Суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 19:15, реферат

Описание

Понятие было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет ( отредактированый вариант без плана и титульного листа).doc

— 61.00 Кб (Скачать документ)

       Понятие 

       Понятие было введено французским юристом XVI в. Жаном Бодэном и первоначально  сохраняло связь с феодальным правом, обозначая прежде всего власть верховного сюзерена в противоположность  власти вассальных правителей. Согласно его определению, суверенитет - это абсолютная и незыблемая власть монарха в государстве. Однако Вестфальский мир 1648 года признал суверенные права за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи), таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства. 

       В 1933 году на конференции в Монтевидео (Уругвай) была разработана концепция  суверенитета. Согласно ей, государство  для признания суверенным должно обладать следующими признаками: 

● наличие определенной территории

● проживающее на этой территории более или менее постоянное население

● наличие эффективно действующего правительства

● суверенитет должен быть подтвержден другими государствами 

       В последнее время, однако, все громче говорится о «размывании» понятия национального суверенитета, связанном с процессом глобализации и усиления взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). 

       В современной политологии термин суверенитет употребляется почти  как синоним слова «независимость». 

       Описание 

       Иными словами, суверенитет означает, что  все правила на территории данного  государства устанавливаются им самим, и только им самим. Государство без суверенитета является не государством, а колонией либо составной частью другого государства. 

       Носителем суверенитета (сувереном) может быть или народ, осуществляющий свою суверенную власть через выборное представительство и главу государства (президента республики или монарха в конституционных монархиях) или монарх-самодержец в силу «божественного права и завоевания». 

       Различают несколько видов  суверенитета: народный, национальный, государственный. 

       Государственный суверенитет 

       Государственный суверенитет определяется как такое  состояние государства, при котором  она самостоятельно определяет свою внутреннюю и внешнюю политику. 

       Понятие «государственный суверенитет» возникло в борьбе за освобождение светской государственной власти из подчинения церкви. 

       Государственный суверенитет имеет точное содержание и рамки применения. Он констатирует следующие его моменты: 

       ● суверенитет только исключительно характеризует государственность, выделяя и подчеркивая ее отличие от других общественных явлений. 

       ● суверенитет связан с волей народов, населения государственно оформленной территории. 

       ● суверенитет является объективной реальностью, не требующей чьего-либо утверждения, но предполагающей использования его в качестве основы других государственно-правовых явлений. 

       Абсолютного государственного суверенитета нет, и  быть не может, ибо на современном  уровне цивилизации в условии  единого мирового хозяйства неустранимые взаимозависимости государств по экономической, экологической, гуманитарной и многим другим линиям. Государственный суверенитет по своим значениям и свойствам может быть только в чем-то ограничен, во всяком случае не абсолютным, а таким, когда он сочетается с суверенитетом других государств. 

       Суверенитет государства – это важнейшее основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Обладание государственным суверенитетом – это не что иное как верховенство и независимость государственной власти внутри станы, а также проведение внешней политики. Однако и здесь возможны ограничения. Международным сообществом выработаны цивилизованные отношения между государствами, которых они должны придерживаться. Общепринято, что состояние дел с соблюдением прав и свобод человека в том или ином государстве может быть предметом международной защиты. 

       Верховенство  государственной власти – это  такое ее состояние, при котором  над ней не может быть иной власти. Это прежде всего ее неограниченность. 

       Верховенство  власти означает ее единство, в том смысле, что нет двоевластия, другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. 

       Государственная власть, обладая полнотой и верховенством  не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти. Это означает, что государство  не может признаваться тем субъектом, границы которого безграничны, и оно может делать все, что ему заблагорассудиться.

       Чтобы избежать тоталитаризма, действует  принцип разделения властей. Степени  цивилизованности государства следует  по его отношению к правам и  свободам граждан, насколько они  реально гарантированны.

         

       Народный  суверенитет 

       Народный  суверенитет означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно. Именно народ является единственным источником государственной власти. Он осуществляет ее как непосредственно, так и через представительные органы в формах и пределах установленных Конституцией. Суверенная воля народа является определяющей для выработки и проведения курса внутренней и внешней политики. 

       Именно  народ узаконивает государственную  власть и осуществляет контроль за их деятельностью. Для этого используются перевыборы должностных лиц, которые получают от народа мандат на пребывание в должности. 

       Народный  суверенитет является первичным  по отношению к государственному суверенитету, однако он может быть реализован лишь при условии существования государственного суверенитета.

       Суверенитет нации выражается в возможности  нации распоряжаться своей судьбой, самоопределятся в экономической, государственной, духовной сферах. 

       Нацией  является историческая общность людей, складывающейся в процессе формирования их территории, экономических связей, языка, культуры. 

       Нация формируется из различных племен, народностей. В условии общего признания  на международном уровне нерушимости  государственных границ. Попытка  отдельных наций сформировать свое государство встречает серьезный отпор со стороны государства в рамках которого существует нация. 

       Акты, содействующие независимости  РБ 

       Первым  шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета РБ было постановление  Верховного совета РБ от 20.06.1990 «О подготовке декларации о государстве РБ» Была создана комиссия по подготовке документа. Проект подготовлен в рекордно короткие сроки, что не могло не сказаться на качестве документа. 

       До  рассмотрения проекта декларации, Верховный  совет 22.06.1990 решил еще один вопрос – образовал конституционную комиссию. Непосредственно сама декларация была принята 27.07.1990. Хотя декларация не имела тогда юридического значения, в плане ее соотношения с другими актами носила рекомендательный характер, однако она стимулировала принятие других законодательных и иных нормативных актов. На это нацеливалась и сама декларация. 

       Государственный суверенитет утвердили во имя высшей цели. Значение декларации огромно. Объявлялось, что на территории устанавливается верховенство Конституции и законов РБ. Эта запись явилась в будущем юридической основой для решения судьбы государства.

       В декларации было подчеркнуто, что все граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РБ, обязаны исполнять законодательство РБ. Идея заключалась в том, чтобы подчеркнуть самостоятельность РБ в осуществлении права на добровольный союз с другими государствами и свободный выход из этих союзов. Не отвергалось нахождение в составе СССР. 

       Неотъемлемым  признаком государства является гражданство. РБ принимает гражданство  и решает вопросы о выходе из гражданства. Оно охраняет честь, права, законные интересы всех граждан, обеспечивает их социальную защищенность. Они находятся под защитой и находясь за пределами РБ.

       Необходимым атрибутом государственности является право иметь собственные ВС. Воинские формирования других стран не могут  быть размещены на территории РБ без  согласия Верховного совета. 

       Ставилась цель сделать территорию РБ безъядерной, а государство – нейтральным.

       Государственный суверенитет предполагает независимость  государства в проведении внутренней политики. Это возможно тогда, когда  его власть распространяется на всю  территорию. Было закреплено, что земля, ее недра и другие природные ресурсы являются собственностью народа.

       РБ  самостоятельно устанавливает порядок  охраны природных ресурсов и обеспечение  народу экономической безопасности. 

       Суверенитет возможен тогда, когда государство самостоятельно решает свои территориальные вопросы. Декларация закрепила статус территории РБ как единой и неделимой. Все вопросы о границах должны решаться на основе международных договоров и должны быть утверждены высшим государственным органом. 

       Собственная финансово-кредитная система, денежная система, налоги, таможенная служба. В  декларации заключено право РБ на свою долю в общесоюзном имуществе  соответственно вкладу белорусского народа. Как одна из основателей СССР, имеющая  свое право на свою долю алмазных, валютных фондов и золотого запаса СССР. 

       РБ  – суверенное государство, утвердившееся  на основе белорусской нации ее неотъемлемого  права на самоопределение, верховенство народа, а также государственности  белорусского языка.

       Разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей. 

       Было  решено считать 27.07 Днем Независимости  РБ и отмечать его как национальный праздник. 

       Принятие  декларации – те идеи, на основе которых  имелось ввиду обеспечивать государственное  строительство. Однако эти идеи не были облечены в ту юридическую форму, которая бы превращала их из рекомендаций в неукоснительные для исполнения правила. 

       Суверенитет в современном  мире

       В конце ХХ и начале XXI вв. в области  суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализции и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» и т. п. национального суверенитета. В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии». Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение. 

Информация о работе Суверенитет