Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:39, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответ на 49 вопросов по "Политологии"

Работа состоит из  1 файл

шпоры.docx

— 79.45 Кб (Скачать документ)

 

28. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА И ЕГО  РОЛЬ В СТРУКТУРЕ ВЫСШИХ ОРГАНОВ  ГОС-НОЙ ВЛАСТИ.

 

Высшими органами гос власти являются выборные коллегиальные и единоличные  органы и избираемые должностные  лица, к которым относятся глава  го-ва, парла-мент и прав-во. Полномочия главы гос-ва определяются стр-рой, правовым положением и порядком формирования высших органов гос власти. Глава гос-ва обладает конституционным правом назначения вы­боров, внеочеред-ного созыва и роспуска парламента. Он главный субъект законодательной инициативы, наделен законодательными полномочиями и правом отлагательного вето на законы парламента и решения местных Советов. Президент имеет право участвовать в работе парламента и его органов, выступать перед ними в любое время, назначать восемь членов Совета Республики и своих представителей в парламенте.Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены по решению Президента при отказе палатой в доверии или выражении во­тума недоверия правительству, двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра. Полномочия Палаты представи-телей либо Совета Республики могут быть также досрочно прекращены по решению Президента на основании заключе-ния Конституционного Суда в случае система­тического или грубого нарушения Конституции палатами парламента. В полномо-чия Президента входят также решение вопросов о гражданстве, помиловании, осуществление внешней полити-ки, введение чрезвычайного и военного положения, объяв-ление мобилизации и др. Он возглавляет Совет Безопас-ности и является Главнокомандующим Вооруженными Сила-ми. РБ-одна из разновидностей восточно­европейской моде-ли президентства, для которой характерно наделение Пре-зидента рядом полномочий других властей, предоставления ему права оказывать влияние на формирование и деятель-ность всех органов государственной власти, вынесение инс-титута президентства за рамки привычной триады властей и придания ему роли «арбитра».

 

29.ПАРЛАМЕНТ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Парламент – это высший представительный законодательный орган государства. Парламент бывает одно- и двухпалатным (нижней и верхней палаты). Нижняя палата ответственна за решение всех повседневных вопросов внутренней и  внешней политики. Верхняя палата выступает своеобразным экспертом  работы нижней палаты, рассматривая принятые звконопроекты с точки зрения их соответствия конституции. Они образуются по разному: по принципу наследования, по принципу назначения главой государства, по принципу избирания. Основными элементами в каждой из палат являются комиссии или комитеты, разрабатывающие основные законопроекты (постоянные и временные). Функции парламента (внутренние):1.законотворческая (обсуждение, принятие поправок, согласование интересов различных группировок и партийных фракций, подписание законопроекта главой исполнительной власти). 2.представительская (избранные в парламент депутаты должны представлять и защищать интересы своих избирателей). 3.ф. обратной связи (контакт депутатов с избирателями). 4.формирование бюджета. (внешнеполитические): 1.утверждение военной доктрины и основных направлений внешнеполитической деятельности государства.2.ратификация и денонсация международных договоров. 3.объявление войны и заключение мира.

 

30. ПРАВИТЕЛЬСТВО: ПОЛНОМОЧИЕ И  ФУНКЦИИ

 

Правительство – высший государственный  коллегиа-льный орган исполнительной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В компетенцию Прав-ва входят: разработка основных направ-лений внутренней и внешней политики и их реализация; раз-работка проекта госбюджета и предоставление отчета о его исполнении; обеспечение проведения единой гос политики по опред сферам деят-сти; принятие мер по обеспечению прав и свобод гр-н, защите интересов гос-ва, нац безопас-ности и обороноспособности; орг-ция упр-ния госсобст-венностью; обеспечение испол-ния Конституции, законов парламента, декретов, указов, распоряжений Президента и др полномочия. К числу важнейших полномочий прав-ва можно отнести следующие:1.формирование гос аппарата и руководство его деят-стью.2.испол-ние законов.3.составление и испол-ние бюджета.4. прогнозирование соц-эк развития.5.руководство отдельными отраслями хоз, дух и соц сферами.6.участие в законодательной деят-сти.7.принятие нормативных актов.8.ведение междунар переговоров и заключение согла-шений. Термин «бюрократия» (буквально - власть конторских служащих) ввел в политический и научный оборот в 40-х гг. XVIII в. фран­цузский экономист Винсент де Гуриэ. Бюрократия — это естест, необходимая и специфич ф-ма деят-сти соц орг-ций в полит об-ве, та часть гос аппарата, которая оторвана от его реальных властных ф-ций до орг-ции общ жизни (традиционная, иррациональная и современная, рациональная). С появление бюрократии поя-вилась и проблема бюрократизма. Внешними признаками бюрократизма – канцелярщина, волокита, пренебрежение к существу дела ради соблюдения формальностей. Внешние – чрезмерное разрастание и безответственность испол-нительной власти, ее отчуждение от гр-н и бесконт-рольность, формализм и деформализм сознания чиновничества.

 

31 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ:ПОНЯТИЕ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

 

Политическая партия(от лат часть или группа) - это основанное на идеологических и политических ценностях добровольное объединение граждан, которые борются за власть или участие в ее осуществлении в целях реализации общественно значимых интересов той или иной общности людей. Первые представления о партии связаны с именами таких великих мыслителей как Монтескье, Руссо, Берк. Сведения о первых партийных образования относятся к Др. Греции. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине 19 века. Непосредственное влияние на их рождения оказали введение всеобщего избирательного права, появления парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления гос власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней раб класса и буржуазии, обострение классовой борьбы между ними, распространение либеральных идей. В истории становления партий Вебер выделял три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия.Все политические партии можно разделить на три большие группы. - К первой относятся электоральные, партии-машины, которые активизируют свою деятельность только во время выборов, когда необходимо организовать поддержку электората, чтобы добиться победы на выборах. После этого их активность снижается до следующих выборов. Таких партий большинство.Вторую группу составляют идеологические, или мировоззренческие партии, которые постоянно ведут активную политическую деятельность, находясь у власти либо в оппозиции.Третью группу составляют конфессиональные (вероисповедные) партии, имеющие особую специфику, особый характер деятельности. Политические партии в своем служении общественным интересам вы­полняют следующие функции: выявление, обоснование и преобразование интересов, политической воли граждан или всего народа в политические требования; активизация и интегрирование больших общественных групп по реализации их интересов и потребностей; содействие осуществлению политических прав граждан; разработка идеологии и по­литических доктрин, определение цели, направления и стратегии развития общества; борьба за власть, организация политического давления на государственную власть, контроля за нею; участие в осуществлении го­сударственной власти; подготовка и выдвижение кадров для государственного аппарата; формирование общественного мнения; политическое образование общества либо его части; политическая социализация граждан.

 

 

 

 

 

 

 

32. ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ  ХАРАК-КА.

 

Партийная система - совокупность относительно стабильных межпартийных отношений  и взаимосвязей партий друг с другом, а также с государством и иными  политическими институтами при  реализации политическим партиями своих  функций. Однопартийная система (система  неконкурирующих партий) характеризуется  доминированием одной партии. При  наличии многопартийности и альтернативных выборов власть принадлежит в  тот или иной период только одной  из партий. Она находится вне конкуренции. .Например, социал-демократическая партия Швеции находилась у власти 44 года подряд без перерыва. Многопартийная система с монопольно правящей партией характерна для Японии, Сирии, Испании и ряда других стран. Двухпартийная система характеризуется тем, что власть одновременно находится в руках двух партий. При этом одна из них может господствовать в нижней палате парламента, другая • в верхней. Возможно и легальное существование наряду с господствующей других политических партий. Но правящая партия не допускает рядом с собой других претендентов на власть. Многопартийная система предполагает наличие и чередование у власти нескольких партий. Многопартийность бывает двух видов: без-монопольно господствующая коалиция, когда ни рдна из партий не может победить в одиночку, ни одна из партий не в состоянии править самостоятельно (характерна для Франции, Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии); двухпартийная система в условиях многопартийности предполагает наличие двух главных политических партий, способных в одиночку прийти к власти и запустить механизм властвования. Эти две партии не нуждаются в союзе с кем-либо для достижения власти. Они чередуются у власти. Другие партии ощутимого влияния на политическую жизнь не оказывают (США, Англия, Канада, Польша, Словения, Чехия, Болгария, Румыния). Как показывает исторический опыт многих стран, процесс формирования многопартийности и партийных систем является довольно дли­тельным и сложным, проходит ряд этапов, связанных как с количественными изменениями внутри партии, так и с взаимодействием разных партий внутри государства. Процесс формирования многопартийности идет и в РБ. Он обусловлен рядом причин: вызревание и воздействие широкого общ мнения на необходимость политического плюрализма, убежденность в непригодности однопартийной системы, кризис политической и экономической системы советского общ, развал ССССР и КПСС, провозглашение суверенитета РБ, постепенный переход к рыночным отношениям. Особенности: сложный характер перехода от тоталитарного режима к демократическому, глубокий экономический и политический кризис, недоверие народа к полезности деятельности политических партий. Группы политических партий: партии правого толка – неолиберальной, антикоммунистической направленности (Белорусский народный фронт), демократические партии центристского характера (Белорусская социал-демократическая партия «Народная грамада»), партии левого крыла политических сил( Коммунистическая партия Беларуси).

 

33 ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ И  ДВИЖЕНИЯ.

 

Общ движение есть объединение людей, преследующих социально значимые цели и добивающихся их совместными действиями, но не оформивших свои организационные отношения в программе и уставе. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти. Как правило, общественное движение имеет широкую социальную базу, т.е. опирается на самые различные классы, группы, слои и отличается многочисленностью. Общественная организация - основанное на членстве добровольное объединение, образованное на основе совместной деятельности для защиты общественных интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Их отличие от общественных движений состоит в том, что они имеют специализированный персонал, прошедший соответствующую подготовку и выполняющий функцию управления. Общественные организации характеризуются наличием четкой структуры, устава, пос­тоянного членства. В силу этого общественные организации более устойчивы, т.е. могут существовать продолжительное время, располагают большими возможностями для решения общественных проблем. Доминирующим типом общественных объединений являются Группы по интересам и группы давления. Группы по интересам — это организации, объединяющие людей, заинтересованных в выражении, отстаивании и реализации своих властно значимых интересов в отношениях с государством и другими политическими институтами. Их способ действия — убеждение, советы тем, кто управляет, информирование общественности и политических лидеров о потребностях и взглядах тех или иных социальных групп, организация акций в поддержку своих ин­тересов (митингов, забастовок и т.п.). Группы давления - объединения, члены которых сотрудничают с целью обеспечения требуемого состояния дел через осуществление соответствующего политического решения. Это организации, стремящиеся поддержать или помешать принятию конкретных решений государствен­ными органами. Группы давления ограничиваются стремлением (с целью защиты своих интересов) оказывать влияние на власть, оставаясь вне властных структур и институтов. Классификация:

-по отношению к существующим  соц-полит порядкам (консервативные, оппозиционные, реформаторские)

-по способам и методам деятельности (насильственные и ненасильственные)

-по половозрастному признаку (женские,  молодежные, движения пенсионеров)

-по соц принадлежности (рабочих. Фермеров, крестьян, интеллигенции, предпринимателей)

-по проф критерю (врачей, ученых. Экономистов, писателей)

-от целей и задач (экологические, антивоенные, правозащитные). Функции:

1.предоставляют и защищают интересы  граждан

2.обьединяют граждан

3.способствуют решению отдельных  соц проблем

4.выполняют посреднические функции  между гос органами и гражданами

5.оказывают влияние на формирование  общ мнения.

 

34.СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ  ИДЕОЛОГИЙ.

 

Политическая идеология - совокупность общественных идей, взглядов, представлений, чувств и верований о развитии общества и че­ловека, в которых различные индивиды и сообщества осознают свои политические позиции и интересы и в целях их реализации оправдывают свои притязания на власть или ее использование. Разновидностями политической идеологии являются идеологии — государственная и национальная. Государственная идеология (идеология государства) есть система господствующих идей, взглядов, представлений, утверждающих существующие общественные отношения и обеспечивающих их сохранение и развитие в интересах всего общества, его большинства или управляющего меньшинства. Национальная идеология есть система исторически сложившихся идей, взглядов, а также эмоционально-психологических норм и установок, способствующих реализации ключевых потребностей народа разной этничности в выживании и разностороннем развитии. Важно подчеркнуть еще одну черту политической идеологии. Кроме теоретически обоснованных положений, любая идеология предполагает определенную оторванность от действительности, ее принятие массами на веру. Э. Бернштейн сказал, что «идеология - это представление не о том, что есть, а о том, что должно быть».Политическая идеология выполняет следующие социальные функции: теоретико-концептуальную (разработкацелей, моделей развития общества, его основных ценностей); познавательную (пропаганда декларированных целей и ценностей); воспитательную (способствование осознанию субъектами политики своих политических интересов и позиций) интеграционную .(овладение общественным сознанием, подчинение общественного мнения собственным адеалам); мобилизационную (побуждение граждан кгединству действий для достижения намеченных целей), коммуникативную (передача идеологического наследия новым поколениям) и др.Либерализм- идеологическая концепция, базирующаяся на принципе полной свободы личности, ставящая целью освобождение личности от оков государства и давления ав­торитарной коллективности.

 

35 КОНСЕРВАТИЗМ И НЕОКОНСЕРВАТИЗМ

 

Консерватизм - идеологическая концепция, отражающая приверженность к сохранению и преемственности сложившихся  общественных отношений, абсолютизирующая устойчивость политической системы  и отрицающая необходимость ее коренной ломки. Она насчитывает 200 лет и  сформировалась как реакция на политическую мысль и события Великой французской  революции, как антиреволюционная  идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом  порядков. Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности  перед нововведениями, на признании  незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, иерархичности  человеческого сообщества, на примате  в жизни общества морали семьи, религии  и собственности. Один из важнейших  принципов консерватизма - - отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства, исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип «достойное -- достойным».Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Они считают, что политика -- это сфера деятельности политических элит. Консерваторы - последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они — на стороне пос­ледней. Во второй половине XX в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает неоконсервативное течение. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Д. Белл (США), Р. Геген, Э. Юнгер, Г. Кальтербруннер (ФРГ), Р. Арон, А. Бе-нуа (Франция).Сильное влияние на формирование консерватизма 70 — 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти-две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Те­перь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские неоконсерваторы правы, когда отмечают, что неоконсерватор -- это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркива­нием старых, традиционных ценностей- семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"