Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:46, реферат
Понятие "инвестиции" является ключевым в инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование
Правовые основы
инвестиционной деятельности
Введение
Понятие "инвестиции" является ключевым в инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование. В связи с чем, на сегодняшний день не выработано единого, общепринятого, в юридическом смысле, понятия "инвестиции" ни в литературе, ни в законодательстве различных государств.
В процессе привлечения инвестиций, их вложения и функционирования, инвестиционное законодательство, наряду с иными отраслями, имеет важное значение. Именно оно должно создавать условия для эффективного использования инвестиций субъектами инвестиционной деятельности, государством-реципиентом, предусматривать стабильный правовой режим, необходимые льготы и гарантии.
В целях правового регулирования отношений по привлечению и использованию инвестиций в Республике Беларусь в 2001 году был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь.
1. Понятие инвестиций и инвестиционной деятельности
Инвестиции - это слово иностранного происхождения: от лат. "in-vestire" - "одевать" в широком смысле трактуется как "вложения в будущее"; "любые имеющиеся средства, облеченные, призванные служить удовлетворению будущих потребностей, для чего они отвлекаются от текущего использования и вкладываются в определенное дело, приносящее выгоду”.
Легальное определение понятия "инвестиции" закреплено в статье 1 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. N 37-З (далее по тексту сокращенно - ИК Республики Беларусь), в соответствии с которой под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
По сути,
инвестиции - это имущество в широком его
понимании, и отношения по передаче, вложению,
использованию инвестиций в процессе
осуществления той или иной деятельности,
будут являться имущественными, товарно-денежными,
стоимостными, т.е. гражданско-правовыми.
Но, тем не менее, "такое имущество"
имеет свою специфику, что обусловливает
его отдельное инвестиционное регулирование
и даже название.
Специфика проявляется в том, что имущество, именуемое инвестициями:
1) всегда кому-то принадлежит на вещном или ином праве.
2) отвлекается от целей удовлетворения текущих потребностей, которые удовлетворяются за счет иных средств, также, именуемых имуществом.
3) вкладывается
в определенные объекты,
4) названные цели инвестиций могут быть как предпринимательскими, коммерческими - цель - получение прибыли, так и некоммерческими - цель - достижение иного значимого результата (эффекта).
5) имущество служит, в первую очередь, удовлетворению интереса того лица, которому оно принадлежит. Интерес этот является не любым, а соотносится с целью получения прибыли и (или) достижения иного значимого эффекта (результата) для лица, вкладывающего инвестиции.
6) данное имущество в процессе вложения в определенные объекты часто связано с риском его утраты или утраты прибыли.
Указанные признаки можно считать общими для понятия "инвестиции", применимыми к отдельным видам инвестиций. Инвестиции являются особым объектом гражданских прав, по поводу которых возникают соответствующие правоотношения, именуемые инвестиционными, являющиеся, в большей своей массе, по сути, гражданско-правовыми.
Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Отношения, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также инвестиционными договорами с Республикой Беларусь.
Направление инвестиций юридических и физических лиц Республики Беларусь на территорию иностранных государств регулируется Инвестиционным кодексом, иными актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь, а также законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность.
Согласно ст. 4 ИК Республики Беларусь объектами инвестиционной деятельности являются:
недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
ценные бумаги;
интеллектуальная собственность.
Законодательными
актами Республики Беларусь определяются
объекты, находящиеся только в собственности
Республики Беларусь,
что не исключает инвестиционной деятельности в отношении этих объектов.
Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.
Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
· создание юридического лица;
· приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
· доли в уставном фонде юридического лица, включая случаи увеличения уставного фонда юридического лица;
· недвижимости;
· ценных бумаг;
· прав на объекты интеллектуальной собственности;
· концессий;
· оборудования;
· других основных средств.
2. Формы и
методы государственного
В соответствии со ст.8 ИК Республики Беларусь государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает:
1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путем:
1.1. принятия
государственных
1.2. предоставления
централизованных
1.3. предоставления
гарантий Правительства
1.4. проведения государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов;
1.5. предоставления
концессий национальным и
2. Создание благоприятных
условий для развития
2.1. оказания
инвесторам государственной
2.2. защиты интересов инвесторов;
2.3. создания
на территории Республики
2.4. определения условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
2.5. принятия
антимонопольных мер и
2.6. определения условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
2.7. содействия развитию рынка ценных бумаг;
2.8. проведения
эффективной бюджетно-
2.9. использования
других форм и методов
3. Виды государственной
поддержки инвестиционной
Одной из значимых форм государственного регулирования инвестиционной деятельности является создание благоприятных условий в форме оказания государственной поддержки.
В процессе осуществления инвестиционной деятельности, в том числе при реализации инвестиционных проектов, инвесторы имеют право получить государственную поддержку.
Государственная поддержка оказывается с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь.
Государственная поддержка инвестиционной деятельности оказывается в виде предоставления:
· гарантий Правительства Республики Беларусь - обязательство Республики Беларусь, от имени которой выступает Правительство Республики Беларусь, перед кредитором отвечать за исполнение обязательств заемщика (инвестора).
· централизованных инвестиционных ресурсов - финансовые ресурсы государства, в том числе средства республиканского бюджета, предусматриваемые для оказания государственной поддержки инвестиционных проектов.
3.1 Гарантии Правительства
Республики Беларусь под
Прежде чем
говорить о гарантиях Правительства
Республики Беларусь, необходимо определить
сущность понятий иностранный кредит
и иностранный кредитор. В соответствии
с п.3 ст.26 ИК Республики Беларусь иностранными
кредиторами являются иностранные государства
и их административно-
Гарантии Правительства Республики Беларусь предоставляются иностранным кредиторам на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под иностранный кредит является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии и инвестиционный проект, получивший заключение государственной комплексной экспертизы, включая заключение Министерства финансов Республики Беларусь, вносятся со всеми материалами Министерством экономики Республики Беларусь в Правительство Республики Беларусь в течение 30 дней со дня завершения государственной комплексной экспертизы.
Предложения о
предоставлении иностранных кредитов
под гарантии Правительства Республики
Беларусь для рассмотрения целесообразности
их использования
направляются
республиканским органом
При необходимости проекты кредитных соглашений могут быть направлены в Министерство юстиции Республики Беларусь для дачи юридического заключения, после чего в случае положительного заключения данные предложения по вопросу о привлечении иностранных кредитов под гарантии Правительства Республики Беларусь вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.
После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под иностранный кредит и до оформления этой гарантии, а также до подписания кредитного соглашения по кредиту инвестор (заемщик) должен заключить с Министерством финансов Республики Беларусь, банком, уполномоченным решением Правительства Республики Беларусь обслуживать иностранные кредиты (далее - банк-агент), и банком-гарантом договор о порядке переуступки, использования и погашения иностранного кредита.
Существенными условиями такого договора являются обеспечение исполнения обязательств инвестора (заемщика) и его ответственность, включая предоставление Министерству финансов Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством, права взыскания подлежащих уплате инвестором (заемщиком) средств в бесспорном порядке со счетов инвестора (заемщика).
Информация о работе Правовые основы инвестиционной деятельности