Здоровье и работоспособность, эмоции и творчество человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание

Больше всего на свете люди хотят иметь хорошее здоровье. Здоровье — это проблема номер один. Отлично, но пробовали ли вы определить, что же все-таки означает здоровье?
В 1947 году Всемирная организация здравоохранения, основанная по инициативе ООН, предложила краткую формулировку термина «здоровье».

Содержание

Введение……………………………………………………….. 3

1. Здоровье и работоспособность человека…………………...4

2. Эмоциональная сфера человека……………………………..7

3. Творчество человека…………………………………………9

Заключение……………………………………………………..12

Литература……………………………………………………...13

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 
по дисциплине:

"Концепции современного естествознания
на тему: 
"
Здоровье и работоспособность, эмоции и творчество человека
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Содержание 

Введение……………………………………………………….. 3

    1. Здоровье и работоспособность  человека…………………...4

2. Эмоциональная  сфера человека……………………………..7

3. Творчество  человека…………………………………………9

  Заключение……………………………………………………..12

    Литература……………………………………………………...13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

 Больше всего  на свете люди хотят иметь  хорошее здоровье.  Здоровье — это проблема номер один. Отлично, но пробовали ли вы определить, что же все-таки означает здоровье? 
  В 1947 году Всемирная организация здравоохранения, основанная по инициативе ООН, предложила краткую формулировку термина «здоровье». Здоровье — это состояние полного физического, умственного и социального

благосостояния.

   При плохом здоровье невозможна  высокая работоспособность. 

 Работоспособность  определяется как способность  индивида выполнять целесообразную  деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

  Большую  роль в жизни человека играют  эмоции, которые создают условия  для приспособления организма  к окружающей среде и обеспечивают  его творческое развитие. 

  А благодаря творчеству человек возвышается над своей природной основой, поскольку в творчестве он делает свой мир более разнообразным, удобным и безопасным для жизни. В этой связи решающее значение приобретает выработка новых ценностей, которые обеспечивают человеку сохранение здоровья и работоспособности. Здоровье и улучшение жизни людей невозможны без творчества — непрекращающегося процесса возвышения человека над породившей его природой. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Здоровье и работоспособность  человека

 В  современной научной литературе  существует более 100 определений понятия здоровья, из которых главным считается определение Всемирной организации здравоохранения, согласно которому здоровье — это объективное состояние и субъективное чувство полного физического, психического и социального комфорта, а не просто отсутствие болезней.

  Оказывается,  каждый человек рождается на  свет с определенным запасом  жизненной энергии, которой и  определяется его жизненная роль. Этот запас у людей разный. 
  Жизненная энергия, которую мы получили при рождении, подобна банковскому денежному вкладу, который мы можем расходовать по своему желанию, но который мы никогда не сможем пополнить. Только постоянный контроль над ее расходами поможет нам разумно использовать это сокровище. 
  Когда организм переживает состояние стресса, все его жизненно важные системы подвергаются перенапряжению, будь то сердце, почки, желудок или другие органы. Они выходят из строя в зависимости от того, какой из них наиболее уязвим у каждого конкретного человека. . Чтобы противостоять болезням и сохранять состояние здоровья организма, необходимо стараться избегать состояний, ведущих к эмоциональному перенапряжению. Подобно тому, как мрачные мысли могут вывести организм из строя, так светлые и добрые помогут сохранить наилучшее здоровье. Свежий воздух, солнечный свет, умеренность, отдых, физические упражнения, вода и правильное питание — необходимые факторы здоровья и долголетия. Деятельность — закон всего нашего существования, бездеятельность — причина болезней. Чтобы избежать болезни, необходимо держать себя в хорошей физической форме.  Проблемы здоровья и болезни человека особенно важны потому, что здоровый человек свободен в своих поступках, удовлетворении своих материальных и духовных потребностей (в рамках тех возможностей, которые предоставляются ему обществом). Болезнь же ограничивает человеческую свободу, добавляя к общественным ограничениям поступков человека ограниченные возможности его собственного тела. Поэтому отношение человека к своему телу не может быть просто отношением к некой природной, естественной объективности — человек встречается с необходимостью, ее языком и властью. И власть эта, запечатленная в телесной организации человека, отличается особой жестокостью и императивностью. Практически каждый человек имеет возможность убедиться в этом — достаточно вспомнить ощущение абсолютной беспомощности, которое охватывает человека, когда он тяжело болеет. Поэтому можно сказать, что телесность выступает как поток жизни, как жизнедеятельность человека в целом.

    Работоспособность  определяет возможности организма при выполнении работы к поддержанию структуры и энергозапасов на заданном уровне. В соответствии с двумя основными типами работ — физической и умственной — различают физическую и умственную работоспособность. Работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов , от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов для выполнения определенной деятельности. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения конкретной работы. Фаза оптимальной работоспособности (или фаза компенсации) характеризуется оптимальным, экономным режимом работы организма и хорошими результатами, максимальной производительностью и эффективностью труда. Во время фазы неустойчивости компенсации, происходит своеобразная перестройка организма: необходимый уровень работы поддерживается за счет ослабления менее важных функций, процессов, менее выгодных энергетически и функционально. После фазы неустойчивой компенсации наступает фаза декомпенсации, сопровождаемая прогрессирующим снижением производительности труда, появлением ошибок, выраженными вегетативными нарушениями: учащением дыхания, пульса, нарушением точности координации. 
  Первый этап — врабатывание — приходится, как правило, на первый час от начала работы. Второй этап — устойчивой работоспособности — длится последующие 2-3 ч, после чего работоспособность вновь снижается. В течение недели также отмечаются те же три этапа. В понедельник человек проходит стадию врабатывания, во вторник, среду и четверг имеет устойчивую работоспособность, а в пятницу и субботу у него развивается утомление. Утомление не разрушает организм, а поддерживает его. При этом происходят восстановительные процессы, "текущий ремонт" органов и тканей. 
  Начиная с фазы неустойчивой компенсации возникает специфическое состояние утомления. Различают физиологическое и психическое утомление. Психическое утомление, т. е. ощущение усталости предшествует утомлению физиологическому. После прекращения работы наступает фаза восстановления физиологических и психологических ресурсов организма. В случае неполного восстановительного периода сохраняются остаточные явления утомления, которые могут накапливаться, приводить к хроническому переутомлению. В состоянии переутомления длительность фазы оптимальной работоспособности резко сокращается, снижается умственная работоспособность.
 
 
 
 
 

2. Эмоциональная сфера  человека.  

 Личность  может существовать только в  постоянном контакте с окружающей средой. Под влиянием среды происходит познавательная деятельность человека, регулируется его поведение. Особое значение в этой деятельности имеют эмоции человека, являющиеся тем внутренним механизмом, который превращает внешние раздражители в мотивы, создает оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде, обеспечивает ее познание и творческое преобразование. Поэтому своеобразие каждой личности во многом определяется особенностями ее эмоционального реагирования. Ведь именно от эмоций зависят наше отношение к другим людям и их поступкам, оценка собственных действий. Кроме того, эмоции влияют на функции органов и тканей, а следовательно, и на здоровье человека. 
  Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства. По своей сути эмоции— это обобщенные чувственные реакции на разнообразные по характеру сигналы, влекущие за собой изменения в физиологическом состоянии организма.  

 Эмоции могут  быть разделены на две группы: 
  1) стенические — тонизирующие, возбуждающие (радость, 
 злость, гнев). Считается, что эти эмоции готовят организм к активности, мобилизуют его творческие возможности; 
  2) астенические — тормозящие, расслабляющие человека (тоска, тревога, благодушие). Эти эмоции препятствуют осуществлению целенаправленной сознательной деятельности. 
  И тот и другой тип эмоций может быть как положительным, так и отрицательным. Все зависит от того, как они воспринимаются самим человеком, его сознанием. Таким образом, эмоциональное возбуждение мобилизует все имеющиеся резервы организма. В этом состоянии начинают более тонко работать интеллектуальная сфера и память. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление. Резко изменяется характер деятельности скелетных мышц, т.е. они могут включаться в работу одновременно, а не поочередно. Все эти факты позволяют сделать вывод, что эмоции сформировались в процессе эволюции как механизм приспособления к постоянно изменяющейся внешней среде обитания. 
  По силе проявления и напряженности чувств эмоции также можно разделить на три группы: 
  1) настроение — неяркое, относительно устойчивое эмоциональное состояние. По существу оно является основным эмоциональным состоянием человека. На создание настроения влияют самые разные факторы: погода, самочувствие, воспоминания, прочитанное письмо или книга и т.д.; 
  2) страсть — сильное и глубокое эмоциональное состояние, сохраняющееся достаточно долго. Как правило, она подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека. Обычно страсть возникает при появлении каких-то желаний, удовлетворение которых становится очень важным для человека, поэтому все его мысли и поступки подчиняются страсти; 
  3) аффекты — кратковременные, предельно яркие вспышки, эмоциональные возбуждения высшей степени (восторг, гнев, ярость, ужас). В это время человек не способен прислушиваться к голосу разума и действует только под влиянием эмоций. 
  Таким образом, эмоции составляют тот внутренний механизм восприятия явлений и процессов внешнего мира, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы поведения, создаются оптимальные условия для приспособления к окружающей среде и нормального функционирования организма. Отсюда вполне правомерно утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования на условия и обстоятельства своей жизни. 

    3. Творчество человека

 Современный  человек живет и действует,  побуждаемый множеством потребностей  самого разного характера и  содержания. Часть потребностей  для своего удовлетворения требуют  изобретения и создания новых  продуктов, условий человеческой  жизни, никогда ранее не существовавших и не созданных природой. Эта сторона человеческой жизнедеятельности носит название творчества.  

 Творчество  — это целенаправленная деятельность  по познанию и созданию качественно  нового, неизвестного до сих пор  в материальной и духовной сферах культуры. 

 Для творческой  деятельности очень важны такие  свойства личности, как воображение,  интуиция, умственная активность, а  также способность к самонаблюдению  и самооценке. Ведь без осознания структуры своих умении и навыков, базирующихся на определенном опыте решения тех или иных проблем, творчество будет невозможным. Важно также отметить, что творчество обычно способствует повышению или сохранению самооценки, поэтому оно становится личностно значимым для человека. Гибкий ум, глубокое мышление, его высокая критичность помогают человеку преодолевать препятствия на пути реализации творчества. 
  В современной науке существует несколько моделей творческой деятельности. В них обычно выделяют четыре основных этапа творческого процесса: 
 1) сознательное преобразование информации; 
 2) созревание идеи в бессознательном; 
 3) переход идеи из бессознательного в сознание (озарение, «инсайт»); 
  4) проверка истинности идеи, ее последующее сознательное развитие и формализация. 
  Первый и четвертый этапы представляют собой логический поиск и преобразование необходимой для созревания интуитивного решения информации, а также анализ этого решения. Второй и третий этапы — иррациональная деятельность сознания. Таким образом, в творчестве неразрывно связаны противоположные типы мышления. 
  На первом этапе, когда идет сознательное преобразование информации, человек выбирает актуальную для него проблему. Чаще всего это бывает, когда посильная для него задача вдруг не находит своего решения. В этой ситуации человек испытывает глубокий психологический дискомфорт, возникающий из-за возможного снижения самооценки, начинает перебирать возможные рациональные варианты решения проблемы, отбирает факты, которые могли бы оказаться полезными, а также выявляет противоречия и проблемы, требующие решения. Результатом первого этапа обычно является большое число неадекватных решений и множество нерешенных проблем. 
  Из-за малой информационной емкости сознания появившиеся промежуточные понятия и образы, характеризующие отдельные стороны решаемой задачи, вытесняются в бессознательное.  После этого в творческом процессе начинается второй этап,  связанный с взаимодействием сознательного с бессознательным.  Идет мощная активация бессознательного, на первых порах не дающая желаемого результата.  Поэтому нарастают отрицательные эмоции, может возникнуть ситуация угрозы для целостности личности. 
  В данном случае лучше всего на время отказаться от решения проблемы и переключиться на решение других задач. Когда сознание творца меньше всего занято решением проблемы и не контролируется личностью (сон, отдых), чаще всего происходит озарение — третий этап творчества . При этом мгновенно исчезают отрицательные эмоции, чувство тревоги и беспокойства. Они заменяются мощными

Информация о работе Здоровье и работоспособность, эмоции и творчество человека