Суверенитет народа и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. П

Содержание

Введение
3
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве
11
3.1. Референдум
13
3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.87 Кб (Скачать документ)

Отсюда исключительная важность правовой детализации принципа народного  суверенитета, создания надежных гарантий для реализации этого принципа в  жизни. Развитие и защита прав человека и гражданина – самая важная из этих гарантий.

Суверенитет народа, или  народный суверенитет, это первоисточник  власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным  и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной  власти. В силу естественного права, заложенного в понятие народного  суверенитета, народ вправе оказать  сопротивление любой попытке  насильственного свержения конституционного строя. Чтобы поставить преграду попыткам узурпации власти и ущемления  воли народа, Конституция фиксирует  четкий принцип:

«Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону»  (ч. 4 ст. 3 Конституции РФ). Здесь также заложена гарантия против возврата к тоталитаризму, установлению единоличной диктатуры. Народ недвусмысленно заявляет о своей приверженности конституционным порядкам и неприятии любой власти, основанной на внеконституционном фундаменте силы. Право на восстание против тирании, на гражданское неповиновение, на применение силы против насилия – составные элементы народного суверенитета.

Принцип народовластия характеризует  Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ (ст.3 Конституции РФ). Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

С юридической точки зрения слово «народ» отождествляется  с понятием «граждане» и определяется как принадлежность данной, ассоциированной  в рамках единого государства, совокупности людей к соответствующему государству.

«Власть» представляет собой  возможность распоряжаться или  управлять кем-либо и чем-либо, подчинять  своей воле других. Власть — категория  социальная. Она возникает вместе с возникновением человеческого  общества и существует во всяком человеческом обществе, поскольку всякое человеческое общество требует управления, которое  обеспечивается различными средствами, включая и принуждение.

В условиях народовластия  осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она  выступает в формах самоопределения  и самоуправления народа, участвовать  в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как  форма государства и способ правления, превращается таким образом в  организационный принцип обладания  властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении), исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии.

Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно  в своих собственных интересах. В демократическом государстве  единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание  народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  неделим, имеет и может иметь  только одного субъекта — народ. Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в  РФ. «Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, —  отмечается в ст. 3, п. 4 Конституции, — захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону».

Следовательно, народовластие  есть принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

 

 

 

 

 

 

 

3. КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИНСТИТУТОВ ПРЯМОГО (НЕПОСРЕДСТВЕННОГО) НАРОДОВЛАСТИЯ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

 

В РФ единственный источник власти - народ. Народовластие - волеизъявление народа в управлении государством непосредственно или через представителей, которое осуществляется свободно народом, но в соответствии с требованиями закона, его суверенной волей и интересами государства. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Местное самоуправление (ст. 12 Конституции в РФ) относится  к числу важнейших проявлений демократизма государства и представляет собой право и способность  населения муниципальных образований (городских, сельских поселений и  других территорий) осуществлять в  рамках закона самостоятельно, под  свою ответственность и в собственных  интересах решение вопросов местного значения, его органы не входят в  систему органов государственной  власти.

Элементами  народовластия  в РФ являются: коллективный субъект - граждане РФ; объект - власть.

Формы народовластия:

- непосредственная (прямая) демократия;

- представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие - это прямое волеизъявление народа или его части по разрешению важнейших для государства вопросов регулирования общественной жизни.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования  и т. п.; 4) народная правотворческая  инициатива в органы местного самоуправления, инициатива граждан по проведению референдума; 5) индивидуальные и коллективные обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления.

Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Референдум

 

Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции  СССР 1936 года 3— в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете  ли вы необходимым сохранение Союза  Советских Социалистических Республик  как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой  будут в полной мере гарантироваться  права и свободы человека любой  национальности?». В референдуме  приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом  Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

25 апреля 1993 года, во время  противостояния президента и  Верховного Совета Российской  Федерации, прошёл референдум, на  который были вынесены четыре  вопроса. В референдуме приняли  участие 64,51 % избирателей. На вопрос  «Доверяете ли вы президенту  РФ Борису Ельцину?» ответило  «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос  «Одобряете ли вы социально-экономическую  политику, осуществляемую президентом  и правительством РФ с 1992 года?»  — 53,04 %. За досрочные выборы  президента высказалось 49,49 %, за  досрочные выборы народных депутатов  — 67,16 % от числа проголосовавших,  но менее половины от общего  числа избирателей. В итоге  внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

12 декабря 1993 года, одновременно  с выборами в Госдуму первого  созыва, прошло всенародное голосование  по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало  новый Основной закон, который  действует по настоящее время.

Статья 3 Конституции РФ гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и  свободные выборы».

В соответствии с Федеральным  конституционным законом Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации" ст. 1 «Референдум Российской Федерации — всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения». Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации, защита демократических принципов и норм права, определяющих право граждан на участие в референдуме.

Референдум Российской Федерации  проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного  и прямого волеизъявления при  тайном голосовании. Каждый участник референдума  обладает одним голосом.

Гражданин Российской Федерации  голосует на референдуме лично. Участие  в референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Законом регламентируется характер вопросов, выносимых на референдум. Так в соответствии со ст. 3 Закона «О референдуме РФ» на референдум Российской Федерации в обязательном порядке выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает  решение о вынесении на всенародное  голосование проекта новой Конституции  Российской Федерации.

На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы:

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления