Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 6 Вопрос 1Источники конституционного права.

Источники конституционного права – это правовые акты, в  которых находят свое закрепление  нормы к.п. Система источников российского к.п. рассматривается как иерархия в зависимости от юридической силы того или иного источника права. Особенностью системы источников российского конституционного права является ее обусловленность федеративным устройством РФ. К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты 1. Основным источником является КРФ 1) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа.; 2) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства, основы организации гос власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны; 3) Конституция определяет некоторые виды иных источников права; 4) КРФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории РФ. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить КРФ; 5) КРФ имеет правовое, общественно-политическое и идеологическое значение. КРФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества; 6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений. 2. Законы. В РФ законы принимаются законодательными органами госвласти на федеральном и региональном уровне. 3. Указы и другие нормативные акты Президента 4. Постановление палат Федерального Собрания большинство носит правоприменительный характер, но могут иметь и нормативный характер. 5. Постановление правительства имеющие нормативный характер. Особенностью актов – они издаются на основании и во исполнение КРФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ. 6. Декларации устанавливают общие принципы развития конституционно-правовых отношений, в них содержатся принципы и ориентиры конституционно-правового регулирования. 7. Акты органов местного самоуправления- являются источниками конституционного права в смысле внешней формы выражения норм. 8. Конституционно-правовые договоры и соглашения, заключаемые субъектами конституционного права. 9. Решения Конституционного Суда Р Ф, признающие неконституционными федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, палат ФС, Правительства РФ, конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, являются источниками конституционного права, так как содержат специализированные «нормы о нормах», в данном случае - нормы, отменяющие действие других норм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 6 Вопрос 2 Избирательные округа по выборам депутатов представительных органов власти.

ФЗ предусматривает 3 вида ИО: одномандатные ( в ИО избирается 1 депутат); много мандатные (несколько  депутатов); единый ИО (включает в себя всю территорию РФ). Соответствующая  избирком не позднее чем за 80 дней до дня истечения срока, в котором должны быть назначены выборы определяет схему одномандатных ИО. Законодательный орган власти утверждает схему ИО не позднее чем за 20  дней до истечения срока, в котором должны быть назначены выборы. Если новая схема не утверждена в срок избирком принимает одно из решений: если схема ИО утверждённая для выборов в орг вл прежнего созыва соот-ет требованиям законодательства тогда проведение выборов по прежней схеме; если схема не соот-ет ФЗ то проведение выборов по схеме, которая определяется избирком. ИО должны создаваться по требованиям: примерное равенство ИО по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства (470 тыс) не более чем на 10%, в труднодоступных местностях не более 15%; ИО должен составлять единую территорию, не допускается образование ИО из территорий не граничащих между собой; должно учитываться административно территориально деление  субъекта федерации. ДЛЯ проведения голосования и подсчёта голосов избирателей образуются ИУ. Они создаются главой муниципального образования, командиром воинской части из расчёта не более чем 3 тес избирателей на каждом и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы ИУ не должны пересекать границы ИО. Списки должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 40 дней до дня голосования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 7 Вопрос 1 Понятие Конституции как Основного Закона государства.

Конституция России –  это нормативный правовой акт  высшей юр силы, закрепляющий основы конст. строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федер. устройство, систему, принципы деятельности органов гос. власти и местного самоуправления. Термин "конституция" происходит от лат. constitutio. Означает построение, установление. Функции конституции: 1. К. принимается народом или от имени народа. Действующая конституция 1993 г. принята конституционным референдумом ст. 3 (ч. 1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. 2. Препятствовать территориальному распаду гос-ва, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность. 3. Политическая, которая избирает конст. рамки избир системы 4. Экономическая, ст. 8 (2) В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. 5. Социальная, ст. 7 (1) РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 6. Идеологическая, ст. 13 (1.2) В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной 2. В современном правоведении проводится классификация конституций: 1. По порядку установления различают: а) октроированные, т.е. дарованные монархом б) Неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти, Учредительным собранием или референдумом 2. По форме: а) писаные, когда существует основной з-н гос-ва б) неписаные, когда роль основного з-на гос-ва выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной гос. власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия). 3. По порядку изменения и дополнения различают: а) гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные) б) жесткие, если в более сложном порядке 4. По форме закрепления политической власти различают: а) монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция) б) республиканские (Италия, США, Франция, Россия) 5. По формам закрепляемого гос. устройства: а) федеральные (США, Индия, Россия) б) унитарные (Италия, Китай, Испания, Франция) 3. Конституция имеет особенности, отличается от других з-нов: 1. Конституция регулирует широкую сферу общ. отношений и затрагивает интересы всех граждан. 2. Нормы конституции являются источниками не только конституционного, но и других отраслей права 3. К. – юридическая база для развития всего текущего законодательства. ФКЗ и ФЗ принимаются на основе К. 4. К. обладает высшей юридической силой. Это означает, что все остальные з-ны должны приниматься на ее основе и не противоречить ей. 5. Существует особый порядок принятия К. и внесения в нее поправок (гл. 9) ст. 134 – круг субъектов, которые могут требовать изменения или принятия новой К. Предложения о поправках и пересмотре положений КРФ могут вносить: Президент РФ Совет Федерации Гос. Дума Правительство РФ законодательные (правительственные) органы субъектов РФ группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД. В РФ в настоящее время действует конституция, принятая 12 дек. 1993 г. конст. референдумом. В нем участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей. Это 54,8 % от числа избирателей, внесенных в списки. За – 32 937 630 человек – 58,4 % от явившихся на избир. участки. Структура конституции: Конституция состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей. Раздел I  КРФ включает 9 глав: 1. Основы конституционного строя РФ 2. Права и свобода человека и гражданина 3. Федеральное устройство 4. Президент РФ 5. Федеральное Собрание 6. Правительство РФ 7. Судебная власть 8. Местное самоуправление 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Раздел II Заключительные и переходные положения.

 

 

 

 

 

 

Билет 7 Вопрос 2 Порядок изменения статуса субъектов РФ.

Согласно ч.5 ст.66 Конституции  статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом . Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения деления субъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектом Федерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в ее составе). Выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границ между субъектами Федерации в смысле ч.3 ст. 67? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточно согласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставы требуют для этого проведение референдума или же приня- тие решения об изменении границ законодательным собра- нием субъекта Федерации, чье согласие на изменение тер- ритории требуется). Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66 Конституции (говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края или области, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономного округа, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации. Таким образом, остается признать, что, согласно Постановлению Конституционного Суда от 14 июля 1997 г., изменение статуса автономного округа с автоматическим выходом его из состава края или области не влечет за собой изменение границ в смысле ч.З ст. 67.

 

 

 

Билет 8 Вопрос 1 Юридические свойства Конституции РФ как Основного Закона.

Юридические свойства Конституции  – ее признаки как основного закона государства. Основные юр.свойства Конституции: - основной закон государства - юридическое верховенство - база текущего законодательства - особый порядок принятия и изменения. Любая Конституция – закон и имеет все признаки закона Как правило, конституция – это один нормативно-правовой акт. По своему значения – основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам, закрепленным в основном законе. Конституция – база текущего законодательства. Законодательство страны развивает положения конституции, произрастает из них и не может им противоречить. Чтобы обеспечить высшую юридическую силу конституции по отношению к остальному законодательству, порядок ее принятия обычно более сложный, чем порядок принятия закона. Как правило,  конституция государства – квалифицированным большинством (не менее 2/3 депутатов) либо всенародным референдумом. Аналогичен и порядок внесения поправок. В ряде государств предусмотрена ратификация поправок (помимо их принятия парламентом) субъектами федерации. Юридическое верховенство состоит в том, что конституция имеет высшую юридическую сиду. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить конституции.

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 8 Вопрос 2Конституционные основы правового положения иностранных граждан.

К. (ст. 62 п.3) "Иностранные  граждане, лица без Гр. пользуются в  РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных ФЗ, или м/н договором РФ. Закона РФ о положении ин. Гр. и лиц без Гр. нету. Есть закон 81г. "о правовом положении ин. граждан в СССР" Ин. граждане - это не граждане РФ  и имеющие док-ва своей принадлежности к Гр. иностранных гос-в. 1) Ин. гр. равны перед законом, независимо ни от чего, они обызаны соблюдать К. РФ, ее законодательство. 2) постоянно проживающие в РФ ин. гр. могут работать на общих основаниях с гр. РФ. 3) Ин. гр. имеют право на отдых, охрану здоровья, пособия, пенсии, собственность, образование… 4) могут вступать в профсоюзы, разл. общ. объединения… 5) Им гарантируется свобода совести, неприкосновенность личности, жилища 6) не обладают избират. правами. 7) не м. занимать гос. должности 8) не несут воен. обязаностей 9) допускается передвижение по терр. РФ, выбор места жительства 10) м. устанавливаться ограничения в интересах обеспечения гос. безопасности. 11) при совершении преступления в РФ подлежат ответственности на общих основаниях с гр. РФ. Эти же положения распространяются и на лиц без Гр., если иное не предусматр. законодат-вом, но они не затрагивают привелегий и иммунитетов глав и сотрудников ин. дипломатических и консульских представительств, + других лиц, установленных законодат. и м/н договорами. Конст. (ст. 63) РФ предоставляет полит. убежище в соотв. с общепризнаными нормами м/н права. Сущ. указ президента от 95г. "Положение о порядке предоставления полит. убежища в РФ". Вопросы о полит. убежище решаются президентом. Не допускается выдача лиц преследуемых за полит. убеждения и за действия не признаваемые в РФ преступлениями. За иные преступления выдача осущ. в соответствии с ФЗ и иными преступлениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 9 Вопрос 1 Порядок разработки, принятия и изменения Конституции РФ.

На правовом уровне это регулируется специальным  федеральным законом №33 "О порядке принятия и вступлении в силу поправок Конституции РФ". 4 марта 1998 и гл. 9 Конституции РФ. Пересмотр Конституции: гл. 1,2,9. А в главах 3-8 могут вноситься поправки. Конституция предусматривает, в ст. 139, что пересмотру не могут подлежать гл. 1,2,9. Действующий российский парламент не может вносить поправки в эти же главы, т.к. эти главы содержат фундаментальные основы российского строя, прав личности (статуса) => изменить их может только народ => только созывом референдума. В ст. 135 указано, что инициировать пересмотр гл. 1,2,9 парламент может и если он будет поддержан..., то созывается Конституционное собрание, ~ и м. изменять Конституцию, либо подтвердить неизменность Конституции. Если Конституционное собрание одобряет изменения, то 2/3 голосов примут проект новой Конституции, либо вынесут этот проект на референдум (всенародное голосование). Конституция считается принятой, если проголосует более 50% избирателей от участвующих, но участие - не менее 50% населения.Поправки в Конституцию.  Их м. вносить в главы 3-8 в соответствии с процедурой принятия палатами ФКЗ (совет федерации 3/4 голосов, Гос Дума 2/3 голосов). Противоречие: законодатель ввел простым законом 4-ый вид закона "З-н РФ о поправке Конституции ", ~ не существует в 9 гл. Конституции, т.к. Конституция закрепляет только 3 вида з-на, это фед. конституц. закон, фед. з-н, закон субъекта фед-ции. => з-н о поправках противоречит Конституции, т.к. в Конституции сказано, что поправки в Конституцию н. вносить в соотв-вии и процедурой принятия ФКЗ. Чтобы поправка была внесена, она д.б. ратифицирована 2/3 субъектами фед-ции, затем этот закон д.б. представлен Президенту для подписания и обнародования (в самом начале эта поправка д.б. принята квалифицированным большинством в палатах). Функция президента чисто номинальная, право вето у него отсутствует в этом случае. Ст. 65 закрепляет субъектный состав РФ, ст. 137 определяет особый порядок внесения в нее изменений и дополнений. Соответственно статье 65 м.б. образован новый субъект РФ, м.б. включен в состав РФ новый субъект или м.б. изменен статус субъекта РФ (например, Свердл. обл-ть м. стать Свердл. республикой). Поправки м.б. приняты 2/3 депутатов Гос Думы и 3/4 Совета Федерации, а ратификация субъекта РФ не требуется. А также в статье 137 предусмотрено изменение наименования субъектов РФ, но не указано каким актом. Это новое наименование д.б. внесено в ст. 65. Сейчас указом Конституции суда эти изменения вносятся указом Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 9 Вопрос 2 Предмет ведения РФ.

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов. Предметы ведения РФ перечислены в Статье 71 Конституции РФ (По вопросу о применении отдельных положений статьи 71 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О): В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"