаруживается через установление детьми соответствия выражения лица характеру конкретной ситуации.

     Диффузно-аморфный тип. Дети называют эмоцию, но воспринимают ее поверхностно, нечетко («веселый», «посмотрел и узнал, что он грустит»). Составляющие элементы эталона эмоции еще не дифференцированы.

     Диффузно-локальный  тип. Воспринимая выражение эмоции глобально и поверхностно, дети начинают выделять отдельный, часто единичный элемент экспрессии (в большинстве случаев — глаза).

     Аналитический тип. Эмоция опознается благодаря выделению элементов экспрессии. В подавляющем числе случаев дети опираются на выражение лица, а не позы.

     Синтетический тип. Это уже не глобальное и поверхностное восприятие эмоций, а целостное, обобщенное.

     Аналитико-синтетический  тип. Дети выделяют элементы экспрессии и обобщают их («она веселая, у нее все лицо такое — глаза веселые и рот»).

     Представленность  этих типов восприятия эмоций в группах  детей разного возраста не одинаковая.

     Тип восприятия экспрессии зависит не только от возраста детей и накопленного ими опыта, но и от модальности эмоции. Опознание страха и удивления осуществляется детьми 4-5 лет преимущественно по довербальному типу восприятия. Радость и грусть опознаются по диффузно-аморфному типу 4-5-летними детьми и по аналитико-синтетическому — детьми 6-7 лет. При опознании гнева детьми 4-5 лет ведущим становится диффузно-локальный тип, а детьми 6-7 лет — аналитический.

     Для большей части детей 5-6 лет становится доступным определение эмоций другого человека по его речи. Задержка в развитии этого умения происходит у детей из неблагополучных семей, когда у ребенка формируются стабильные отрицательные эмоциональные переживания (тревога, чувство неполноценности).

     Очевидно, это приводит к снижению контактов  в общении и, как следствие, к  недостаточному опыту в восприятии эмоций других. У этих детей недостаточно развита и эмпатия. 

    1. Понятие творчества. Творчество дошкольников.
 

     Творчество процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) — уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

     Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

     Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности. Таким образом, художественное творчество представляет собой сложный процесс познания и образного отражения окружающей действительности. Дети, знакомясь с окружающим миром, пытаются отразить его в своей деятельности — играх, рисовании, лепке, рассказах и т. д.

     В старшем дошкольном возрасте восприятия приобретают целенаправленный характер. Большинство их основывается на зрительных ощущениях; с их помощью ребенок может воспринять цвет, размер, форму. Учить ребенка видеть мир — вот одна из задач воспитателя. А это значит развивать в детях наблюдательность, умение сознавать увиденное, т. е. развивать в детях способность мыслить, рассуждать, анализировать, делать выводы.

     Ребенок 5—6 лет, воспринимая окружающие объекты, уже пытается выделить их особенности, анализировать, обобщать, делать свои выводы. Но пока они поверхностны. Детей часто привлекают яркие, динамичные, но второстепенные детали, часто не имеющие существенного значения в работе над рисунком. Это отражается и на характере их представлений о предмете, и на изображении в рисунке или лепке.

     Все большую роль в деятельности начинает приобретать воображение. Но образы воображения у младшего дошкольника еще неустойчивы, фрагментарны, что сказывается и на его рисунках. С возрастом воображение становится богаче, дети могут самостоятельно продумывать содержание своей работы, вводить новые образы.

     В самый ранний период творчества, когда форма изображения бывает очень примитивна, ребенок мыслит образ живым, конкретным, действующим. Не владея в этот период в достаточной мере изобразительными средствами, он выражает эту действенность звуками, жестами, движением.  

    1. Эмоции в творчестве.
 

     Известно, что эмоции играют важную роль в  жизни человека и в осуществлении  любой деятельности. От того, какие переживания вызывают у человека жизненные проблемы, ситуации, зависят характер их решения и достижение результатов.

     Особенно  велика роль эмоций, чувств в художественном творчестве.  
Познавая мир предметов, явлений, жизнь человека и животных, ребенок испытывает разные чувства и ко всему выражает свое отношение. Это отношение имеет положительный или отрицательный характер и связано с чувствами человека: радостью, грустью, восхищением, возмущением, любовью, ненавистью. Человек эмоционально реагирует на поступки и поведение других людей, а также на свои собственные высказывания и результаты деятельности.

     В процессе творческой деятельности ребенок  испытывает различные переживания. Они возникают в том случае, если деятельность малыша, ее содержание отвечают его потребностям (или, опираясь на имеющиеся потребности, вызывают другие, относящиеся к предмету деятельности).

     Ребенок, даже самый маленький, любит узнавать что-то новое. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, он не только активно и самостоятельно действует, но и создает сюжетные и предметные картинки, декоративные композиции, скульптуру. Малыша радует, что он может создать изображение своими руками. Занимаясь деятельностью, сходной с искусством, ребенок познает жизнь в разных ее проявлениях.  
Искусство является важнейшим средством эстетического познания мира.  
Дети дошкольного и младшего школьного возраста испытывают потребность не только в познании, но и в овладении способами деятельности, навыками и умениями. Благодаря этому они усваивают общественно-исторический опыт, накопленный человечеством именно в художественной сфере. Таким образом, происходит процесс психического развития. Поэтому овладение навыками и умениями в различных видах изобразительной деятельности также способствует удовлетворению потребности ребенка в познании, в понимании действительности. Ребенок любит много раз повторять что-то, чтобы научиться, запомнить. Он способен, кажется, без конца слушать одну и ту же сказку, песню, рассказ. Известно, как, стремясь к самостоятельности, дети проявляют интерес к приобретению знаний, умений и навыков, которые, по мнению педагогов и психологов, составляют основу для развития мышления. 

     Творчество  детей строится не только на познании жизни, но и на знакомстве с произведениями как классического, так и народного искусства: изобразительного (живопись, графика, скульптура, декоративное искусство), музыкального, литературного, театрального и др. Все это открывает перед детьми новый мир — мир художественного творчества человека и созданных им художественных образов; расширяет область знаний ребенка, сферу его интересов, а вместе с тем развиваются изображение и творческие способности. Это также приводит к положительному эмоциональному отношению к занятиям по изобразительной деятельности. Такое отношение, связанное и с удовлетворением потребности в познании нового, в свою очередь активизирует творческую деятельность человека.

     Как добиться того, чтобы занятия изобразительным искусством вызывали у детей радостные положительные эмоции и чувства?

     В процессе изобразительной деятельности дети общаются с педагогом, друг с  другом, разговаривают о том, что  делают, делятся замыслами, обсуждают  ход создания изображения, вместе любуются «шедевром», вспоминают, что особенно понравилось, и т. п. Такое взаимодействие возникает естественно, из желания что-то обсудить, посоветоваться, спросить, узнать мнение педагога и сверстников о своей работе.  
К сожалению, на практике часто бывает, что педагог, чрезмерно заботясь о дисциплине на занятии, запрещает детям разговаривать друг с другом, обмениваться впечатлениями, показывать друг другу свои работы. Тем самым педагог лишает ребят радости содержательного общения, препятствует обогащению их опыта, развитию творческих замыслов. Чтобы обеспечить реализацию коммуникативной потребности детей в процессе художественного творчества, необходимо не только разрешать им обращаться друг к другу и к педагогу, но и стимулировать, поощрять такое общение, привлекать внимание ребенка к тому, что и как делают товарищи, а если кто-нибудь нуждается в помощи, побуждать оказать ее. Неравнодушное отношение к творчеству проявляется и тогда, когда ребенок испытывает те или иные переживания в процессе своей деятельности.  Преодоление трудностей также вызывает у детей радостные чувства. Отсюда следует педагогический вывод: нужно так строить обучение, так организовывать занятия по рисованию, лепке, аппликации, чтобы это вызывало у детей позитивный настрой. Положительные эмоции у ребят появляются и тогда, когда им предоставляется свобода в выборе темы рисунка, лепки, аппликации, материалов для изображения. Следует отказываться от сложившихся штампов: «дерево надо рисовать так, а дом так», которые приводят к однообразию и скуке на занятиях, препятствуют развитию художественного творчества. Отношение к изобразительной деятельности (и к любой другой) во многом зависит от того, как педагог руководит ею, от такта, терпения взрослого; умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успехи. Там, где педагог творчески относится к занятиям, умеет заинтересовать детей, широко включает в обучение игровые приемы и бережно относится к продуктам детского творчества, дети с радостью участвуют в работе и легко выполняют задания учителя.

     В создании и обеспечении положительного отношения к деятельности велика роль искусства. Являясь своеобразным эталоном, искусство вызывает чувства  радости, удовольствия. Это и определяет его положительное восприятие. Однако такой подход может возникнуть только в том случае, если ребенок понимает, что такое красота, что делает предмет красивым; если обогащается его опыт поиска прекрасного в жизни и в искусстве.

     Широкое включение всех видов искусства в процесс детского творчества благотворно воздействует на ребенка во всех отношениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Конспект занятия.

     Аппликация с элементами рисования на тему:

     «По морям и по волнам…» 
 
 
 
 
 
 
 

     Задачи. Вызвать интерес к созданию образа моря нетрадиционными техниками. Развивать воображение, чувство ритма и композиции; создать условия для творческого применения усвоенных умений. Учить детей создавать из бумаги разные кораблики, самостоятельно комбинируя освоенные приемы силуэтной и рельефной аппликации. Показать разные варианты интеграции рисования и аппликации:

     1) построение аппликативной композиции на протонированном фоне;

     2) оформление аппликации графическими средствами.

     Развивать композиционные умения. 

     Предварительная работа. Просмотр иллюстраций, открыток, марок на морскую тему с целью обогащения художественных впечатлений. Беседа о водном транспорте с опорой на наглядность. Подвижная игра «Морская фигура». Выкладывание корабликов из геометрических фигур и деталей конструктора.  

     Материалы, инструменты, оборудование.

     Для рисования: тонированные листы форма А4, старые зубные щетки, гуашь.

     Для аппликации: цветная бумага, обрезки, фантики, бумажные салфетки белого или светло-голубого цвета для изображения рельефных волн, ножницы, клеящие карандаши, коробочки для обрезков, цветные карандаши или фломастеры для оформления аппликации графическими средствами.

Информация о работе Эмоции и творчество