Функции государства и формы их осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 11:59, курсовая работа

Описание

Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития.
Политика тесно связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов на том или ином этапе развития, уровень его организованности и эффективности.

Содержание

Введение
Основная часть.
Глава 1. Понятие функций государства:
1.1. Понятие функций государства
1.2. Виды функций государства
Глава 2. Функции государства:
2.1. Внутренние функции государства
2.2. Внешние функции государства
2.3. Формы осуществления функций государства
Заключение

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 62.43 Кб (Скачать документ)

Оглавление:

Введение 

Основная часть.

Глава 1. Понятие  функций государства:

1.1.  Понятие функций государства 

1.2.  Виды функций государства 

Глава 2. Функции  государства:

2.1. Внутренние  функции государства 

2.2. Внешние функции  государства 

2.3. Формы осуществления  функций государства 

Заключение 

Введение

Актуальность  темы исследования.

Функции государства - основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями  людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически  определенного общества. Они проявляются в его взаимодействии с обществом, носят исторический характер и особенно круто могут измениться при реализации новой цивилизационной модели развития.

Политика тесно  связана с функциями государства. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой  точностью определить ее характер, правильность выбора государством приоритетов  на том или ином этапе развития, уровень его организованности и  эффективности.

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении понятия и видов функций государства.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие  частные задачи:

1.  дать понятие функций государства;

2.  рассмотреть виды функций государства;

3.  рассмотреть внутренние функции государства;

4.  рассмотреть внешние функции государства;

5.  рассмотреть формы осуществления функций государства.

Объект исследования – функции государства.

Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением функций государства     

Основная часть

 

Глава 1. Понятие  функций государства

    1. Понятие функций государства 

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства, в которых раскрываются его социальная сущность и назначение в обществе. Принято выделять следующие функции современного государства:

1. Экономическая.  Применительно к современному  государству содержание экономической  функции охватывает:

а) формирование экономической  политики государства (разработка стратегических направлений экономического развития страны);

б) создание правовых основ рынка (формирование системы  рыночного законодательства; обеспечение  равноправия форм собственности; развитие предпринимательства; государственно-правовая охрана собственности, прав и интересов  потребителей; ограничение монополизма  и недобросовестной конкуренции);

в) внешнеэкономическая  деятельность государства (деятельность, связанная с интеграцией национальной экономики в мировое, государственное стимулирование иностранных инвестиций);

г) оперативное  управление государственным сектором экономики - государственными предприятиями, учреждениями, являющимися объектами собственности государства. Государство осуществляет бюджетное финансирование государственных организаций культуры, а также стимулирует посредством налоговых льгот, кредитов и другими способами создание и деятельность государственных и негосударственных организаций культуры, в иных формах осуществляет протекционизм в области культуры. Согласно действующему законодательству, проектирование и строительство населенных пунктов и жилых массивов не должно осуществляться без обеспечения их объектами культуры.    

2. Финансовая.

Финансовая функция  современных государств направлена на выполнение следующих основных задач:

а) налогообложение, взимание налогов, сборов и пошлин; финансирование и кредитование; осуществление  финансового контроля (определение  и учет доходов производителей, таможенный контроль и др.);

б) формирование государственного бюджета и его исполнение.    

3. Социальная.

 Социальная деятельность (политика) - сравнительно новый вид     государственной деятельности. Ее содержание отображено в характеристике государства как социального (ч. 1 ст. 7 Конституции РФ).

4. Охранительная, которая предполагает:

а) защиту прав и  свобод граждан, охрану правопорядка, борьбу с преступностью и поддержание  режима конституционной законности;

б) оборону страны и обеспечение национальной безопасности;

в) государственную  поддержку мирового правопорядка.

5. Экологическая. 

Это жизненно важная функция любого современного государства. В системе права современных  государств есть специальная отрасль - природоохранное законодательство, призванное регулировать деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

Во многих странах  разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды. Предусмотрены конкретные предупредительные  меры по ограждению окружающей среды  от отрицательного влияния деятельности людей, применяются эффективные  меры воздействия к нарушителям  природоохранных законов. Экологическая  деятельность государства имеет  планетарное значение и не ограничивается собственной территорией.

6. Функция государственной  поддержки науки, культуры, образования.  Государство в современных условиях  не может и не должно "уходить"  из этих сфер. Протекционистская  политика государства в этих сферах - наиболее специфическая форма государственной деятельности, связанная с поддержкой и развитием науки, культуры и образования.  

 

1.2. Виды функций  государства

Виды функций  государства 

 
Функции государства - это основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих функциях. Приведенное определение помогает выделить следующие наиболее существенные признаки функций государства. Функция государства не любое, а именно основное, главное направление его деятельности, без которого государство на данном историческом этапе либо на протяжении всего своего существования обойтись не  может. Это устойчивая, сложившаяся предметная деятельность государства в той или иной сфере - в экономике, политике, охране природы и др.  
 
В функциях предметно выражается самое глубинное и устойчивое в государстве - его сущность. Поэтому через функции можно познать сущность государства, его многосторонние связи с обществом.  
 
Выполняя свои функции, государство тем самым решает стоящие перед ним задачи по управлению обществом, а его деятельность приобретает практическую направленность. 
 
Функции государства - понятие управленческое. Они конкретизируют цели государственного управления на каждом историческом этапе развития общества. Реализуются функции в определенных (преимущественно правовых) формах и особыми, характерными для государственной власти методами.  
 
Функции государства по сути своей объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. Невыполнение государством своих функций, несомненно, вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Так, если государство перестанет осуществлять функцию по обеспечению правопорядка, общество неизбежно будет дестабилизировано, наступит анархия, ведущая к его разрушению.  
 
В то же время объективный характер функций государства вовсе не означает, что они реализуются помимо воли и сознания людей. Напротив, роль субъективного фактора здесь очень велика. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества. Значит, сначала должны быть осознаны объективные общественные потребности, а уж затем определены функции государства и механизм осуществления. Причем все это обеспечивается сознательной деятельностью людей. Ошибки и недостатки в функционировании государства оборачиваются для общества разной остроты кризисными явлениями. 
 
Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача - это то, что требует разрешения, а функция - вид деятельности, направленной на такое разрешение. Другими словами, задачи и функции являются взаимосвязанными, но не тождественными понятиями. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а, следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых - к возникновению других. 
 
Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и свое содержание. Объект - определенная сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. 
 
Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. Последние раскрывают социально-целевое назначение конкретного органа, который через функции реализует свою компетенцию. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми или многими органами. Однако сказанное не исключает того, что отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства. Так, защита страны от нападения извне - главная задача военного ведомства. 
 
Все функции конкретных государственных органов подчинены функциям государства, не могут им противоречить. Поэтому деятельность государственных органов должна протекать в русле основных функций государства, формах и присущими ему методами  

Множество функций  государства классифицируется по областям общественных отношений.  
Государство осуществляет свою деятельность в обществе, выполнение функций государства - процесс воздействия государства на различные сферы жизни общества, в зависимости от сферы деятельности выделяют конкретные функции государства.

Все функции государства  можно разделить на две группы: внутренние и внешние функции. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства.

 
К внутренним функциям можно отнести: 
1. Экономическая функция. 
В экономической сфере смысл действия государства - обеспечение нормального развития экономики, защита собственности, согласование интересов производителей и потребителей и т. п. Экономическая функция может осуществляться по-разному:  
а) в рыночной экономике государство действует экономическими методами (создает условия (и наоборот) для определенных видов производств и т. д.)  
б) в плановой экономике государство управляет экономической жизнью административными методами (определяет направление движения товаров и т. д.)  
2. Политическая функция - обеспечение выражений интересов различных социальных групп.  
3. Социальная функция - развитие, содействие развитию, поддержка здравоохранения, просвещения, науки, культуры, социального обеспечения, функции регулирования трудовых отношений, установление минимальной заработной платы и т. д. Нужно подчеркнуть, что государство не должно полностью брать общество на иждивение, оно призвано обеспечить минимум социальных возможностей, создать равные стартовые возможности для индивидов. 
4. Экологическая функция - обеспечение права граждан на здоровую окружающую среду, обеспечение рационального использования природных ресурсов, мероприятия по оздоровлению окружающей среды и т. д. 
5. Функция борьбы с последствиями стихийных бедствий. 
6. Функция охраны правопорядка, прав, свобод и собственности граждан. 
Этот перечень функций не является исчерпывающим, государство осуществляет и иные направления деятельности.

 
Внешние функции 
1. Обеспечение обороны и безопасности. 
2. Координация экономического и политического взаимодействия с иными государствами. 
3. Проведение единой внешней политики. 
Можно отметить условность деления на внешние и внутренние функции, так как все функции взаимосвязаны, внутренние функции могут выступать как составляющая часть внешних функций (борьба с преступностью).  
Функции делят на: основные и неосновные, временные и постоянные. Деление на основные и неосновные функции достаточно сомнительно. Неосновные функции - мелкое или частное направление деятельности в рамках той или иной основной функции (например, строительство дорог). 
Постоянные функции осуществляются государством систематически, на всех этапах его развития (например, экономические, социальные, оборонные функции). 
Временные функции обусловлены конкретными историческими условиями, они связаны с определенным этапом в жизнедеятельности общества. От падения условий и причин, породивших данную деятельность государства, эти функции прекращаются. Например, функция восстановления разрушенного хозяйства в послевоенный период, функция устранения последствий глобальных стихийных бедствий и катаклизмов. 
В зависимости от степени участия общества в осуществления функций государства они подразделяются на: 
· Общесоциальные - это функции, в осуществление которых принимают участие, как государство, так и общественные институты (например, экономическая, экологическая функции);  
· Специальные - это функции, которые осуществляются только государством (например, функция охраны правопорядка, функция обеспечения единой налоговой и денежной системы и др.)

Глава 2. Функции  государства

    1. Внутренние функции государства     

ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).   

Проблема классификации  функций государства осложняется  тем, что у различных исторических типов государств функции существенно  различаются. И все же их можно  классифицировать по некоторым общим  для них признакам.  
 
Как уже отмечалось, на функции любого государства решающее влияние оказывает его сущность. Сущность же государства противоречива, имеет две основные стороны, два начала - общесоциальное и классовое. Общесоциальное начало обусловлено потребностями общества в целом, классовое - его классовыми противоречиями.  
 
До недавнего времени было общепризнано, что все функции государства вытекают из классовых противоречий, носят классовый характер, что и быть не может надклассовых, общесоциальных функций. Это искажало представление о взаимодействии общества и государства. В действительности даже общество, разделенное на классы, являет собой единый, целостный организм, в котором противостоящие классы, социальные группы и слои населения сосуществуют и взаимодействуют.  
 
Государство как форма организации такого общества не может не выполнять общесоциальную деятельность, не может не выступать по ряду ее направлений представителем интересов всего общества, всех классов, групп и слоев населения.  
 
Так, уже восточно-деспотические рабовладельческие государства выполняли экономическую функцию - организовывали общественные работы по сооружению каналов и плотин, осушению болот и др. Феодальные государства тоже предпринимали попытки регулировать социально-экономическую жизнь страны (проводили политику протекционизма, делали отдельные шаги в области просвещения и здравоохранения). Все названные государства обеспечивали правопорядок, без которого не может обойтись ни одно общество. 
 
Развитие цивилизации и демократии открывает большой простор для общесоциальной деятельности государства. В наше время общесоциальные функции государства (экономическая, социальная, поддержания демократического правопорядка) становятся приоритетными. Расширяется и активизируется деятельность государства в духовной сфере (образование, культура, наука). 
 
Сегодня особо актуальны глобальные проблемы, остро затрагивающие общечеловеческие интересы, - охрана природы и окружающей среды на всей планете, борьба с международной преступностью, демографические проблемы и др. Для их решения необходимы совместные усилия всех государств, а значит, и развитие соответствующих функций - обеспечения мирового правопорядка, международной экологической и т.д. 
 
Общесоциальные функции государства обеспечивают необходимую степень стабильности отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на основе общесоциальных потребностей и интересов (экономических, социальных, духовных, национальных).  
 
Чем больше удельный вес общесоциальных функций государства, тем выше его роль в обществе как надежного инструмента преодоления противоречий, как средства согласования различных интересов и достижения общественного компромисса. Здесь мало подходят методы насилия, принуждения, а потому государству приходится обращаться к демократическим, гуманистическим институтам и идеям правового государства, господства права во всех сферах жизни общества, соблюдения прав и свобод человека, защиты национальных меньшинств, укрепления юридических гарантий законности и правопорядка и т.д. 
 
Доверие к государству, государственной власти, степень их поддержки населением (социальная легитимность власти) находятся в прямой зависимости от демократического содержания функций государства, его умения и желания учитывать в своей деятельности многообразные классовые, групповые, национальные и другие социальные интересы.  
 
Государство, откровенно попирающее права человека, игнорирующее его неотъемлемые, естественные права и свободы, осуществляющее репрессии против своего народа или отдельных национальных групп, препятствующее контактам между людьми и организациями разных стран, не может считаться цивилизованным. Оно не вправе рассчитывать на нормальное сотрудничество с другими государствами, на благоприятное общественное мнение мирового общества». 
 
В классовом обществе, где классы и другие социальные группы противостоят друг другу, прежде всего по экономическому признаку, где коренные интересы классов непримиримы, государство становится политической организацией власти экономически господствующего класса, обслуживает его интересы. Отсюда главная функция такого государства — подавление сопротивления эксплуатируемых классов или социальных групп, имеющая четко выраженную классовую направленность. Но и другие его функции также приобретают определенную классовую окраску. Сказанное относится к рабовладельческому, феодальному и капиталистическому (XIX и первой четверти XX вв.) обществу.

Информация о работе Функции государства и формы их осуществления