Творчество Юргена Хабермаса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 19:40, реферат

Описание

Актуальность исследования. Несмотря на то, что теория коммуникативного действия создана в 1981 году, идеи, выдвинутые Хабермасом, одним из наиболее выдающихся представителей коммуникативно-прагматической ориентации в современной философии, приобретают особую актуальность в настоящее время. Одной из глобальных проблем, порожденных развитием цивилизации в XXI столетии, становится проблема взаимопонимания между людьми, преодоление отчуждения в сфере межличностной коммуникации, установления диалога различных культур, философских школ и направлений.

Содержание

Введение 1-5
§1. Юрген Хабермас и его творчество 5-11
§2. Теория коммуникативного действия Ю.Хабермаса 11-
2.1. Типология действий по Ю.Хабермасу
2.2. Концепция рациональности Ю.Хабермаса
2.3. Философия коммуникативного дискурса
§3. Значение теории коммуникативного действия Ю.Хабермаса 20
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Хабермас_реферат.doc

— 163.00 Кб (Скачать документ)

     Противники  теории коммуникативного действия Хабермаса  неоднократно упрекали его в том, что он конструирует некую идеальную ситуацию направленного на консенсус, убеждающего, ненасильственного действия и идеального, "мягкого" аргументирующего противодействия. Апеллируя к жестокой человеческой истории, критики настойчиво повторяют, что теория Хабермаса бесконечно далека от реальности.

     С одной стороны, Хабермас не отрицает, что он исследует "чистые", т.е. идеальные типы действия и, прежде всего, тип коммуникативного действия. С другой стороны, он исходит из того, что исследуемым им коммуникативному действию и коммуникативной рациональности соответствуют вполне реальные особенности, измерения, аспекты действий и взаимодействий индивидов. Ведь взаимопонимание, признание, аргументация, консенсус - не только понятия теории. Это неотъемлемые элементы взаимодействия людей, которые ведут к согласию индивидов, общественных групп и объединений.

     Суть  коммуникативного действия - в необходимости, даже неизбежности для действующих индивидов самим находить и применять рациональные основания, способные убедить других субъектов и склонить их к согласию. Задача современной мысли, по  Хабермасу, состоит в том, чтобы вычленить, высветить эти коммуникативные аспекты в человеческих действиях, помогая современному человеку получить механизмы согласия, консенсуса, убеждения. Поэтому часть учения Хабермаса нацелена на то, чтобы разработать последовательную программу универсальной значимости коммуникативных действий, а одновременно и программу если не предотвращения, то, по крайней мере, диагностирования и лечения патологии в сфере общественной коммуникации. Такую патологию Хабермас понимает как формы "систематически нарушаемой коммуникации".

     Своеобразие философской теории Хабермаса заключается  в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Теория познания возможна лишь в качестве теории общества - мысль, проходящая через все творчество Хабермаса.

     Формулировки  и понятия Хабермаса оказали  и продолжают оказывать заметное влияние на современную мысль. Выдвинутые им в 1960-е годы понятия эмансипации, теоретико-познавательного интереса, коммуникации, дискурса в 1970-е годы были развиты в концепции «кризиса легитимности позднего капитализма», а в 1980-е годы дополнены терминами и афоризмами, получившими распространение в языке не только ученых, но и широкой публики («колонизация жизненного мира», «новая непрозрачность» и др.).

Полемика Хабермаса  с «историческим ревизионизмом» консервативных немецких историков дала толчок дебатам, вышедшим далеко за пределы академического спора историков. Продуктивное восприятие идей Хабермаса ощутимо во многих странах, особенно в США, где его влияние на молодых радикально настроенных интеллектуалов едва ли не сильнее, чем в ФРГ. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     . По мере своего творческого развития Хабермас все дальше удалялся от учения Маркса и от идей философского марксизма. Своеобразие философской теории Хабермаса заключается в том, что он связал понятие разума с эмпирической теорией социальной эволюции, разработанной Марксом, Вебером и Парсонсом. Теория познания возможна лишь в качестве теории общества - мысль, проходящая через все творчество Хабермаса. В противовес Марксу Хабермас четко различает философию истории и теорию общественной эволюции. Центральное место в творчестве ученого занимает «Теория коммуникативного действия».

     Хабермас  ввел ряд фундаментальных для  Теории коммуникативного действия понятий. Воплощением инструментального  действия Хабермас считает сферу  труда. Это действие упорядочивается  согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются – в соответствии с критериями эффективности, контроля над действительностью – определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Под коммуникативным действием Хабермас уже в работах 60-х годов, понимает такое взаимодействие, по крайней мере двух индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное действие - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Это согласие относительно ситуации и ожидаемых следствий основано скорее на убеждении, чем на принуждении. Оно предполагает координацию тех усилий людей, которые направлены именно на взаимопонимание.

     Теория  коммуникативного действия – значительное социальное и социологическое знание о современном обществе, указывающее на пути его преобразования и гуманизации. Вместе с тем следует отметить, что в теории есть предмет для полемики, для того дискурса, который оказался в центре проективных концепций философа.

     Логическим  продолжением теории коммуникативного действия является модель «делиберативной демократии», которую в последние годы активно разрабатывает Ю. Хабермас.

     Нормативная модель делиберативной демократии опирается на идеал сообщества свободных и равных индивидов, которые в политической коммуникации определяют формы своей совместной жизни. В качестве масштаба для оценки демократичности реального политического процесса Хабермас использует понятие процедуры обсуждения политических вопросов и принятия политических решений как некий идеальный тип.

     Основная  идея ученого заключается в следующем: в современных обществах демократия как политический порядок не может опираться на субстанционально единую, как бы заранее переформированную «волю народа». Если идея коллективного самоопределения вообще еще сохраняет свой практический смысл, то демократическая самоорганизация должна мыслиться как процесс, как процедура формирования мнений и воли народа.

     Суть и новизна проективных концепций Ю.Хабермаса состоит в выявлении социокультурного потенциала, который открывает возможность на основе определенным образом организованных коммуникативных связей преодолеть существующие кризисные ситуации и стимулировать направленность в сторону этического рационализма, что, по замыслу и убежденности автора, будет способствовать расширению перспектив как свободного творческого развития человека, так и гуманизации общества в целом.

     Социально-философская  теория Ю. Хабермаса является одним из крупнейших проектов XX века и по своему значению и теоретической глубине стоит в одном ряду с концепциями признанных классиков социальной философии.

 

Список использованной литературы:

  1. Алексеева Т. А. Современные политические теории /Т. А. Алексеева

     –  М. РОССПЭН 2001. – 479 с.

  1. Бусова Н. А. Юрген Хабермас о становлении коммуникативного действия / Н.А. Бусова // Вопросы философии. – 2006. – №10 - Стр. 153-166.
  2. Луман Н. Что такое коммуникация?/Н. Луман//Социологический журнал – 1995. – №5.
  3. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации/Г.Г. Почепцов М., 2001. – 488 с.
  4. Фурс В.Н. Философия незавершенного модерна Юргена Хабермаса. М.: Экономпресс, 2000. - 224
  5. Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия (фрагменты)

    // Личность. Культура. Общество. - 2003.- № 1-2. - С. 254-263.

  1. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие.

    СПб.: Наука, 2006. – 377 с.

  1. Хабермас Ю. Вовлечение другого: Очерки полит. Теории/ Пер. с нем. Медведева Ю.С. Под ред. Скляднева Д.В. - СПб.: Наука, 2001. - 417 с.
  2. Хабермас Ю. Модерное сознание времени и ее потребность в самоудостоверении// Философские науки. - 1997.-№2. - С. 46-54.
  3. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий// Социологические исследования. - 2006.-N 1. - C. 45-53.
  4. Хабермас Ю. От картин мира к жизненному миру.

    //Вестник  Московского университета. Серия  7. Философия. - 2010. - № 1. - С. 3-14.

  1. http://ru.wikipedia.org/Хабермас
  2. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st079.shtml
  3. http://polbu.ru/sokolov_communi/ch04_i.html

Информация о работе Творчество Юргена Хабермаса