Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

Билет 28 Вопрос 1 Законодательный процесс.

Законодательный процесс  связанный с принятием ФЗ. В соотв. с К (ст. 104, 105, 106) и регламентом ГД. В соответствии с К РФ на федеральном уровне принимается два вида законов: федеральный конституционный закон (ФКЗ) и федеральный закон (ФЗ). ФКЗ обладает более высокой юридической силой, является предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим конституционно-правовой институт. КРФ предусматривает возможность принятия  13 ФКЗ. ФЗ - это закон текущего характера. Издается не только на основании и в соответствии с К РФ, но и действующими в этой области ФКЗ. В Конституции РФ предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ. 1 стадия. Законодательный процесс нач. с внесения законопроекта в ГД. Правом законодат. инициативы принадлежит Президенту РФ, СФ, ГД, Правительству, законодательным органам гос. власти S-в РФ, К. Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду РФ. Законопроекты по налогам, об изменении фин. обязательств гос-ва, и др. законопроекты, предусм. расходы, покрываемые за счет фед. бюджета, м.б. внесены в ГД только при наличии заключения Привит-ва РФ. 2 стадия - обсуждение законопроекта в ГД. 3 стадия - принятие законопроекта в ГД. ФЗ принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов ГД, т.е. 50% +1 голос от 450 депутатов ГД. 4 стадия - обсуждение и одобрение (неодобрение) принятого ГД ФЗ в СФ. Принятый ГД ФЗ в течение 5 дней передается на рассмотрение СФ. В течение 14 дней СФ должен обсудить принятый ГД ФЗ и одобрить (отклонить) его. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты (178), либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен СФ (Обязательны к рассм. ФЗ по вопросам фед. бюджета, фед. налогам, фин., валютн., тамож., кредитного регулироваия, ден., эмиссии, ратификации м/н договоров РФ, войны и мира). 5 стадия - в случае отклонения ФЗ СФ, ГД и СФ могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего ФЗ подлежит повторному рассмотрению ГД. В случае несогласия ГД с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него (в прежней редакции) проголосовало 2/3 от общего числа депутатов ГД. В этом случае ФЗ уже не передается для рассмотрения в СФ. 6 стадия - подписание и обнародование ФЗ. Принятый ФЗ в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней подписывает ФЗ и обнародует его. 7 стадия - в случае отклонения ФЗ Президентом РФ (право отлагательного вето) в течение 14 дней с момента поступления ФЗ - тогда ГД и СФ, в установленном К. порядке, вновь рассм. данный закон. Если при повторном рассмотрении ФЗ будет одобрен (в прежней редакции) квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД), он подлежит обязательному подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию (без права вето). 8 стадия - опубликование и вступление в силу ФЗ. Законодательный процесс, связанный с ФКЗ. Особенности принятия ФКЗ: 1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К. 2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД. 3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето). 4) Опубликование и вступление в силу ФКЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 28 Вопрос 2 Понятие автономии и виды автономных образований в РФ. Конституционно-правовой статус автономной области и автономных округов.

Согласно статьи 5 Конституции РФ: Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно статьи 65 Конституции в состав автономных округов входят - Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра10, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Согласно ст. 66 Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Согласно главы 3 ст. 77 Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

 

Билет 29 Вопрос 1 Правительство РФ: порядок формирования, компетенция. алена

Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти. Оно объединяет и руководит работой всех ФОИВ, возглавляет единую систему ФОИВ субъектов РФ, только в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Правительство РФ возглавляет, объединяет и координирует деятельность всех исполнительных государственных властных структур, отвечающих за состояние управления Российского государства в целом. Формирование Правительства: 1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД). 2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). В слчае согласия Президент своим указом утверждает ее. 3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых), и федеральных министров, а Президент РФ в случае его согласия утверждает их своими указами на соответствующие должности. Вопросы, связанные с освобождением от должности членов Правительства РФ, решаются Президентом РФ по согласованию с Председателем Правительства РФ. Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры. Правительство РФ - орган исп. власти общей компетенции. Полномочия Правительства РФ: 1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении. 2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. 3) обеспечение проведения в РФ единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии. 4) осуществление управления фед. собственностью. 5) обеспечение обороны страны, гос. безопасности, реализации внеш. политики РФ. 6) обеспечение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью. А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

 

 

 

 

Билет 29 Вопрос 2 Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения.

Согласно ст. 5 конституции  РФ Российская Федерация состоит  из республик, краев, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 65 главы 3 конституции РФ В составе Российской Федерации находятся – краев и 46 областей. согласно ст. 66 конституции РФ Статус края, области определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Согласно главы 3 ст. 77 Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 30 Вопрос 1 Конституционные основы системы судебной власти в РФ.

Понятие судебной власти. Конституция, опираясь на принцип разделения властей, наряду с законодательной и исполнительной властью, выделяет также судебную власть. Судебная власть - это особый вид гос. власти, связанный с отправлением правосудия. Задача суда 1.Подчинить работу представительных и исполнительных органов госвласти законам. 2. Обязанность суда состоит в вынесении справедливого вердикта (приговора, решения) по конкретному делу. 3. с управленческой точки зрения задача суда – пресекать преступную деятельность должностных лиц, осуществлять контроль за их деятельностью и этим поддерживать систему управления, обеспечивая достижение ею полезного эффекта. Подконтрольность должностных лиц судебной власти – обязательное условие нормального функционирования гражданского общества. 4. Результатом активной творческой деятельности судей в процессе применения правовых норм должна быть выработка правоположений (права), способствующих не только регулированию развивающихся многообразных общественных отношений, но и развитию действующего законодательства на основе устоявшихся правил, прообраза будущих писаных норм. Принципы судебной власти - это основополагающие начала, идеи, закрепленные в нормах права (прежде всего, конституционного права) на которых базируется и функционирует судебная власть. Принципы определяют сущность и назначение судебной власти. В Конституции сформулированы след. принципы: 1) Правосудие в РФ осуществляется только судом (ст. 118). 2) Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается (ст. 118). 3) Судьи (и суды) независимы и подчиняются только Конституции, и ФЗ (ст. 120). 4) Разбирательство дел во всех судах открытое, слушания в закрытом заседании - в случаях, предусмотренных ФЗ (ст. 123). 5) Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ (123). 6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123). 7) В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей (ст. 123). 8) Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с ФЗ. Формы осуществления судебной власти. Судебная власть осущ. посредством Конституционного, гражданского, административного, уголовного, а также арбитражного судопроизводства. Федеральные органы судебной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ относятся: Конституционный суд РФ; Верховный суд РФ; Высший Арбитражный суд РФ и другие федеральные суды. Верховный суд РФ: ·        является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции; ·        осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью; ·        дает разъяснения по вопросам судебной практики (путем принятия постановлений Пленумом Верховного суда РФ). Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Высший Арбитражный суд РФ: ·        является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами; ·        осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью; ·        дает разъяснения по вопросам судебной практики. ·        Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного суда РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Конституционный суд РФ (КС РФ) является высшим судебным органом конституционного контроля на общефедеральном уровне. Он осуществляет свою деятельность в форме конституционного судопроизводства самостоятельно и независимо.

 

 

 

 

Билет 30 Вопрос 2 Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение.

Непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики. Характерная черта - использование гражданского населения , которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений. Преимуществом - быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера). Недостаток - сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования. Соотношение непосредственной демократии и представительной. Непосредственную демократию отличают от представительной демократии, где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты. Главными особенностями представительной демократии - передача определённых функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан - представительным органам. В отличие от прямой демократии это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.Недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств. Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются: референдум — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами; законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть; встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума. к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов. К непосредственной демократии тесно примыкают иные методы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений. Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России к основам конституционного строя: Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы ст. 3 КРФ Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей: 1. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме ст. 32 КРФ В КРФ подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления: Местное самоуправление осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Ст. 130 К РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"