Суверенитет народа и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. П

Содержание

Введение
3
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве
11
3.1. Референдум
13
3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.87 Кб (Скачать документ)

- изменения статуса субъектов Российской Федерации;

- досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а равно о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации или досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо об отсрочке таких выборов (формирования);

- принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства;

- введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;

- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- амнистии и помилования.

Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права  и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Референдум Российской Федерации  не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Российской Федерации, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Повторный референдум Российской Федерации не проводится в течение  года после дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума  Российской Федерации с такой  же по содержанию или по смыслу формулировкой  вопроса.

Правом на участие в  референдуме Российской Федерации  обладает каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума Российской Федерации 18 лет.

Гражданин Российской Федерации, проживающий или находящийся  в период подготовки и проведения референдума Российской Федерации  за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой прав на участие в референдуме Российской Федерации.

Не имеют лишь права  участвовать в референдуме Российской Федерации граждане Российской Федерации, признанные судом недееспособными  или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Инициатива проведения референдума  РФ принадлежит:

- не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме Российской Федерации, при условии, что на территории одного субъекта Российской Федерации или в совокупности за пределами территории Российской Федерации проживают не более 10 процентов из них;

- Конституционному Собранию в случае, предусмотренном частью 3 статьи 1354 Конституции Российской Федерации.

В период между назначением  референдума Российской Федерации  и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты, упомянутые в части первой настоящей статьи, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума Российской Федерации.

Вопросы, связанные с подготовкой  и проведением референдума Российской Федерации, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума Российской Федерации, органами государственной власти и  органами местного самоуправления открыто  и гласно.

Референдум Российской Федерации  назначает Президент РФ. До принятия такого решения Президент РФ в  течение 10 дней со дня поступления  к нему документов и приложенных  к ним материалов направляет их в  Конституционный Суд Российской Федерации с соответствующим  запросом, который проверяет соблюдение требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и в течение  месяца направляет Президенту Российской Федерации соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному  опубликованию.

В случае признания Конституционным  Судом Российской Федерации соблюдения требований, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации обязан назначить референдум Российской Федерации не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отрицательного решения Конституционного Суда Российской Федерации все процедуры, предусмотренные  настоящим Федеральным конституционным  законом, прекращаются.

Президент Российской Федерации  издает Указ о назначении референдума  Российской Федерации, в котором  определяет дату его проведения, при  этом голосование может быть назначено  на любой выходной день в период от двух до трех месяцев со дня опубликования  Указа.

Особенность референдума, проведенного 12 декабря 1993 года, состояла в том, что одновременно с принятием новой Конституции проходили выборы в федеральное собрание, предусмотренные еще не принятой Конституцией. Однако возможность того, что проект может быть не принят избирателями, была учтена Президентом, который ранее (21 сентября) издал Положение «О федеральных органах власти на переходный период». Следовательно, для выборов в федеральное собрание существовала правовая база. Таким же путем было установлено, что выборы считаются состоявшимися, если число действительных бюллетеней составит не менее 25% от числа зарегистрированных избирателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Выборы

 

Другой формой непосредственной демократии являются выборы.

В преамбуле Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» говорится «Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме».

Этим же законом в ст. 2 дается следующее определение выборам  «выборы – форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица».

Выборы в Российской Федерации  осуществляются в соответствии с  определенными принципами.

Традиционно в советский  период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов  и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей  на выборах.

Всеобщим признается такое  избирательное право, при котором  все взрослые граждане мужского и  женского пола имеют право принимать  участие в выборах.

Равное избирательное  право трактуется в Федеральном  законе как участие граждан на выборах «на равных основаниях», то есть когда все избиратели имеют  равные права и обязанности.

Прямое избирательное  право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата.

Демократизация российской избирательной системы привнесла  существенный элемент — состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.

Кроме таких форм непосредственной демократии как референдум и выборы еще существуют сходы, собрание граждан, митинги, демонстрации и всенародные  обсуждения. Одни из них носят императивный характер и не нуждаются в санкции  органов государственной власти (референдум и выборы), другие носят  консультативный характер. Но, независимо от юридической природы различных  институтов прямого волеизъявления, их влияние на механизм принятием  государственных решений всегда огромно, ибо в них находит  выражение воля масс. Конституционно-правовая регламентация институтов прямого  волеизъявления народа различна. Конституция  упоминает о каждом институте  прямого волеизъявления.

 

 

 

 

4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРЯМОГО НАРОДОВЛАСТИЯ В РФ

 

Процесс осуществления власти Российского народа необходимо требует  гарантии его обеспечения.

В науке различают объективные, то есть социально-политические гарантии и специальные правовые гарантии.

К социально-политическим гарантиям  прямого народовластия в Российском государстве относится общественно-политический строй и роль Президента РФ (о  чем говорит ч. 2 ст. 80 Конституции  РФ) в реализации власти народа. Все  дело в том, что социально-политические гарантии власти народа сами по себе не могут в должной мере обеспечить эффективное осуществление народовластия  и требуют специальных гарантий. Последние выступают как дополняющие  объективные гарантии, они расширяют  рамки действия объективных гарантий. Природа, характер, социальная сущность специальных гарантий определяется объективными гарантиями, но специальные  гарантии в свою очередь действуют  более непосредственно.

Под специальными гарантиями народовластия понимаются особые правовые средства, обеспечивающие реальное осуществление  прямого народовластия в Российском государстве. Право само гарантирует  фактическое осуществление этой власти.

Правовым средством выступают  прежде всего правовые нормы, закрепляющие фактические институты народовластия. Когда говорится о гарантиях  власти народа, то здесь необходимо иметь в виду то положение, что  само непосредственное народовластие  есть гарантия представительного народовластия. Но, выступая по отношению представительных органов народовластия конституционно-правовой гарантией, прямое народовластие само нуждается в правовых гарантиях.

По Конституции РФ граждане РФ имеют следующие социально-политические права:

 - собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, шествия;

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления