Типология государственных должностей как основа моделирования деятельности персонала государственной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 21:52, курсовая работа

Описание

В связи с этим целью курсовой работы является изучить типологию государственных должностей и проанализировать их влияние на деятельность персонала государственной службы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса взаимосвязанных задач:
рассмотреть законодательство, регулирующее вопросы государственной службы и государственных должностей и проанализировать его действие на различных уровнях управления;
разграничить понятия «государственные должности» и «должности государственной гражданской службы»;
дать классификацию должностей государственной гражданской службы;
охарактеризовать реестры и классные чины должностей государственной службы;
выявить проблемы, возникающие на государственной службе на государственных должностях и показать способы их решения.

Содержание

Содержание
Введение …………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Законодательство, регулирующее вопросы государственной службы и государственных должностей ……………………………….. 5
1.1. Законодательство, действующее на федеральном уровне …….. 5
1.2. Применение законодательства на уровне субъектов РФ ……… 8
1.3. Проблемы, связанные с законодательством и пути их решения 11
Глава 2. Применение государственных должностей в качестве моделирования деятельности персонала государственной службы ……………13
2.1. Разграничение понятий государственных должностей и должностей государственной гражданской службы …………………………………… 13
2.2. Классификация должностей государственной гражданской службы 15
2.3. Реестры и классные чины должностей гражданской службы …….. 18
Глава 3. Проблемные аспекты государственной службы на государственных должностях и способы их решения …………………………….. 22
3.1. Кадровый голод на государственной гражданской службе ……… 22
3.2. Урегулирование конфликта интересов на государственной службе 25
Заключение…………………………………………………………………… 30
Список литературы ……………………………………………………….. 32
Введение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 72.88 Кб (Скачать документ)

   Законодательством субъекта РФ также определяются возмещение расходов, связанных со служебными командировками, а также с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность, при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (ст.52); порядок и условия транспортного обслуживания (ст.53); порядок и условия получения единовременной субсидии на приобретение жилой площади один раз за весь период гражданской службы (п.4 ст.53) и ряд других положений.

   3. Нормативные правовые  акты органов власти  субъектов РФ. К их числу относятся иные акты законодательных органов, акты высших должностных лиц, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Применение законодательства о государственной гражданской службе на уровне субъектов РФ можно рассмотреть на примере Ростовской области.

   С принятием № 79-ФЗ Администрацией Ростовской области совместно с Законодательным Собранием области приняты необходимые меры по приведению законодательства, регулирующего порядок прохождения государственной службы области, в соответствие с нормами этого закона.

   Так, Законодательным Собранием области  был принят Областной закон от 26 июля 2005 года № 344 «О государственной  гражданской службе Ростовской области, а также Областной закон от 26 июля 2005 года № 345-3C «О Реестре государственных должностей Ростовской области и Реестре должностей государственной гражданской службы Ростовской области». Последним были отменены 14 ранее действовавших областных законов по вопросам отнесения должностей к вышеуказанным реестрам.

   В рамках полномочий, предоставленных Областным законом «О государственной гражданской службе Ростовской области», Главой Администрации (Губернатором) области принят ряд постановлений Администрации

 области  и распоряжений, регулирующих порядок  поступления на гражданскую службу, ее прохождения и прекращения.

   В их числе:

   - Постановление Администрации Ростовской  области от 27.03.2006 № 106 «О проведении  в Администрации Ростовской области  конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы и на включение в кадровый резерв»;

   - Постановление Администрации Ростовской  области от 16.05.2007 года № 199 «Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам государственных гражданских служащих».

   Указом  Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 утверждена примерная форма служебного контракта о прохождении государственной службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ.

   В соответствии с требованиями этого  указа в государственных органах Ростовской области была организована работа по переоформлению ранее заключенных трудовых договоров в служебные контракты.

   Федеральный закон и указ Президента РФ устанавливают единый порядок конкурсного замещения должностей как федеральной службы, так и службы субъектов РФ. В отдельных нормативных правовых актах государственных органов регулируется порядок проведения тестирования кандидатов, конкурсных заданий, индивидуального собеседования и т.д., определены критерии оценки.

      В государственных органах Ростовской области подготовлены документы, раскрывающие порядок проведения конкурса и работы комиссии.

   В аппарате Администрации области, министерстве труда и социального развития области, комитете по охране окружающей среды и природных ресурсов накоплен опыт методического обеспечения конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы. Оценка кандидатов проводится поэтапно, включает различные методы, в том числе анкетирование, тестирование, выполнение практических заданий с использованием компьютера, написание рефератов, собеседование с кандидатами3.

 

   1.3. Проблемы, связанные с законодательством и пути их решения

   Законодательство, регулирующее вопросы госслужбы, не исполняется в должной мере. Это связано со многими проблемами. Особо важная из них – несоблюдение законодательства или ненадлежащее его исполнение. Для решения ее предлагается использовать контроль и надзор за соблюдением законодательства. Надзор и контроль как сложные управленческие явления используются для отслеживания, анализа и оценки результатов исполнения законов, актов, иных управленческих решений по вопросам госслужбы.

   Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства о государственной службе осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (ст.67 № 79-ФЗ).

   Надзор - специфическая разновидность государственного контроля, состоящая в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления государственной службой разнообразных норм, правил, закрепленных в законах и актах. Осуществляется в отношении органов исполнительной власти, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектами надзора является органы федерального надзора.

   Цель  органов надзора — обеспечение четкого, единообразного исполнения специальных норм и правил, то есть обеспечение законности в управлении госслужбой. Реализация цели происходит путем предупреждения, пресечения правонарушений, привлечения к ответственности виновных лиц.

  Контроль представляет более широкое понятие, не ограниченное кругом вопросов, связанных с соблюдением актов. Контроль сам по себе не представляет первичной деятельности, ибо касается действий, осуществляемых независимо от контроля. Вместе с тем контроль является и самостоятельным видом работы. Его сущность состоит в наблюдении за соответствием деятельности объекта полученным от субъекта предписаниям.

    Контроль  — это проверка соответствия достигаемых госслужбой результатов поставленным целям, то есть одна из функций управления госслужбой. Служебно-правовое назначение контроля позволяет говорить о его самостоятельности. Ведь контроль, с одной стороны, направляет процесс управления госслужбой по установленным моделям, корректируя поведение служащего как подконтрольного объекта. С другой стороны, он сопровождает такие функции управления, как организация, планирование, регулирование госслужбы, кадровое обеспечение практической реализации их функций.

   Контроль  за соблюдением законодательства о государственной  службе - это контроль над соблюдением государственными служащими законов и других актов, осуществляемый компетентными органами государства в пределах своих прав и обязанностей с целью обеспечения законности, стабильности и эффективности работы государственной службы посредством сокращения численности персонала и расходов на него, совершенствования структуры и противодействия бюрократизации государственного аппарата.

 

   Глава 2. Характеристика государственных должностей как основа моделирования деятельности персонала государственной службы

   2.1. Разграничение понятий  государственных  должностей и должностей государственной гражданской службы

      Необходимо разграничить понятия «государственная должность» и «должность государственной гражданской службы».

      Должность является исходным началом организационной структуры любой деятельности. Чтобы успешно решать задачи по достижению целей, обычно и создаются должности, а затем на них подбираются работники. Специфика той или иной отрасли всегда реализуется в специфике должностей. В конечном счете, именно совокупность профессиональных должностей образует реальную основу, несущую конструкцию организации. Именно под должности с учетом их специфики оборудуются рабочие места, которые снабжаются средствами производства, техникой, ресурсами.

      В государственном управлении встречаются  два понятия: «государственная должность» и «должность государственной гражданской службы».

      Понятие «государственная должность» используются в двух смыслах: 1) как общее название всех должностей, которые введены в государственном управлении; 2) как название для должностей политических руководителей, исполняющих полномочия РФ и ее субъектов. Это должности для «непосредственного исполнения полномочий» государства и его органов4.

      На обыденном уровне понятие «государственная должность» используется как название должностей государственно-хозяйственного персонала. В п.6 ст.8 ФЗ «О системе госслужбы РФ» сказано: «в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта РФ могут быть предусмотрены должности, не являющиеся должностями госслужбы. Трудовая деятельность таких работников регулируется законодательством РФ о труде».

      Теперь  необходимо определиться с должностями  государственной гражданской службы. Понятие «должность государственной (гражданской) службы» различными авторами определяется почти одинаково. Например, по мнению А. Ф. Ноздрачева, такая должность – это «простейшая ячейка государственного аппарата, предназначенная для одного работника, определяющая его место и роль, стабильный круг обязанностей»5. С точки зрения Д. М. Овсянко, под должностью понимается учреждаемая в установленном порядке структурная единица государственного органа, определяющая содержание и объем полномочий и ответственности лица, а также расходы его нанимателя за выполняемую работу в этом органе»6.

      Подобные  должности предназначаются не для прямого и непосредственного исполнения полномочий государственного органа, а для «обеспечения» такого исполнения. Политические руководители непосредственно исполняют полномочия государственных органов, а гражданские служащие в основном обеспечивают это исполнение.

      Должность государственной гражданской службы есть совокупность административных обязанностей, прав и ответственности служащего по обеспечению деятельности лиц, замещающих государственные должности, оказанию услуг населению и исполнению полномочий органа.

      Другими словами, в должности гражданской  службы сосредоточиваются обязанности конкретного работника по оказанию услуг руководителям государственного органа и населению, а также в отдельных случаях и по исполнению полномочий данного государственного органа7.

      Согласно  ФЗ «О системе госслужбы РФ» учреждаемые в государственном органе государственные должности должны быть соотносимы с другими должностями независимо от вида государственной службы. Однако пока этот вопрос не получил нормативной разработки.

2.2. Классификация должностей  государственной  гражданской службы

      Должность обычно создается для удовлетворения постоянной потребности государственной администрации в выполнении определенных функций. Важным условием является способ замещения (назначение, конкурс, избрание, зачисление), согласно которому служащий вводится в штат госслужбы и получает специальное звание, ранг, классный чин (разряд).

Должности государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или иным нормативно-правовым актом РФ или ее субъекта.

     Должности гражданской службы подразделяются на:

- должности  федеральной государственной гражданской  службы;

- должности  государственной гражданской службы  субъекта РФ;

- воинские  должности;

- должности  правоохранительной службы.

      Ключевыми признаками должности гражданской  службы являются:

а) это  должность в органах государственной  власти – федеральных и субъектов РФ, а также в иных органах, образуемых в соответствии с Конституцией;

б) это  должность с определенным кругом обязанностей;

в) это  должность с денежным содержанием, в которое включается должностной оклад, надбавки к нему, техническое обеспечение должности и пр.;

г) это  должность с ответственностью за нарушение должностных действий по службе, а ровно за недостижение цели по вине госслужащего8.

      Специфика структуры  должностей предполагает их распределение по различным категориям, группам и чинам в зависимости  от служебных ролей. В соответствии с ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (гл. 2) в системе государственного управления для гражданских служащих федерального и регионального уровней проводится деление по категориям. Их 4: руководители, помощники, специалисты и обеспечивающие специалисты.

      Категория «руководители» - это должности руководителей и заместителей руководителей органов и их подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов исполнительной власти и их подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограничения срока.

Информация о работе Типология государственных должностей как основа моделирования деятельности персонала государственной службы