Правовые основы инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 20:46, реферат

Описание

Понятие "инвестиции" является ключевым в инвестиционном законодательстве, для определения наличия или отсутствия инвестиционных правоотношений и инвестиционных споров, правильного их разрешения. Содержание легального определения "инвестиции" оказывает непосредственное влияние на развитие экономики любого государства, отражает ее тенденции. Каждое государство в зависимости от своих целей и приоритетов по-своему определяет инвестиции в законодательстве и устанавливает соответствующее правовое регулирование

Работа состоит из  1 файл

гордеева света.doc

— 88.00 Кб (Скачать документ)

Финансирование  инвестиционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором (заемщиком) торгов (тендеров) по закупкам необходимых для реализации проекта  товаров (работ, услуг) и подписания по их результатам договора (договоров) на их поставку.

В случае неисполнения инвестором (заемщиком) в установленные  сроки обязательств по платежам за иностранные кредиты и невозможности  взыскания средств с инвестора (заемщика) в установленном порядке  эти обязательства исполняются  банком-гарантом.

В случае неисполнения обязательств по платежам за иностранные  кредиты инвестором (заемщиком) и  банком-гарантом и предъявления иностранным  кредитором в соответствии с гарантией  Правительства Республики Беларусь платежных требований к Правительству  Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь по решению Правительства Республики Беларусь производит платеж из средств, предусматриваемых в законе Республики Беларусь о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.

Контроль за целевым и своевременным использованием иностранных кредитов, а также своевременным погашением задолженности по иностранным кредитам осуществляется банком-агентом, банком-гарантом, Министерством финансов  
 
 

Республики Беларусь и республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, а также иными органами валютного контроля в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3.2 Гарантии Правительства  Республики Беларусь под привлекаемые  кредиты банков Республики Беларусь

Условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом.

Гарантия Правительства  Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения  Правительства Республики Беларусь.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения  о предоставлении гарантии под кредиты  банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет  гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

Контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным  погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

3.3 Централизованные  инвестиционные ресурсы

Что касается централизованных инвестиционных ресурсов, то согласно ст. 40 ИК Республики Беларусь они предоставляются из средств республиканского бюджета в ежегодно формируемой Государственной инвестиционной программе в размере не менее 10 процентов от общего объема государственных капитальных вложений, установленных законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, и предоставляются на основе платности, срочности и возвратности в виде:

средств для  финансирования инвестиционных проектов; 
 
 
 

гарантий Правительства  Республики Беларусь под привлекаемые кредиты банков Республики Беларусь;

Государственная поддержка в виде выделения средств  за счет централизованных инвестиционных ресурсов предоставляется инвесторам при условии, что в реализацию инвестиционного проекта ими  вкладываются собственные средства в размере не менее 20 процентов от общего объема инвестиций по данному проекту.

В приоритетном порядке осуществляется государственная  поддержка инвестиционных проектов с привлечением новых и высоких  технологий.

Рассмотрение  и отбор инвестиционных проектов, получивших заключение государственной комплексной экспертизы, для оказания государственной поддержки в виде выделения средств за счет централизованных инвестиционных ресурсов осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь, которое формирует перечень инвестиционных проектов и вносит в рамках Государственной инвестиционной программы на утверждение Президенту Республики Беларусь.

Финансирование  инвестиционного проекта осуществляется при условии проведения инвестором торгов (тендеров) по закупкам необходимых  для реализации проекта товаров (работ, услуг) и подписания по их результатам договора на их поставку.

4. Инвестиционный  договор. Концессия

Продолжая тему государственной поддержки при  реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Республики Беларусь, нельзя обойти такой институт как «инвестиционный договор».

В соответствии с Положением о порядке рассмотрения Правительством Республики Беларусь проектов инвестиционных договоров с Республикой  Беларусь и особенностях их заключения (утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 апреля 2002 года №444) под инвестиционным договором понимается договор между Республикой Беларусь (в лице Правительства Республики Беларусь или уполномоченного им республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь) и национальными или (и) иностранными инвесторами, определяющий порядок осуществления инвестиционной деятельности в период реализации инвестиционных проектов этих инвесторов.

Ответственным за обеспечение подготовки проектов инвестиционных договоров к рассмотрению Правительством Республики Беларусь является Министерство экономики.

Инвестиционная  деятельность в отношении недр, вод, лесов, земель и объектов, находящихся только в собственности государства, либо деятельность, на осуществление которой распространяется исключительное право государства, могут осуществляться на основе концессий.

Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой  Беларусь в лице Правительства Республики Беларусь с национальными инвесторами, в том числе юридическими лицами частной формы собственности либо (и) юридическими лицами, в имуществе которых доля Республики Беларусь, ее административно- 
 

территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов, или (и) иностранными инвесторами (концессионерами) о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.

В инвестиционном законодательстве существует несколько  видов концессионных договоров:

· полный концессионный  договор;

· концессионный  договор о разделе продукции;

· концессионный  договор об оказании услуг (выполнении работ).

На основании  решения Президента Республики Беларусь о необходимости концессии в  отношении отдельного вида деятельности или имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь и (или) уполномоченный им республиканский орган государственного управления (государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь) подготавливают концессионные предложения и организуют заключение концессионных договоров от имени Республики Беларусь.

5. Инвестиционная  деятельность иностранных инвесторов  на территории Республики Беларусь  и правовое регулирование направления  инвестиций на территорию иностранных  государств

Согласно ст. 5 Конвенции о защите прав инвестора  условия осуществления инвестиций, а также правовой режим деятельности инвесторов в связи с осуществленными  инвестициями не могут быть менее  благоприятными, чем условия режима деятельности связанных с ними юридических лиц страны-реципиента Страна-реципиент - государство, на территории которого находится объект инвестирования (ст. 1 Конвенции о защите прав инвестора (г.Москва, 28.03.1997), ратифицированной Законом Республики Беларусь от 11.11.1997 N 78-З (зарегистрирован в НРПА 20.03.2001, N 2/618))., за исключением изъятий, которые могут устанавливаться национальным законодательством страны-реципиента. Ограничение деятельности иностранных инвесторов устанавливается ИК Республики Беларусь ст.78:

Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах:

обеспечения обороны  и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь;

изготовления  и реализации наркотических, сильнодействующих  и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь.

Иностранные инвестиции в имуществе юридических лиц, занимающих монопольное положение  на рынке Республики Беларусь, без  согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных  инвестиций и  
 
 
 

в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и  представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные  инвестиции составляют объем, эквивалентный  не менее чем 20000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями. Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, порядок создания которых определяется ИК Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Юридические и  физические лица Республики Беларусь имеют право осуществлять инвестиционную деятельность за пределами Республики Беларусь в любой форме.

Регулирование направления инвестиций на территорию иностранных государств осуществляется в соответствии с ИК Республики Беларусь, иными актами законодательства, законодательством государства, на территории которого осуществляется инвестиционная деятельность, а также международными договорами Республики Беларусь.

Согласно Постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 29 мая 1992 г. N 324 «Об инвестиционной деятельности белорусских субъектов хозяйствования за границей» юридические и физические лица республики, получившие в установленном порядке право на внешнеэкономическую деятельность, могут осуществлять ее за рубежом путем:

· создания в  иностранных государствах хозяйственных  структур, в том числе страховых  и перестраховочных организаций, их филиалов и представительств, либо участия в их капитале и в органах  управления;

· приобретения акций и паев существующих за рубежом фирм и предприятий, а также проведение операций с ценными бумагами на фондовых биржах;

· приобретения для осуществления и развития своей хозяйственной деятельности земельных участков, зданий и сооружений (собственность за рубежом);

· учреждения за рубежом банков с участием белорусского капитала, филиалов (представительств) белорусских банков. 

Заключение 

В процессе привлечения  инвестиций, их вложения и функционирования, инвестиционное законодательство наряду с иными отраслями, имеет важное значение.

Информация о работе Правовые основы инвестиционной деятельности