Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Элементы:

  1. Политические отношения (по поводу завоевания власти): межклассовые, внутриклассовые, межнациональные, международные отношения, отношения между политическими организациями,
  2. Политическая организация общества (государство, партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы),
  3. Государство – ядро, основной элемент (виды власти),
  4. Общественные организации и движения,
  5. СМИ,
  6. Политические принципы и нормы (кодексы, законы),
  7. Политическая культура и сознание (психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы).

3 уровня  политической системы:

    • Статусно-ролевой: (роль студента, политика) каждый должен выполнять свою определенную ролевую функцию, необходимы институты для этого.
    • Институциональный: государство, милиция, организации.
    • Нормативно-правовой: конституциональный, правовой.

Функции:

  1. нормотворчество,
  2. организация деятельности общества по выполнению поставленных целей,
  3. определение и перераспределение материальных и духовных ценностей,
  4. согласование интересов государственных образований социальных общностей, индивидов,
  5. политическая социализация общества, личности,
  6. духовно-идеологическая функция,
  7. обеспечение внутренней и внешней стабильности.

Типология политических систем:

Марксистский  подход – социально-экономическая  структура общества, в основе общественное устройство государства.

Немарксистский  подход – демократический, тоталитарный, авторитарный; англо-американский и  континентальный европейский; традиционный и модернизирующийся; реакционные и прогрессивные.  

29. ТОТАЛИТАРИЗМ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ.

Тоталитари́зм (от итал. totalitario) — политический режим, характеризующийся крайне широким (тотальным) контролем государства над всеми сторонами жизни общества. Целью такого контроля над экономикой и обществом является их организация по единому плану. При тоталитарном режиме всё население государства мобилизуется для поддержки правительства (правящей партии) и его идеологии, при этом декларируется приоритет общественных интересов над частными. Организации, чья деятельность не поддерживается властью, — например, профсоюзы, церковь, оппозиционные партии — ограничиваются или запрещаются. Роль традиции в определении норм морали отвергается, вместо этого этика рассматривается с чисто рациональных, «научных» позиций.

на основе сравнения сталинского СССР, нацистской Германии и фашистской Италии, сформулировали ряд определяющих признаков тоталитарного общества:

Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества

Наличие единственной партии, как правило, руководимой  диктатором, которая сливается с  государственным аппаратом

Крайне  высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически  во все сферы жизни общества

Отсутствие  плюрализма в средствах массовой информации

Большая роль государственной пропаганды, манипуляция  массовым сознанием населения

Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить  «новое общество»)

Массовые  репрессии и террор со стороны  силовых структур

Уничтожение индивидуальных гражданских прав и  свобод

Централизованное  планирование экономики

Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами. 
 
 

30.ПУТИ  И МЕХАНИЗМЫ ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ.

Политический  режим - это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений  в обществе, т.е. способ функционирования всей политической системы общества, особая политическая атмосфера, которая  создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми  другими политическими силами и  институтами гражданского общества. В узком смысле под политическим режимом можно иметь в виду государственный режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления  государственной власти. Политический режим может почти полностью  определяться государством и, таким  образом, практически совпадать  с государственным режимом , либо в большей степени зависеть от деятельности институтов гражданского общества.

Демократическими можно считать любые политические режимы современного типа, отказавшиеся от традиционного авторитаризма и провозгласившие приоритет народных интересов. Но это может предполагать как непосредственное осуществление власти народом, так и правление "от лица народа" или, как минимум, "во имя народа"). Самые крайние, жесткие диктатуры ХХ века объявляли себя "народными", и это отнюдь не являлось банальной демагогией. Практически все политические режимы современной эпохи не только опирались на идеологию, включающую те или иные трактовки народного суверенитета, но и предполагали определенное участие народа в политических процессах. В зависимости от степени, форм и целей участия народных масс в политическом развитии можно различать либерально-демократические, авторитарные и тоталитарные режимы. демократическими можно считать любые политические режимы современного типа, отказавшиеся от традиционного авторитаризма и провозгласившие приоритет народных интересов. Но это может предполагать как непосредственное осуществление власти народом, так и правление "от лица народа" или, как минимум, "во имя народа"). Самые крайние, жесткие диктатуры ХХ века объявляли себя "народными", и это отнюдь не являлось банальной демагогией. Практически все политические режимы современной эпохи не только опирались на идеологию, включающую те или иные трактовки народного суверенитета, но и предполагали определенное участие народа в политических процессах. В зависимости от степени, форм и целей участия народных масс в политическом развитии можно различать либерально-демократические, авторитарные и тоталитарные режимы.

С конца XIX в. началась демократизация существовавших либеральных режимов. Причиной этого процесса стала как эволюция либеральной идеологии, ее отход от жестких индивидуалистических принципов, так и изменение самого гражданского общества в ведущих западных странах - рост образовательного и общекультурного уровня, снижение социальной конфликтности и преодоление антагонизма труда и капитала в экономической сфере. В результате сложилась современная модель либерально-демократического режима, обладающая определенной спецификой по сравнению с классической, возникшей в конце XVIII-XIX вв. Ее ключевым отличием является постепенное преодоление гражданской элитарности, уменьшение цензовых ограничений избирательного права вплоть до перехода к системе всеобщих, прямых, тайных выборов. В политической жизни значительно возросла роль профессиональных, региональных, этнических, религиозных групп и коллективов. Развитие средств массовой информации, складывание единого информационного пространства обусловили недоступную ранее открытость политического процесса.

При общей  демократизации политической жизни  значительно возросли прямые функции  государства. Государство выступает  не только как гарант правовой стабильности, но и как реальный участник широкого круга общественных отношений. Оно  приобрело ярко выраженный социальный характер, что существенным образом  отразилось и на методах осуществления  государственной власти. При сохранении трех классических ветвей власти в  их системе может образовываться некий эпицентр реальных властных полномочий. Классическим вариантом такого подхода  является "канцлерская республика" в ФРГ, закрепленная Основным законом 1949 г. При сравнительно незначительных полномочиях президента (избираемого  парламентом) вся полнота исполнительной власти принадлежит здесь главе  правительства - канцлеру, представляющему  наибольшую фракцию в нижней палате парламента. Таким образом, политическая партия , победившая на выборах, имеет возможность оказывать решающее влияние на всю вертикаль государственной власти. Французская конституция 1958 г. позволяет образовывать такой же мощный эпицентр власти вокруг избираемого на всеобщих прямых выборах президента. Нарушение принципа разделения властей, понимаемого в духе "жестких сдержек и противовесов", позволяет современным либерально-демократическим режимам обеспечить проведение более целенаправленной, "позитивной" государственной политики, превратить государство в активную силу общественных преобразований. 

31. УРОВНИ  И ФОРМЫ МАССОВОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО  УЧАСТИЯ.

Участие в политической  жизни  является  непосредственным  показателем

самоопределения личности, востребованности и осуществимости ею  своих прав, выражением понимания человеком своего социального статуса и возможностей. Именно участие индивида в политике в конечном  счете показывает,  насколько эта сфера жизни способна служить не  только  интересам крупных социальных групп, но также запросам и чаяниям рядового гражданина, обычного человека.

Степень и характер включения личности в  политическую жизнь непосредственно  определяется значимыми для нее  причинами, факторами участия. Последние  крайне разнообразны и напрямую связаны  с ролями, которые индивиды играют в политической жизни. «Роль», по Г. Алмонду - это разновидность («часть») политической деятельности, свидетельствующая о том, что индивид может быть избирателем, активистом партии, членом парламента и т.д. И при этом каждая политическая роль имеет свою функциональную нагрузку, предполагающую соответствующие возможности и обязательства (ответственность) личности перед государством (партией, обществом).

Понимание факторов политического участия  играет принципиально важную роль в  толковании его природы и роли индивида в политике. В самом общем плане факторы политического участия традиционно рассматриваются через два его глобальных механизма: принуждение, которое делает упор на действии внешних по отношению к индивиду сил, в том числе на разумность власти и ограниченность необходимых для самостоятельного участия в политике свойств индивида (Т. Гоббс), а также интерес, который, напротив, ориентируется на внутренние структуры действия индивида и сложную структуру личности (А. Смит, Г. Спенсер).

В современной  политической мысли принято различать  предпосылки (условия) и факторы (непосредственные причины, обусловливающие действия индивида) политического участия.

Предпосылки:

1) материальные,

2) политико-правовые,

3) социокультурные

4) и  информационные отношения и структуры,  которые создают наиболее широкую  среду для различных проявлений  индивидуальной активности. В границах  этой среды складываются те  главные причины, к которым  можно отнести 

1) макро- (способность государства к принуждению,  благосостояние, пол, возраст, род  занятий) 

2) и  микрофакторы (культурно-образовательный уровень человека, его религиозная принадлежность, психологический тип и т.д.) политического участия. Каждый фактор способен оказывать решающее влияние на те или иные формы политического участия людей, в зависимости от временных и пространственных условий их жизни. Но наибольшее значение в науке придается психологическим состояниям личности, например, ощущению угрозы своему общественному положению (рациональному осознанию своих интересов и завоеванию нового статуса; желанию жизненного успеха и общественного признания; пониманию общественного долга и реализации собственных прав, страху за самосохранение в общественной системе и т.д.

В сочетании  различных факторов и предпосылок  выявлены определенные зависимости. Например, данные разнообразных и долголетних  социологических наблюдений показывают, что чем богаче общество, тем больше оно открыто к демократии и  способствует более широкому и активному  политическому участию граждан. Более образованные граждане чаще других предрасположены к участию в  политической жизни, у них сильнее  развито чувство восприятия эффективности  своего участия, и чем больше у  таких людей доступ к информации, тем больше вероятности, что они  будут политически активными.

32. ПРАВА  ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ «СТАНДАРТЫ»  В ЭТОЙ ОБЛАСТИ.

Понятие международных стандартов в области  прав человека. Содержание принципа уважения прав человека составляет обязательство  государств уважать и соблюдать  эти права без какой-либо дискриминации  в отношении всех лиц, которые  находятся в сфере их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть. Если исходить из дуалистической теории соотношения международного и внутригосударственного права, то соответствующие права и свободы  предоставляются государствами  отдельным лицам и их группам (коллективам) посредством внутреннего  права. Иными словами, прямо от международного сообщества индивиды и их группы никаких  прав не получают.

Принцип уважения прав человека утвердился в  качестве одного из основных принципов  международного права в 1945 году с  принятием Устава ООН. В Уставе он не назван среди принципов международного права. Однако считается, что, поскольку  в ст. 1 (п. 3) Устава указывается, что  одной из целей ООН является осуществление  международного сотрудничества «в поощрении  уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии», Устав  косвенно закрепил этот принцип. Это  подтверждается ст. 55 Устава, где говорится  о том, что ООН содействует  «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и  религии». В Заключительном акте Совещания  по безопасности и сотрудничеству в  Европе (СБСЕ) 1975 года уже прямо говорится  о принципе уважения прав человека.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"