Правовые основы инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:46, реферат

Описание

Понятие "инвестиции" является ключевым в инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование

Работа состоит из  1 файл

гордеева света.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)
 
 

Правовые основы инвестиционной деятельности 

Введение

 Понятие "инвестиции" является ключевым в инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование. В связи с чем, на сегодняшний день не выработано единого, общепринятого, в юридическом смысле, понятия "инвестиции" ни в литературе, ни в законодательстве различных государств.

   В процессе привлечения инвестиций, их вложения и функционирования, инвестиционное законодательство, наряду с иными отраслями, имеет важное значение. Именно оно должно создавать условия для эффективного использования инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, государством-реципиентом, предусматривать стабильный правовой режим, необходимые льготы и гарантии.

   В целях правового регулирования отношений по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь в 2001 году был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.

  1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности

Инвестиции - это  слово иностранного происхождения: от лат. "in-vestire" - "одевать" в  широком смысле трактуется как "вложения в будущее"; "любые имеющиеся  средства, облеченные, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, приносящее выгоду”.

  Легальное определение понятия "инвестиции" закреплено в статье 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N 37-З (далее по тексту сокращенно - ИК Республики Беларусь), в соответствии с которой под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

   По сути, инвестиции - это имущество в широком его понимании, и отношения по передаче, вложению, использованию инвестиций в процессе осуществления той или иной деятельности, будут являться имущественными, товарно-денежными, стоимостными, т.е. гражданско-правовыми. Но, тем не менее, "такое имущество" имеет свою специфику, что обусловливает его отдельное инвестиционное регулирование и даже название. 
 
 
 

Специфика проявляется  в том, что имущество, именуемое  инвестициями:

1) всегда кому-то  принадлежит на вещном или  ином праве.

2) отвлекается от целей удовлетворения текущих потребностей, которые удовлетворяются за счет иных средств, также, именуемых имуществом.

3) вкладывается  в определенные объекты, создание, использование которых позволит  получить прибыль и (или) достичь  иной значимый эффект (результат), как правило, в будущем.

4) названные  цели инвестиций могут быть  как предпринимательскими, коммерческими  - цель - получение прибыли, так  и некоммерческими - цель - достижение  иного значимого результата (эффекта).

5) имущество  служит, в первую очередь, удовлетворению интереса того лица, которому оно принадлежит. Интерес этот является не любым, а соотносится с целью получения прибыли и (или) достижения иного значимого эффекта (результата) для лица, вкладывающего инвестиции.

6) данное имущество в процессе вложения в определенные объекты часто связано с риском его утраты или утраты прибыли.

Указанные признаки можно считать общими для понятия "инвестиции", применимыми к  отдельным видам инвестиций. Инвестиции являются особым объектом гражданских прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся, в большей своей массе, по сути, гражданско-правовыми.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в  производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Отношения, связанные  с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.

Направление инвестиций юридических и физических лиц  Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.

Согласно ст. 4 ИК Республики Беларусь объектами  инвестиционной деятельности являются:

недвижимое имущество, в том числе предприятие как  имущественный комплекс;

ценные бумаги;

интеллектуальная  собственность.

Законодательными актами Республики Беларусь определяются объекты, находящиеся только в собственности Республики Беларусь,  
 
 
 

что не исключает  инвестиционной деятельности в отношении  этих объектов.

Законодательными  актами Республики Беларусь устанавливается  перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Инвестиционная  деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:

· создание юридического лица;

· приобретение имущества или имущественных  прав, а именно:

· доли в уставном фонде юридического лица, включая  случаи увеличения уставного фонда  юридического лица;

· недвижимости;

· ценных бумаг;

· прав на объекты  интеллектуальной собственности;

· концессий;

· оборудования;

· других основных средств.

2. Формы и  методы государственного регулирования  инвестиционной деятельности

В соответствии со ст.8 ИК Республики Беларусь государственное  регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:

1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:

1.1. принятия  государственных инвестиционных  программ и финансирования их  за счет средств республиканского  бюджета;

1.2. предоставления  централизованных инвестиционных  ресурсов из средств республиканского бюджета для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, срочности и возвратности;

1.3. предоставления  гарантий Правительства Республики  Беларусь по кредитам, привлекаемым  для реализации инвестиционных  проектов;

1.4. проведения  государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;

1.5. предоставления  концессий национальным и иностранным  инвесторам.

2. Создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности путем:

2.1. оказания  инвесторам государственной поддержки;

2.2. защиты интересов  инвесторов;

2.3. создания  на территории Республики Беларусь  свободных экономических зон;

2.4. определения  условий владения, пользования и  распоряжения землей, недрами, водами  и лесами;

2.5. принятия  антимонопольных мер и пресечения  недобросовестной конкуренции;

2.6. определения  условий приватизации объектов, находящихся в государственной  собственности;

2.7. содействия  развитию рынка ценных бумаг;

2.8. проведения  эффективной бюджетно-финансовой, налоговой,  денежно-кредитной и валютной политики; 
 
 

2.9. использования  других форм и методов государственного  регулирования в соответствии  с законодательством Республики  Беларусь.

3. Виды государственной  поддержки инвестиционной деятельности

Одной из значимых форм государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание благоприятных условий в форме оказания государственной поддержки.

В процессе осуществления  инвестиционной деятельности, в том  числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право  получить государственную поддержку.

Государственная поддержка оказывается с целью  стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.

Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:

· гарантий Правительства  Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора).

· централизованных инвестиционных ресурсов - финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.

3.1 Гарантии Правительства  Республики Беларусь под привлекаемые  иностранные кредиты

Прежде чем  говорить о гарантиях Правительства Республики Беларусь, необходимо определить сущность понятий иностранный кредит и иностранный кредитор. В соответствии с п.3 ст.26 ИК Республики Беларусь иностранными кредиторами являются иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации и иностранные юридические лица, предоставляющие Республике Беларусь либо юридическим лицам Республики Беларусь (далее - инвестор (заемщик) кредиты в иностранной валюте.

Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранный кредит является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии и инвестиционный проект, получивший заключение государственной комплексной экспертизы, включая заключение Министерства финансов Республики Беларусь, вносятся со всеми материалами Министерством экономики Республики Беларусь в Правительство Республики Беларусь в течение 30 дней со дня завершения государственной комплексной экспертизы.

Предложения о  предоставлении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь для рассмотрения целесообразности их использования  
 
 

направляются  республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), получившим указанные предложения от иностранного кредитора или от белорусского инициатора использования кредитов (инвестора (заемщика), в Министерство экономики Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство иностранных дел Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь.

При необходимости  проекты кредитных соглашений могут  быть направлены в Министерство юстиции  Республики Беларусь для дачи юридического заключения, после чего в случае положительного заключения данные предложения по вопросу о привлечении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения  о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания кредитного соглашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Министерством финансов Республики Беларусь, банком, уполномоченным решением Правительства Республики Беларусь обслуживать иностранные кредиты (далее - банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке переуступки, использования и погашения иностранного кредита.

Существенными условиями такого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Министерству финансов Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заемщика).

Информация о работе Правовые основы инвестиционной деятельности