Основы государственной службы в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:46, контрольная работа

Описание

Реформирование государственной службы Российской Федерации – один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Замысел реформы государственной службы состоял в необходимости решения ряда основополагающих для данного института проблем, сводящихся к устранению противоречий и пробелов в законодательстве РФ о государственной службе, установлению соответствия социального и правового положения государственного служащего степени возлагаемой на него ответственности, использованию новых современных технологий государственного управления в масштабах реализуемых государственных программ и проектов, повышению авторитета государственной службы. Главные направления реформы раскрыты в Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 15 августа 2001 года.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1Понятие, сущность, правовые основы, принципы государственной службы Российской Федерации………………………………….……5
2 Виды государственной службы…………………………………….11
Заключение…………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………….19

Работа состоит из  1 файл

Основы государственной службы в Рф.docx

— 37.35 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………3

1Понятие, сущность, правовые основы, принципы государственной службы Российской Федерации………………………………….……5

2 Виды государственной службы…………………………………….11

Заключение…………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………….19

 
 

Введение

Сколько существует государство, столько существует гражданская  служба. Государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Она является одним из основных институтов административного права.

Государственная служба представляет своеобразные отношения служащих к  государству. Характер этих отношений  существенно меняется в истории  сообразно с изменениями государственного строя, поэтому столь же разными  являются и воззрения на юридическую  сущность этих отношений.

Государственная служба –  это публичная служба, то есть служба в органах публичной власти. Попытки  определить понятие «государственная служба» известны в отечественной  юридической науке. Самое общее  определение предлагал видный русский  государствовед Н.М. Коркунов. По его  мнению, службу государству в широком  смысле слова можно назвать всякую деятельность на пользу государства. Он определял государственную службу как особое публично-правовое отношение  служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим  содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства  и направленную к осуществлению  определенной задачи государственной  деятельности.

Как институт государства  государственная служба не может  быть системой элементов и взаимосвязей, ее образующих и составляющих, придающих  ей самобытность и особую функциональную направленность. Внутри государства  отчетливо просматривается субординированная  иерархия институтов государства, в  которой общее, имеющее широкую  общественную основу, определяет более  локальное, и так звено за звеном, формируя целостность многоэлементной  государственности. С каждым из этих институтов государства связана  государственная служба, призванная в системе государственных институтов выполнять свои цели и функции  и обеспечивать надежную жизнедеятельность всей совокупности этих институтов.1

В современной России правовая база, на основе которой развивается  институт государственной службы, продолжает непрерывно совершенствоваться. Реформа  государственной службы позволит повысить уровень и качество правового  регулирования государственной  службы, имея в виду создание ее законодательных  основ.

 
 

1. Понятие, сущность, правовые основы, принципы государственной службы Российской Федерации

 

С точки зрения современного законодателя, государственная служба РФ – это профессиональная служебная  деятельность, состоящая в обеспечении  исполнения государственными служащими  федеральных государственных органов  и государственных органов субъектов  РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности, как Российской Федерации, так и ее субъектов. Государственная служба осуществляется только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов.

Государственный орган представляет собой учрежденное в системе  государственной администрации  структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные  цели и задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет  свои структурные особенности.

Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации и ее субъектов;
  • федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
  • субъектов Российской Федерации;
  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.2

Таким образом, работа в государственных  организациях уже не рассматривается  как государственная служба. Это  обычная наемная работа, не имеющая  ничего общего с государственной  службой. Статус лиц, которые ее выполняют, определяется трудовым законодательством. Специальное законодательство о  государственной службе на них не распространяется.

Важнейшим вопросом является реализация компетенции Российской Федерации и компетенции ее субъектов  в сфере установления и правового  регулирования государственно-служебных  отношений. Статья 72 Конституции РФ указывает, что в совместном ведении  Российской Федерации и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на их основе – законы субъектов Федерации. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время федеральным законодательством о государственной службе, а также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ. Каждая область принимает собственный закон о государственной службе. (Например, в Кемеровской области действует Закон о государственных должностях Кемеровской области и государственной гражданской службе Кемеровской области от 01.08.2005 № 103-ОЗ (в редакции Законов Кемеровской области от 29.06.2009 №70-ОЗ).

Нормативными правовыми  актами, регулирующими государственно-служебные  отношения государственной службы как в широком смысле, так и в узком ее понимании являются следующие:

1.  Конституция Российской Федерации;

2.  Конституции республик, являющихся субъектами РФ, в которых наряду с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера;

3.  Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации;

4.  Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к институту государственной служб. (Например, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1 в редакции Федеральных законов от 28.11.2009 №303-ФЗ);

5.  Указы и распоряжения Президента РФ (Например, Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» от 12.08.2002 №885 в редакции Указов Президента РФ от 16.07.2009 №814);

6.  Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы (Например, Анкета гражданина РФ, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 №667-р);

7.  Нормативные правовые акты, издаваемые федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, службами, агентствами);

8.  Постановления Конституционного Суда РФ.

Результатами административной реформы явились федеральные  законы «О системе государственной  службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

Принципы государственной  службы – это основополагающие идеи, установления, выражающие объективные  закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций  государственных органов. Принципы государственной службы закрепляются в главных федеральных законах - «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ и «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ.

Так, Федеральный закон  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года №79-ФЗ предусматривает следующие принципы гражданской службы:

1) приоритет прав и  свобод человека и гражданина;

2) единство правовых и  организационных основ федеральной  гражданской службы и гражданской  службы субъектов Российской  Федерации;

3) равный доступ граждан,  владеющих государственным языком  Российской Федерации, к гражданской  службе и равные условия ее  прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения,  имущественного и должностного  положения, места жительства, отношения  к религии, убеждений, принадлежности  к общественным объединениям, а  также от других обстоятельств,  не связанных с профессиональными  и деловыми качествами гражданского  служащего;

4) профессионализм и компетентность  гражданских служащих;

5) стабильность гражданской  службы;

6) доступность информации  о гражданской службе;

7) взаимодействие с общественными  объединениями и гражданами;

8) защищенность гражданских  служащих от неправомерного вмешательства  в их профессиональную служебную  деятельность.

Конституционными принципами государственной службы являются:

1.  Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ этот принцип называется принципом законности. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в которой он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ. В структуру принципа законности входит принцип верности государственных служащих государству при осуществлении служебных обязанностей и принцип доверия служащим как со стороны государства, так и со стороны граждан.

2.  Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Сущность этого принципа подразумевает организацию такой деятельности государственного аппарата, которая бы гарантировала права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и других сферах жизни.

3.  Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ определяет этот принцип как принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

4.  Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Главным содержанием этого принципа является создание государственной службы во всех ветвях органов российской государственной власти.

5.  Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Он означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой бы то ни было дискриминации.

6.  Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства. Этот принцип формально не закреплен в федеральных законах, однако в них содержатся очень важные положения, которые составляют содержание принципа внепартийности государственной службы. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Государственные служащие не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений.

 

 

2 Виды государственной службы

Федеральный закон «О системе  государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года №58-ФЗ классифицирует государственную службу на следующие  виды, составляющие ее единую систему:

  1. государственная гражданская служба;
  2. военная служба;
  3. правоохранительная служба.

Информация о работе Основы государственной службы в Российской Федерации