Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:01, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Политология".

Работа состоит из  1 файл

Политология ответы на экзамен!!!.docx

— 104.89 Кб (Скачать документ)

Основные функции  лидера должны быть следующими:

Интеграция общества, объединение масс.

Нахождение и  принятие оптимальных политических решений.

Социальный арбитраж и патронаж, защита масс от беззакония и произвола.

Коммуникация  власти и масс, упрочение каналов  политической и эмоциональной связи.

Инициирование обновления, генерирование оптимизма  и социальной энергии, мобилизация  масс на реализацию политических целей.

Легитимация власти, политического строя. 

20. ВЛАСТЬ КАК  ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

Власть - это отношение между людьми, при котором один из них

(субъект  власти), обладающий определенным  потенциалом (воля, интеллект,

сила, богатство, авторитет, общественное признание, и  т.д.) в силу того, что он

этим  обладает, вынуждает другого человека выполнять его желания,

которые бы тот никогда не выполнил по своей воле.

Таким образом, для возникновения властных отношений требуется, во - первых,

наличие как минимум двоих взаимодействующих  друг с другом людей, и, во -вторых, наличия неравенства между ними в распределении ресурсов.

Власть, властные отношения существуют везде, в рамках любого устойчивого

объединения людей: в семье, в неформальных группах, в производственных

коллективах, в разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно

возникает, так как даже в малом человеческом коллективе существует

необходимость в управлении и в поддержании  порядка, а также имеет место

естественное  неравенство его членов, предрасполагающее  одних к доминированию и к  господству, а других, к подчинению. Власть, действующая в масштабах

государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или

территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью. Власть вообще - одна из самых спорных и неоднозначных категорий как политической, так и социально - философской науки. Казалось бы, на первый взгляд, каждый из нас представляет себе, что такое власть, но тем не менее мало кому удается дать одновременно четкое и ясное ее определение. На

сегодняшний день количество данных учеными - политологами определений

огромно, и тем не менее ни одно из них не является удовлетворяющим

большинство исследователей и более или менее  исчерпывающим. Попробуем

предложить  наше собственное определение власти, расширяя и углубляя наши представления  об этом явлении по мере дальнейшего  рассказа.

Итак, с  нашей точки зрения, самое общее  определение звучит так: “Власть  – это отношение между людьми, при котором один из них (субъект  власти), обладающий определенным потенциалом (воля, интеллект, сила, богатство, авторитет, общественное признание, и т.д.) в  силу того, что он этим обладает, вынуждает  другого человека выполнять его  желания, которые бы тот никогда  не выполнил по своей воле.” Таким  образом, для возникновения властных отношений требуется, во - первых, наличие как минимум двоих взаимодействующих друг с другом людей, и, во -

вторых, наличия неравенства между ними в распределении ресурсов.

Власть, властные отношения существуют везде, в рамках любого устойчивого объединения  людей: в семье, в неформальных группах, в производственных

коллективах, в разного рода организациях и учреждениях - она неизбежно

возникает, так как даже в малом человеческом коллективе существует

необходимость в управлении и в поддержании  порядка, а также имеет место

естественное  неравенство его членов, предрасполагающее  одних к доминированию и к  господству, а других, к подчинению. Власть, действующая в масштабах

государства или какого - либо его подразделения (учреждения) или

территориальной единицы (провинция, штат, область, город, и т.д.) становится политической властью.

Для углубления наших представлений о природе  самого явления власти рассмотрим различные  подходы к его толкованию, существующие в современной социально - философской  и политической науке. 

21. СРЕДСТВА  И МЕХАНИЗМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ.

Механизм  политической власти – совокупность органов, учреждений и должностных  лиц, которые в установленном  правовом порядке наделены властными  полномочиями и участвуют в осуществлении  государственной политической власти. Следует добавить, что это не только система органов, но и ряд принципов на основе которых функционирует механизм политической власти. Основной из низ закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Данная статья выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права, признаваемую всеми демократическими правовыми государствами и впервые введенную в конституционное право нашей страны с принятием поправки к ст. 1 Конституции 1978 г. в 1992 г. Но тогда этот принцип, названный одной из "незыблемых основ конституционного строя Российской Федерации", не был последовательно проведен в Конституции.

Теория  и практика разделения властей явилась  результатом длительного исторического  развития и напряженной политической борьбы в обществе. Ее основоположники - англичанин Дж. Локк (XVII в.) и француз Ш. Монтескье (XVIII в.) - и их многочисленные последователи убедительно показали антинародный характер неразделенной, единой государственной власти, ведущей к социальной несправедливости, диктатуре, произволу и бесправию, доказали необходимость перехода к системе разделения властей. Но поскольку общественные позиции в решающей степени зависят от интересов взаимодействующих и борющихся сил, до сих пор в странах, еще не создавших современный демократический конституционный строй и пытающихся это сделать, выдвигаются поверхностные и неубедительные аргументы в пользу единства государственной власти, против "многовластия", якобы порождаемого разделением властей, и т.д. Даже вынужденно признавая принцип разделения властей под давлением общественного мнения и демократических движений, некоторые политические деятели, лидеры государств и даже ученые высказываются за то, чтобы разделенные власти одного государства имели бы единый "корень" или "стержень" в виде возглавляющего их государственного органа, как правило - президента или парламента данной республики.

Органы входящие в механизм политической власти, закрепляются в ст. 11 Конституции РФ. Статья 11 по своему содержанию непосредственно примыкает к ст. 10, конкретизируя ее положение о разделении властей в Российской Федерации прежде всего по вертикали (а в ч. 1 - и по горизонтали, с перечислением федеральных органов государственной власти).

Часть 1 этой статьи содержит перечень федеральных  органов государственной власти. Итак, государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент  Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

В перечне  названо не просто Федеральное Собрание, т.е. парламент России, но указаны  названия составляющих его двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы. Последовательность, в которой  перечислены эти органы (включая  и палаты Федерального Собрания) и  которой соответствует последовательность изложения статей и упоминаний о  них в последующих главах Конституции, соответствует соотношению полномочий, самостоятельно осуществляемых этими  органами. 

22. ОСНОВНЫЕ ВЕТВИ  ВЛАСТИ И ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ  ВЛАСТЕЙ.

 Разделе́ние власте́й — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком.

Общее наименование органа законодательной  власти — парламент.

Исполнительная  власть — один из видов самостоятельной  и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой  совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как  подзаконадательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом,исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия.

По действующей  Конституции Российской Федерации  судебная власть осуществляется федеральными судами, а также судами субъектов  Российской Федерации.

Высшие  федеральные суды:

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривающий  дела об оспаривании конституционности  законов и подзаконных актов, дающий толкование Конституции РФ, а также разрешающий отдельные  конкретные конституционные споры, граничащие с удостоверительным  укреплением процедур (в рамках отрешения  от должности Президента Российской Федерации);

Верховный Суд Российской Федерации

Высший  Арбитражный Суд Российской Федерации, рассматривающий хозяйственные  споры в области предпринимательской  деятельности, дела об оспаривании законности нормативных актов, а также отдельные удостоверительные дела, связанные с предпринимательской деятельностью.

Разделение  законодательной, исполнительной и  судебной властей является одним  из важнейших принципов организации  государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что  законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и  судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также  необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое  обоснование принципа разделения властей  состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части  в ведении единого органа государственной  власти либо должностного лица и тем  самым предотвратить произвол. Независимые  ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции  и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный  Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями  власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов». 

23.СТРУКТУРНЫЕ  ЭЛЕМЕНТЫ ВЛАСТИ И ТИПОЛОГИЯ  ЕЁ ИСТОЧНИКОВ И РЕСУРСОВ.

Власть  это отношение между людьми, в  силу которых одни из них приказывают, а другие подчиняются. Власть как  общественное отношение имеет следующие  структурные (составляющие) элементы: субъекты — властвующий и подвластный (подчиненный). Властвующий субъект  является непосредственным носителем  власти. Им может быть индивид, организация, партия, общность людей (сословие, класс, народ, нация), государство. Для возникновения властных отношений субъекту необходимы определенные качества, прежде всего — воля к власти, т.е. желание властвовать. Помимо воли к власти, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом (уважением со стороны подчиненных). Естественно, различные субъекты власти наделены этими качествами в разной степени. В качестве подвластного субъекта выступают индивиды и различные их объединения. Власть не может быть односторонней, она предполагает подчинение подвластных индивидов. Мотивы подчинения могут быть различными: страх перед наказанием; традиция повиновения; заинтересованность в выполнении распоряжений (такая власть является наиболее стабильной); авторитет власти у подчиненных.

источники (или основания) власти — это реальные источники властвования, которые  используются для эффективного воздействия  на объекты власти (людей и вещи), а ресурсы — это потенциальные  возможности и средства, которые  могут быть использованы. На наш  взгляд, подобное деление достаточно условно, поскольку трудно провести границу между используемыми и недостаточно используемыми средствами властного воздействия. Одна из наиболее ранних и общераспространенных систем типологий — антропологическая. В ней типы властвования различаются устойчивыми мотивами, которые лежат в основе поведения субъекта и объекта власти. По Конфуцию, ресурсами власти правителя являются его личный пример и следование моральным принципам — справедливости, гуманности, заботе о благе народа, чувству долга, мудрости. Поданные должны уважать правителя и выполнять свои обязанности. 

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"