Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 79.45 Кб (Скачать документ)

 

17. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

 

П.р. – совокупность наиболее приёмов, способов и методов осуществления  политической власти, создающий в  целом определённый устойчивый климат, определяющий возможности функционирования всех политических институтов и субъектов  политики.Тоталитаризм – полит режим, характеризующийся всеобщим вмешательством государства во все сферы жизни общества и личную жизнь граждан. Черты: 1) абсолютная концентрация власти, кот. реализуется через гос механизм и предтавляет собой этатизм (вмешательство гос-ва в эк, полит и дух жизнь граждан) 2) однопартийная система, недопуск в полит жизнь каких-либо других полит и общественных организаций

3) наличие общественно-политического  движения

4) наличие гос организационного  террора, основанного на постоянном  и тотальном насилии 5) жесткая  регламентация эк-ки и наличие  внеэкономических форм принуждения.  Важнейшая роль отводится идеология  и пропаганда.Авторитаризм – полит режим властвования одного человека или правящей группы, основанный на беспрекословном подчинении власти, стремящейся повсеместно утвердить свой авторитет. Черты: 1) самовластие – небольшое число носителей власти 2) власть является неограниченной и не под контролем гражданам 3) опора на силу 4) монополизация власти и политики, недопуск полит аппозиции и конкуренции 5) отказ от тоталитарного контроля над обществом, которые не связаны с политикой 6) рекрутирование политической элиты путем введения в состав выборнвх органов новых лиц без проведения дополнительных выборов. Оппозиция – группа лиц, которые более-менее организованно выступают против намерений и действий гос власти. Слабые стороны А.р.: 1)полная зависимость политики от позиции главы гос-ва или высших руководителей 2) отсутствие у граждан возможности предотвращения произвола и полит авантюр 3) ограничение полит выр-я общественных интересовПоложительная сторона – способность обеспечить полит стабильность и порядок. Условия возникновения А.р.: 1) соц и полит кризис об-ва 2) маргинализация значительной части населения 3) наличие лидера с авторитетом 4) возрастание роли исполнительных органов власти, роли армии

 

18. ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ , ПРИНЦИПЫ.

 

Термин «демократия» переводится  буквально «власть народа». По словам американского президента А. Линкольна, демократия - «пра­вление народа, избранное народом и для народа». В современной научной литературе данный термин чаще всего употребляется в двух значениях -как форма правления и как политический режим. Демократия-поли­тический режим, при котором установлены и осуществляются на практике способы и формы участия народа в управлении государством. Демократия — это организация политического и гражданского общества, обеспечивающая реальное народовластие и осуществление широких прав и свобод человека и гражданина, приоритет правовых методов отправления и смены власти. Демократический политический режим характеризуется следующими принципами', признанием народа первоисточником и перво-носителем власти; реализацией власти в интересах народа; обеспечением равных прав всех граждан перед законом на участие в управлении делами общества и государства; систематической выборностью, подотчетностью, сменяемостью органов государственной власти; наличием механизмов, обеспечивающих относительное преимущество большинства и уважение прав меньшинства; абсолютным приоритетом правовых методов отправления и смены власти; соблюдением принципа разделения властей в системе государственной власти; наличием у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; верховенством закона во всех сферах жизни общества; наличием политического плюрализма и конкуренции мнений. Откуда проистекают недостатки демократии? Отрицать их существование было бы неверно. К ним относятся возможная тирания большинства и конфронтация, непрофессионализм власти и ее способность на непродуманные и резкие социальные перемены. Растущая социальная, идейно-политическая дифференциация общества может привести к такому плюрализму, при котором весьма трудно определить то большинство, чью волю должна воплощать власть. Однако каковы бы ни были недостатки демократии, лучшей организационной формы осуществления власти в распоряжении человечества пока нет. Для утверждения и нормального функционирования демократии необходимы определенные условия: каждый народ должен созреть для организации соответствующих форм и механизмов демократии. Важно, чтобы он осознал не только пределы своих прав, но и ответственность, обладал способностью к самоограничению. Все это приобретается в ре­зультате длительного исторического опыта. Речь идет о совокупности экономических, социальных, политических, внешнеполитических предпосылок демократии. Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом, причем экономики, базирующейся на многообразных формах собственности и конкуренции товаропроизводителей. Благодаря этому создаются препятствия для концентрации экономической и, как следствие, политической власти в руках какой-либо социальной общности. Более того, многоукладная рыночная экономика гарантирует автономию личности, создает среду, которая предохраняет ее от тотального государственного контроля, воспитывает у индивида стремление к свободе, ответственность, инициативность. В то же время, отдавая предпочтение конкуренции, демократия вполне приемлет государственный сектор и социальное обеспечение. Соц. предпосылки демократии тесно связаны с экон-кими и явл-ся как бы их следствием.

 

19. РОЛЬ ВЫБОРОВ В ПОЛИТ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

 

Одним из элементов формирования и  функционирования политической системы  государства являются политические выборы, т.е. способ формирования органов  государственной власти и управления обществом с помощью выражения  политической воли граждан в соответствии с действующей избирательной  системой. Избирательное право-совокупность организационно-право-вых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных  органов и должностей, участия  граждан в проведении самих выборов. Избирательное право основы-вается на принципах общности, равенства, прямого (косвен-ного) и тайного голосования.Конституции большинства государств предусматривают всеобщее из­бирательное право. Всеобщность выборов - один из основных принципов избирательного права, наделяющего всех совершеннолет-них граждан полномо-чиями участвовать в выборах во все представительные органы государственной власти и быть избранными наравне со всеми гражданами. Однако этот принцип регламентиру-ется рядом избирательных цензов (возрастной ценз осед-лости, гражданства, образователь-ный, имущественный, ценз пола, моральный и религиозный). Принцип равных выборов основывается на трех условиях: каждый избиратель должен иметь равное число голосов, голоса избирателей должны быть равны, т.е. иметь оди-наковый вес, создание государством равных условий для за-регистрированных кандидатов. Принцип прямых выборов означает,что избиратель прямо избирает членов предста-вительных органов. При косвенном голосовании граждане избирают выборщиков, которым поручают выбирать от их имени. Принцип тайного голосования предполагает исключе-ние контроля за волеизъявлением гр-н. Различаются активное (право избирать) избирательное право и пассивное (право быть избранным). Однако не все граждане, имеющие право голоса, участвуют в выборах. Неявка их на выборы называется абсентеизмом (от лат. отсутствующий).

 

20. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИХ  ТИПЫ

 

Избир. система – это порядок  организации и проведения выборов, закрепленный в юридических нормах, способы определения результатов  голосования и порядок распределения  депутатских мандатов. Существующее разнообразие избирательных систем может быть сведено к следующим  трем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная. В основу мажоритарной избирательной систе-мы положен принцип большинства. Согласно этому принци-пу избранным по избирательному округу считается канди-дат. Набравший установленное законом большинство голо-сов. Применяется мажоритарная система абсолютного боль-шинства и мажоритарная система относительного, а также квалифицированного большинства. При мажоритарной изби-рательной системе относительного большинства победив-шим считается кандидат, получивший больше голосов, чем каждый из его противников. Выборы считаются действиите-льными, если проголосовал хотя бы 1 избиратель. При выд-вижении одного кандидата на место, последний считается избранным без голосования.При мажоритарной системе аб-солютного большинства выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняли участие более половины гр-н,включенных в список избирателей. В случае, если выборы не состоялись, назначаются новые; если состоялись, избранным считается тот, за кого проголосовало более поло-вины граждан, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не набрал необходимого количества голосов, проводится второй тур (повторное голосование) по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей. Избранным считается кандидат, полу-чивший при повторном голосовании больше половины (50%) голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Результаты второго тура могут определяться и по мажо-ритарной системе относительного большинства. При квали-фицированном большинстве избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов (2/3 или ¾ от общего числа поданных голосов), которое устанавливается законодательством страны. При пропорци-ональной избирательной системе право выдвижения канди-датов принадлежит только политическим партиям и учитыва-ются все голоса избирателей. Распределение мандатов между партиями, выставившими своих кандидатов в предс-тавительный орган, производится в соответствии с количест-вом полученных ими голосов. Например, партия, набравшая 53% голосов, получает 53 % мест в парламенте. Для опре-деления цены одного депутатского мандата устанавли-вается так называемая избирательная квота, т.е. минимум голосов, необходимых для получения одного депутатского места. Пропорциональная система предусматривает: каждая партия выдвигает список кандидатов, а избиратель подает голос за данный список. Распределение мандатов внутри списка партии осуществляется, как правило, в соответствии с тем порядком, в котором кандидаты расположились в списке. Это снижает кон­троль общества за выборами. Изби-ратель голосует не за кандидата, а за список кандидатов той или иной партии, а значит и за ее программу. Существует 3 разновидности списков для голосования: система жес-тких списков (требует голосовать за партию в целом), полу-жестких (предлагает голосовать за весь партийный список и гарантирует кандидату, возглавляющему список, обязатель-ное получение мандата), свободных списков (предлагает голосовать за весь список и допускает распределение всех депутатских мест в соответствие с преференциями избира-телей). При смешанной избирательной системе одновремен-но исп-ся принцип 2 систем. Закон предусм-ет, что одна половина депутатов избирается по мажоритар-ной системе, одномандатным округам, а вторая - по пропор-циональной системе, партийным спискам. Данная система применяется в 27 странах мира

 

21. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РБ.

 

Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности  народом, являются всеобщими: право  избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. Выборы являются свободными: избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах  и за кого голосовать. Подготовка и  проведение выборов проводятся открыто  и гласно.Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов.Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях.Выборы депутатов являются прямыми: депутаты избираются гражданами непосредственно.

Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей  в ходе голосования запрещаетсяРасходы на подготовку и проведение выборов  осу­ществляются за счет государства в пределах выделенных на эти цели средств. В случаях, предусмотренных законом, расходы на подготовку и проведение выборов могут осуществляться за счет средств общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, граждан.Отзыв депутатов осуществляется по основаниям, предусмотренным законом.Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории.Основания и порядок отзыва членов Совета Республики устанавливаются законом.Проведение выборов обеспечивают избирательные комиссии, если иное не предусмотрено Конституцией.Порядок проведения выборов определяется законами Республики Беларусь.Выборы не проводятся в период чрезвычайного или военного положения.

 

22.ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТ. СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА

 

Гос-во - продукт внутренней эволюции об-ва, это орг-ция публичной власти, кот обладает суверенитетом, дейст-вует на опред тер-рии и подчиняет себе все нас-ние, прожи-вающее на этой тер-рии. Оно появилось в рез-те разложе-ния родоплеменного строя, постепенного обособления от об-ва слоя вождей, их приближенных и сосредоточения у них управленческих ф-ций, рес-сов власти и соц привилегий. Патриархальная теория рассматривает гос власть как институт опеки, появившейся в рез-те естест и органич сое-динения родов в племена, племен — в более крупные общ-сти. Теократическая концепция связывает возникновение гос-ва с божьим установлением, «божьим промыслом»: «Нет власти не от Бога, сущ-щие власти от Бога установлены». Известный философ и бо­гослов Ф. Аквинский считал, что процесс создания гос-ва похож на сотворение мира Богом. Договорная концепция выводит гос-во из добровольного соглашения м/у правителями и подданными, заключенного в целях орг-ции общ жизни. Основными признаками любого гос-ва явл суверенитет, тер-рия, нас-ние, а также наличие публичной власти, отделенной от об-ва и осущ-емой профессионалами-управленцами, монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание зако-нов, рег-щих жизнь общ-ва, легитимное физиическое наси-лие. Ф-ции гос-ва -это основные направления его деят-сти по выполнению им своего предназначения. В ф-циях гос-ва и проявляются его сущ-сть, взаимодействие с об-вом. Ф-ции гос-ва разделяются на внутренние и внешние.К внутр относятся: полит, правовая, организаторская, экон, соц, образовательная, культ-воспита­тельная, экол, инфо, идеологическая.Полит ф-ция связана с орг-цией и осущ-нием гос власти, реализацией осн направлений внутр и внеш политики, выработкой программно-стратегических целей и задач развития об-ва. Правовая ф-ция заключается в установ-лении правовых законов и норм, обеспечении прав и свобод гр-н в осущ-нии независимого и эффективного правосудия. Организаторская функция состоит в преемственности и взаимодействии органов гос власти, осущ-нии контроля за испол-нием принятых решений.Экон ф-ция проявляется в упр-нии гос сектором эк-ки, опре-делении круга и правового статуса собственников, рег-нии хоз отношений, выработке и осущ-нии налоговой политики, выделении кредитов, создании на­иболее благоприятных условий для развития отеч пр-ва, обеспечении соц-экон стабильности. Соц ф-ция предполагает рег-ние соц отношений, заботу об удовлетворении потребностей людей в работе, пище, жилье, образовании, здоровье, поддержку престарелых, инвалидов, безработных и т.д.Образователь-ная ф-ция предусматривает обеспечение права гр-н на образование. Культурно-воспитательная ф-ция направле-на на обеспечение права гр-н на участие в культ жизни. Экол ф-ия состоит в природоохранении и рац испол-нии прир рес-сов. Инфо ф-ция связана с деят-стью по обеспечению права гр-ан на получение, сбор, хранение и распределение полной, достоверной и своевре-менной инфо. Идеолог ф-ция проявляется в пропаганде нац ценностей, достижении единства и согласия об-ва.Внеш ф-ции гос-ва включают в себя: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защиту интересов гос-ва на междунар арене; развитие взаимовы-годного сотрудничества с др странами; участие в решении глоб проблем чел-ва и др.

 

23 ФОРМЫ ГОСУД-ГО ПРАВЛЕНИЯ И  ИХ ХАРАК-КА

 

Форма правления-организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их формирования и принципы взаимодействия между собой и другими субъектами политики. Все государства мира по форме правления делятся на монархии и республики. Абсолютная монархия предполагает всевластие монарха, неограниченность его полномочий (существует в Саудовской Аравии, Брунее, Омане, Катаре, княжествах ОАЭ). Конституционная монархия - ограничивает полномочия монарха конституцией. В зависимости от степени такого ограничения различают дуалистические (двойственные) и парламентские монархии. В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в законодательной сфере и достаточно широко представлены в исполнительной власти (Марокко, Кувейт, Иордания). Ограничение вызвано появлением такого нового государственного органа, как парламент и та­кой государственной должности, как глава парламента.- В этом и состоит дуализм (двойственность) монархической власти. В парламентской монархии (Англия, Швеция, Дания, Япония и др.) полномочия главы го­сударства (монарха) значительно ограничены и в сфере исполнительной власти. Правительство формируется парламентским большинством и подотчетно парламенту. Фактически монарх обладает только пред­ставительскими функциями. В реальной жизни конституционные монархии мало чем отличаются от республик.В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы государства избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная. Они отличаются друг от друга разным распределением функций и полномочий между президентом и пар­ламентом.В парламентских республиках основные властные полномочия сосредоточены в руках парламента. Парламент - высший представительный и законодательный орган государства - избирается гражданами страны.  

24. ФОРМЫ АДМИН.-ТЕРРИТ. УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

 

Гос-территориальное устройство - это национально-территориальная  организация государства, характери-зующаяся соот­ношением целого и частей, взаимоотноше-нием частей (региональных органов власти) друг с другом и центром. Она дает ответ на вопрос о том, из каких частей состоит территория страны и их правовое положение, каковы соотношения и взаимосвязи центральных и региональ-ных органов власти. Различают две основные формы территориально-государственного устройства: унитарную (простую) и сложную (составную). Унитарное (простое) государство — такое, которое не имеет внутри себя обо­собленных территориально-государствен-ных образований, пользующихся суверенными правами, политической самос-тоятельностью. Сложные (составные) гос-ва подразде-ляются на империи, конфедерации и федерации. Империя - насильственно создаваемое сложное территориально-гос образование с полной за-висимостью частей от центра. Империя - изжившая себя форма территориально-гос устро-йства. Федерация - юридически единое союзное гос-во, в состав которого входят определенные гос-ва или гос образования, обладающие властью и полномочиями в отношении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федера-тивной власти. Федерация обладает суверенитетом и поэто-му выступает во внешних сношениях наряду со своими субъектами. Федеративные гос-правовые ин­ституты изби-раются населением всех субъектов федерации. Акты федеральных органов являются обязательными на всей территории федерации. Конфедерация - не единое государство, а союз самостоятельных государств. Конфедерация - форма территориально-гос устройства, при которой составляющие конфедерацию гос-ва, сохраняя свой суверенитет и законодательные полномочия, временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей конфедеративным органам власти и управления.

 

26. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ  ОБЩЕСТВО

 

Правовое государство - это такое  государство, которое функционирует  строго на основе и во исполнение законов, соблюдает и защищает права граждан, их общественных институтов и ассоциаций и связано с ними взаимной юридической  ответственностью. Функционирование на основе законов означает, что все  органы государственной власти и  управления, должностные лица связаны правом и осуществляют свою деятель­ность в строгом соответствии с требованиями норм права. Они должны действовать в пределах конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства и не выходить за рамки своего правового поля. Принципы формирования правового государства известны. К ним относятся: принцип верховенства закона; принцип равенства всех перед законом; принцип незыблемости прав и свобод личности, их охрана и гарантированность; принцип взаимной ответственности; принцип разде­ления властей; принцип судебной защиты прав личности; принцип контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, их законностью.Гражданское общество - сов-сть самодеятельных, негосу­дарственных общественных институтов и отношений, возникающих в результате взаимодействия юридически свободных, равноправных, экономически самостоятельных граждан в целях реализации их интересов и потребностей наряду с государством, помимо государства или вопреки государству.Гражданское общество -модель социального устройства, где между гражданами и государством функционирует множество самостоятельных самодеятельных структур. Структуру гражданского общества составляют такие плюралистические саморегулирующиеся общественные институты и ассоциации, как семья, церковь (там, где она отделена от государства), органы самоуправления, неправящие политические партии, общественные организации, творческие союзы, гражданские инициативы, негосударственные СМИ, школы (частные), предприятия негосударственных форм собственности, трудовые коллективы и т.д. Гражданское общество представляет собой совокупность межличностных, семейных, общественных, экономических, политических, социальных, культурных, религиозных и иных отношений, которые развиваются вне рамок государства, без его вмешательства. Основными признаками (элементами) гражданского общества являются: наиболее полное обеспечение прав и свобод граждан; относительная независимость, автономность общества по отношению к государству; многообразие форм собственности; разветвленная сеть добровольных объединений, ассоциаций, движений граждан; социальный, политический и культурный плюрализм; определенный тип гражданской культуры и гражданского сознания. Гражданское общество — прочная самоорганизующаяся, саморазвивающаяся система, выступающая посредником между человеком и государством.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"