Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

Билет 21 Вопрос 1 Президент РФ — глава государства, его компетенция.

Институт президенства в Росии появился с 14 марта 1990 г., когда был принят Закон СССР «Об учреждении поста Президента СССР...». Функции Пр. (в соотв. с К.): 1) Пр. - глава РФ, высшее должностное лицо страны. главное действующее лицо в гос. иерархии. 2) Пр. РФ - гарант К. РФ, прав и свобод Ч. и Г., гос. суверенитета РФ, её независимости и гос. целостности. 3) Пр. - арбитр, координатор согласованного функционирования и взаимодействия органов госй власти федерального и субъектного уровня. 4) Пр. РФ выполняет стратегическую функцию, определяя основные направления внутр. и внеш. политики РФ, облекая их в форму ежегодных посланий Федеральному Собранию РФ. 5) Пр. РФ - лидер страны, он представляет РФ как внутри страны, так и в международных отношениях. в сфере законодательной власти Президент: обладает правом законодат. инициативы, т.е. правом вносить в ГД законопроекты, ~ обладают приоритетом с т.з. очередности их рассмотрения - назначает выборы ГД в соотв. с К. РФ и ФЗ - распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ - назначает референдум РФ в порядке, установленном ФКЗ - подписывает и обнародует ФКЗ и ФЗ - обладает правом отлагательного вето в отношении принятого палатами ФС федерального закона - обращается к ФС с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутр. и внеш. политики Российского гос-ва. - в сфере исполнительной власти Президент: - назначает с согласия ГД Председателя Правит-ва РФ по предложению Председателя Правит-ва РФ утверждает систему и структуру федеральных органов исп. власти РФ - по предложению Председателя Правит-ва РФ назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правит-ва РФ, федеральных министров - имеет право председательствовать на заседаниях Правит-ва РФ - имеет право отменять постановления и распоряжения Правит-ва РФ в случае их противоречия К. РФ, ФЗ и указам Президента РФ - принимает решение об отставке Правит-ва РФ - сфере судебной власти Президент РФ: представляет СФ кандидатуры для назначения на должность судей К. Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; - назначает судей других федеральных судов представляет СФ кандидатуру для назначения на должность Ген. прокурора РФ и вносит в СФ предложение об освобождении Ген. прокурора РФ от должности. Помимо полномочий в сфере законодат, исп., и судебн. власти Президент также: - решает вопросы гражданства РФ и предоставления полит. Убежища - награждает гос. наградами РФ, присваивает почетные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания - осуществляет помилование - В сфере обороны и безопасности: - формирует и возглавляет Совет Безопасности (СБ) РФ- формирует и возглавляет Совет обороны РФ - является Главнокомандующим Вооруж. Силами РФ - назначает и освобождает высшее командование Вооруж. Сил РФ - в случае агрессии против РФ или угрозы - вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях военное положение (сообщая об этом СФ и ГД) - при обстоятельствах предусмотренных ФКЗ, вводит на терр. РФ или в отдельных её местностях чрезвычайное положение (сообщая об этом СФ и ГД) - В сфере внешней политики: - осуществляет руководство внешней политикой РФ - ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ - подписывает ратификационные грамоты - Пр. РФ издаёт 2 вида юр. актов: указы и распоряжения. Они обязательны для исполнения на всей тер-рии РФ. Указы и распоряжения Пр. РФ носят подзаконный хар-р, они не д. противоречить К. РФ и ф.з. Порядок подготовки, согласован. и внесения проектов указов и распоряжений Пр. РФ регулируется актами Пр. РФ. Прензидент избирается на 6 лет (СТ.81)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 21 Вопрос 2 Основания и порядок прекращения гражданства.

Основания: 1 Выход из гражданства РФ. 2 Отмена решения о приеме в гражданство РФ. 3 Выбор гражданства при изменении гос. принадлежности, терр-рии. 4 Др. Выход из гражданства м.б. осуществлен: - По ходатайству гражданина. 2 В порядке регистрации, если у лица, подавшего заявление хотя бы один из родителей супруг или ребенок имеет др. гражданство, либо если лицо выехало на постоян. место жительства в др. гос-во в устан. законом порядке. Ходатайство о выходе м.б. отменено: 1 Если лицо проживает в гос-ве или собирается поселиться в гос-ве, не связанным с РФ о правовой помощи и имеет физич. обяз-ва перед гражданами РФ или невыполненные обяз-ва перед гос-вом. 2 После получения лицом повестки о призвании его на срочную военную службу и до окончания службы. 3 Если лицо признано в кач-ве обвиняемого по уголовным делам или в отношении него имеется вступивший в силу обвинит. приговор. Отказ д.б. мотивирован и не м.б. обжалован в суде. Существует отмена решения о приеме гражданства РФ. Отмена решения не м.б. распространена на супруга, детей, родителей, если не будет доказано, что они были осведомлены о незаконном приобретении гражданства.

 

 

 

 

Билет 22 Вопрос 1 Федеративное устройство РФ.

По форме го устройства – федерация – сложное государство, состоящее из территории (субъектов РФ), имеющих признаки государства. В то же время Россия – единое государство, для которого характерны наличие: - государственного суверенитета - единых: территории, правовой системы, органов госвласти, денежной и кредитной систем, государственного языка – русского, вооруженных сил, судебной системы, правоохранительных органов - государственных символов – герба, гимна и флага - международной правосубъектности. РФ состоит из 83 субъектов 6 видов: - республики в составе РФ - автономная область - автономные округа, Области, Края, Города федерального значения (Москва  и С.Петербург). Республики в составе РФ возникли на базе существовавших в советскую эпоху автономных республик и некоторых автономных областей. В России 21 республика данного вида. Республики в составе РФ имеют: - свою конституцию - Республиканское гражданство - самостоятельные и равноправные субъекты РФ Всего автономных округов 3. Республики в составе РФ, автономная область, автономные округа – соответственно национально-государственные и национально-территориальные образования в составе РФ. Области (46) составляют большинство субъектов федерации. Они созданы на базе областей, существовавших в советское время, но наделены статусом равноправного субъекта федерации. Отличие краев от областей в том, что края содержали или содержат в своем составе иные автономные образования –автономные области и автономные округа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 22 Вопрос 2 Основание и порядок приобретения гражданства.

1 В результате его признания - граждане бывшего СССР, проживающие на терр-рии РФ на день вступления в силу этого закона (01.07.2002), 2 По рождению - основыв-ся на сочетании "принципа крови" и "принципа почвы". Ребенок, родивший на терр-рии РФ у родителей, состоящих в гражданстве др. гос-в явл-ся гражданина РФ, если эти гос-ва не предоставляют ему своего гражданства. 3 В порядке его регистрации. 1) Лица, у ~ супруг или родственник по прямой восходящ. линии явл-ся гражданином РФ. 2) Лица, у ~ на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели иное гражданство по рождении, в течение 5 лет до достижения 18 лет. 3) Дети бывших граждан РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражд-ва в течении 5 лет до достижения 18 лет. 4) Граждане бывшего СССР, проживающие на терр-рии бывшего СССР, а также прибывшие на терр-рию РФ после 1992, если они до 31.12.2000 заявят приобрести гражданство в РФ. 5) Лица без гражданства на день вступления в силу настоящего закона, постоянно проживающие на территории РФ или на терр-рии бывшего СССР, если в течении 1 года после 1992 года заявят о своем желании. 4 В результате приема в гражданство РФ. Может ходатайствовать любое дееспособное лицо, достигшее 18 лет, независимо от происхождения, пола, расы, образования, языка и т.д. Условия приема - постоянное проживание на терр-рии РФ. 1) Для ин. граждан и лиц без гражданства - всего 5 лет или 3 года непрерывно непосредственно перед обращением. 2) Для беженцев, признаваемых законом РФ и договорами РФ указ. сроки сокращ-ся вдвое (непрерывный срок - выезд за пределы РФ не более чем на 3 месяца). 5 В рез-те восстановления гражданства. Происходит в порядке регистрации. 1) Лица, у ~ гражданство РФ приостановилось в связи с усыновлением, опеки или попечит-ва. 2) Длина, у~ гражданство РФ прекратилось в связи с изменением гражданства у родителей в течении 5 лет после 18 лет. 3) Бывшие граждане РФ, лишенные гражданства без свободного волеизъявления 6 Путем выбора гражданства (оптации) при изменении гос. принадлежности, территории и по др. основаниям. Оптация - выбор гражданства при изменении границы РФ в порядке, опред в закон-ве РФ и в сроки, опред. м/н договором РФ. 7 По иным основанием, предусмотренным настоящим законом. Все остальные основания, кроме ?2 и ?4, предназначены для облегченного приема в гражданство бывших граждан РФ или царской России.  Обстоят-ва, ~ облегчают прием в гражданство: 1 Состояние в гражданстве бывшего СССР. 2 Усыновление ребенка гражданина РФ. 3 Высокие достижения в науке, технике, культуре. 4 Наличие заслуг перед народами РФ. 5 Получение убежища на терр-рии РФ. 6 Обстоят-ва для отклонения ходатайств: 7 Для лиц, выступающих за насильственное изменению конституц. строя РФ. 8 Состоящих в партиях и др. орг-циях, дея-ть ~ несовместима с конституц. принципами РФ. 9 Которые осуждены и отбывают наказание за дей-е, преследуемые по закону РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 23 Вопрос 1 Понятие избирательного права и избирательной системы, их соотношение.

Термин «избирательное право» употребляется в двух смыслах. Во-первых, избирательное право в объективном смысле (позитивное избирательное право) - это система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов. Во-вторых, избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) - это право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательные процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов. В юридической литературе термин «избирательная система» употребляется в двух значениях: широком и узком. Под избирательной системой в широком смысле понимается совокупность общественных отношений (как урегулированных, так и не урегулированных нормами права), возникающих в процессе формирования органов государственной власти и местного самоуправления посредством выборов. Избирательная система в узком смысле - это способ распределения мандатов между кандидатами (списками кандидатов). В зависимости от того, какая избирательная система используется, результаты выборов при одних и тех же результатах голосования могут быть совершенно различными. Поэтому политические силы, реально взвесив свои возможности в рамках каждого вида избирательных систем, отстаивают наиболее выгодный им вариант формирования органа государственной власти и местного самоуправления. Избир. система – это совокупность общ отношений, складывающихся в процессе выборов. Различают 2 избир. системы – мажоритарную и пропорциональную. Также различают мажоритарную систему абсолютного большинства и относит. большинства. При мажоритарной системе абсол. большинства избит. признается кандидат, получивший 50 % + 1 голос от принявших участие в голосовании при условии, что избир. кворум был обеспечен. При мажорит. системе относит. б-ва победившим считается кандидат, кот. получил наибольшее число голосов по сравнению с другими кандидатами при условии, что избир. кворум был обеспечен (Гос. Д. – 25 %, П. –50 %). Под системой пропорцион. представ. понимается распределение мест в закон. органе гос. власти между политич. партиями и избир. объединениями (или блоками), перешагнувшими избир. барьер согласно полученным ими голосам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 23 Вопрос 2 Компетенция органов местного самоуправления.

Основные акты органов  местного самоуправления.  Население осуществляет право на местное самоуправление как непосредственно (местные референдумы, муниципальные выборы, собрания и сходы граждан), так и через создаваемые им органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления характеризуются следующими чертами: их структура и компетенция определяются населением самостоятельно; они обладают полномочиями на решение ?ов местного значения; в пределах своей компетенции они издают правовые акты; являются юридическими лицами; они не входят в систему органов государственной власти. При всем многообразии органов местного самоуправления Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 1995 г. выделяются выборные органы, наличие которых признается обязательным, и иные органы муниципального образования. Видами выборных органов местного самоуправления являются представительные и исполнительные органы. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, количество которых определяется уставом муниципального образования. К компетенции представительного органа местного самоуправления относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, введение местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью всех других органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления обладают правом законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе субъекта Федерации. В структуре органов местного самоуправления уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы подобного образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления. Он может избираться как непосредственно населением, так и представительным органом самоуправления из своего состава. Он наделяется собственной компетенцией в соот с уставом муниципального образования. Претворением в жизнь решений представительных органов местного самоуправления и местных референдумов, сходов граждан занимаются исполнительные органы, формируемые в соот с уставом муниципального образования и законами субъектов Федерации. Создание невыборных органов местного самоуправления относится к исключительному ведению самих муниципальных образований. В зависимости от уровня муниципального образования, особенностей его экономики, численности жителей состав и количество исполнительно-распорядительных органов могут значительно различаться. Работающие в них лица обычно имеют статус муниципального служащего. Органы местного самоуправления осуществляют в пределах, предусмотренных законодательством, собственное правовое регулирование по ?ам экономики, социального развития, охраны окружающей природной среды, общественного порядка и общественной безопасности. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы, а также для самих органов местного самоуправления и граждан. Решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"