Суверенитет народа и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 21:05, курсовая работа

Описание

В настоящее время принцип народного суверенитета, один из важнейших принципов конституционного строя в Российской Федерации, является теоретическим и правовым основанием народовластия. Согласно Конституции РФ многонациональный народ России, выступая в качестве носителя суверенитета и единственного источника власти, осуществляет ее как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. П

Содержание

Введение
3
1. Понятие «суверенитет народа»
4
2. Народ как носитель верховной власти в стране
8
3. Конституционное регулирование основных институтов прямого (непосредственного) народовластия в российском государстве
11
3.1. Референдум
13
3.2. Выборы
19
4. Конституционные гарантии прямого народовластия в РФ
19
Заключение
24
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 48.87 Кб (Скачать документ)
:18pt"> - участвовать в управлении делами государства как непосредственно так и через своих представителей;

 - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

 - обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

 - получать информацию, если она не является государственной тайной;

 - объединяться, создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.

В Федеральном законе «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в референдуме  Российской Федерации, референдуме  субъекта Российской Федерации, местном  референдуме, а также права избирать и быть избранными в федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации, иные федеральные  государственные органы и государственные  органы субъектов Российской Федерации, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституциями, уставами субъектов  Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами, а также  в органы местного самоуправления.

Эти гарантии закон определяет как: «правовое, организационное, информационное и иное обеспечение избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»

Конституцией права лишь декларируются.

В советские времена было все немножко иначе. Прежде всего, нормы советских конституций, закрепляющие институты прямого народовластия, являлись конституционно-правовыми гарантиями власти народа.

Проблема правовых гарантий прямого властвования советского народа есть в сущности проблема правового  контроля народа как суверена за его  представителями. Правовыми средствами обеспечения прямого народовластия  в советском государстве являлись:

- обязанность отчетности депутата и Совета перед избирателями;

- право запроса депутатов;

- конституционный контроль и конституционный надзор

Кроме того, к правовым гарантиям  прямого народовластия относился  и демократический порядок отзыва депутатов Совета, детально регламентируемый законами о порядке отзыва депутатов, что в современном законодательстве отсутствует.

На сегодняшний день существует лишь конституционный контроль и  конституционный надзор, осуществляемый Конституционным судом РФ, о чем  говорится в Конституции РФ и  Федеральном Конституционном законе «О Конституционном суде РФ».

Конституционный надзор представляет собой самостоятельную форму  правовой охраны Конституции. Как правило, конституционный надзор носит предварительный, консультативный характер.

Хотелось бы подчеркнуть, что система правовой охраны Основного Закона имеет важное значение в обеспечении стабильного развития общества, цивилизованным урегулировании возникающих конфликтов, защите основных прав и свобод граждан. В конечном счете речь идет не просто о защите правовых норм, а об охране конституционного строя России.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В демократическом государстве  единственным источником власти и ее носителем выступает народ. Признание  народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, использует исключительно  в своих собственных интересах. Народный суверенитет неделим, имеет  и может иметь только одного субъекта — народ.

 Народ Российской Федерации  осуществляет свою власть как  непосредственно, так и через  органы государственной власти  и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции Российской Федерации).

В зависимости от формы  волеизъявления народа различаются  представительная и непосредственная демократия.

Представительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь город, население, проживающее на той  или иной территории.

Выборное представительство  — важнейшее средство обеспечения  подлинного народовластия. Его образуют избираемые народом государственные  органы и органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления включают в себя представительные органы, органы управления (местная администрация), а также различные органы территориального общественного самоуправления населения.

Непосредственная демократия — форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в  Конституции Российской Федерации (ст.), — являются референдум и свободные  выборы».

 Согласно Федеральному  конституционному закону от 7 июля 1995 года «О референдуме Российской Федерации», референдум — всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция Российской  Федерации - М.: Юрайт-М, 2007.

2. Конституция СССР – 1936.

3. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий. Рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. - М, 1997.

4. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

 

Книги и учебники:

1. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации коллектива ученых-правоведов под руководством ректора МГЮА, академика РАН О.Е. Кутафина. - М, 2002.

2. Акмалова А.В. История политических и правовых учений. - М., 2002.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., 1998.

4. Дюги Л. Конституционное право. Общая теория государства. - М., 1998.

5. История политических и правовых учений: XVII - XVIII вв. Отв. ред.В.С. Нерсесянц. - М.: Наука, 1999.

6. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания - М., 2002.

7. Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003. - № 1.

8. Кабышев В. Т. Прямое народовластие в Советском государстве. Саратов 1974.

9. Козлов Е. И. Кутафин О. Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.

10. Коваленко А. И. Конституционное право Российской Федерации. — М., 1995.

11. Румянцев О. Г. Основы Конституционного строя России. М., 1994.

1 Всеобщая декларация прав человека — рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) («Международный пакт о правах человека») от 10 декабря 1948 года в Париже.

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

3 Конституция СССР 1936 года (неофициальные названия: «Сталинская конституция», реже — «Конституция победившего социализма») — основной закон СССР, принятый VIII чрезвычайным съездом Советов 5 декабря 1936 года, и действовавший до 1977 года.

4 . Конституция РФ. Статья 135, часть 3.

Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой  Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным  Собранием двумя третями голосов  от общего числа его членов или  выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования  Конституция Российской Федерации  считается принятой, если за нее  проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло  участие более половины избирателей.

Информация о работе Суверенитет народа и формы его осуществления