Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 13 Вопрос 2 Предметы совместного ведения РФ и ее субъектов.

1. В совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. 3. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 14 Вопрос 1 Общественные объединения: виды, порядок образования, регистрации, приостановления и прекращения деятельности.

Организационно-правовые формы общественных объединений: •   общественная организация; •   общественное движение; •   общественный фонд; •   общественное учреждение; •   орган общественной самодеятельности; •   политическая партия. По территориальному охвату общественные объединения могут быть: •   общероссийскими; •   межрегиональными; •   региональными; •   местными. Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Учредителями общественных объединений могут быть физические лица (российские и иностранные граждане) и юридические лица - общественные объединения. Чтобы получить права юридического лица, вновь создаваемое общественное объединение должно пройти государственную регистрацию. Деятельность общественных объединений осуществляется на принципах: •   добровольности; •   равноправия; •   самоуправления; •   законности. Запрещаются создание и деятельность общественных объединений, цель; которых: •   насильственное изменение основ К. строя РФ; •   нарушение целостности РФ; •   подрыв безопасности гос-ва; •   создание вооруженных формирований; •   разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.; Для реализации целей, указанных в уставе, общественное объединение; вправе: •   свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов госвласти и местного самоуправления; •   проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования; •   учреждать средства массовой информации и осуществлять издательс-1 кую деятельность; •   представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов; и участников, других граждан в органах гос власти, местного самоуправления и общественных объединениях; •   осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объединениях; •   выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни; вносить предложения в органы гос власти; •   участвовать в выборах и референдумах. Общественные объединения могут быть ликвидированы: •   добровольно - решением съезда (конференции) или общего собрания объединения; •   в судебном порядке - в случаях, предусмотренных законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 14 Вопрос 2 Порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

(ФЗ от 15.08.96) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОРЯДКЕ ВЫЕЗДА ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ВЪЕЗДА В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ Выезд из РФ и въезд в РФ регулируются КРФ, международными договорами РФ и настоящим ФЗ. Гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из РФ. Гражданин РФ не может быть лишен права на въезд в РФ. Выезд не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав. Порядок пересечения Государственной границы РФ при осуществлении выезда из РФ и въезда в РФ регулируется Законом РФ "О Государственной границе РФ" и настоящим ФЗ. Граждане РФ, пребывающие за пределами РФ, находятся под защитой и покровительством РФ. Дипломатические представительства и консульские учреждения РФ обязаны обеспечивать меры по защите граждан РФ и оказывать им покровительство. Если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, РФ гарантирует принятие мер по обеспечению безопасности граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства. Статья 6. Выезд из РФ и въезд граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина РФ за пределами территории РФ. Основными документами, удостоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют выезд из РФ и въезд в РФ, признаются:паспорт; дипломатический паспорт; служебный паспорт; паспорт моряка. Порядок оформления, выдачи и изъятия этих документов определяется настоящим Фз. Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в РФ и выезде из РФ предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые РФв этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением РФ за пределами территории РФ либо органом внутренних дел или Министерством иностранных дел РФ (далее - российская виза), если иное не предусмотрено международным договором РФ. Контроль за наличием виз или иных разрешений на въезд лиц в иностранное государство является обязанностью транспортной компании, если иное не предусмотрено международным договором РФ.Порядок выдачи российской визы определяется настоящим Федеральным законом и постановлениями Правительства Российской Федерации. Право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он:1) при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор, предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором или в соответствии с настоящим Фз.2) призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы;3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого, - до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;4) осужден за совершение преступления, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания;5) уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;6) сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда из РФ, - до решения вопроса в срок не более одного месяца органом, оформляющим такие документы. ОВД выдает гражданину РФ уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации. Отказ гражданину Российской Федерации в праве на выезд из Российской Федерации может быть обжалован в суд.В случае, если выезд гражданина РФ ограничен его паспорт подлежит передаче на хранение до истечения срока временного ограничения в государственный орган, осуществивший выдачу паспорта. Изъятие паспорта гражданина РФ осуществляется судом, органами прокуратуры, органами внутренних дел, органами пограничной службы и таможенными органами, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Военнослужащие Вооруженных Сил РФ а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, выезжают из РФ при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством РФ. Несовершеннолетний гражданин, как правило, выезжает совместно хотя бы с одним из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей. В случае, если несовершеннолетний гражданин Российской Федерации выезжает без сопровождения, он должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие названных лиц на выезд несовершеннолетнего гражданина с указанием срока выезда и государства (государств), которое (которые) он намерен посетить, а в случае, если несовершеннолетний гражданин выезжает на срок свыше трех месяцев, это согласие должно быть также заверено органами опеки и попечительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.В случае, если один из родителей заявит о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина РФ, вопрос о возможности его выезда разрешается в судебном порядке. Ответственность за жизнь и здоровье несовершеннолетних граждан, выезжающих из РФ, защита их прав и законных интересов за пределами территории РФ возлагаются на родителей, усыновителей, опекунов или попечителей.Гражданин признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из РФ в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного и безопасность окружающих людей.

Билет 15 Вопрос 1 Понятие основ правового положения человека и гражданина как конституционно-правового института.

Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми без исключения отраслями российского права, однако ведущая роль принадлежит конституционному праву, устанавливающему основы правового статуса человека и гражданина. Особый характер основ правового статуса человека и гражданина состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека, так и для государства. Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы: 1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права, создавать для себя конституционные обязанности и исполнять их. Дееспособность в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 60 Конституции РФ). Однако общая конституционная дееспособность может не совпадать со способностью осуществлять отдельные виды прав. Так, ст. 97 Конституции РФ устанавливает, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, а Президентом РФ гражданин, достигший возраста 35 лет (ст. 81 Конституции РФ). В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Это возможно только по вступившему в законную силу решению суда; 2) гражданство; 3) принципы правового статуса человека и гражданина; 4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина; 5) гарантии реализации конституционных прав и свобод. К числу важнейших элементов института основ правового статуса человека и гражданина относится гражданство. Значимость данного элемента обусловлена тем, что гражданство является непременным условием распространения на человека всей полноты прав, свобод и обязанностей, установленных государством для своих граждан. Вопросы гражданства нормативно урегулированы: - Конституцией РФ (ст. 6, 61, 62, п. «в» ст. 71); - Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. (в редакции от 6 февраля 1995 г.) «О гражданстве Российской Федерации»1; - Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (в редакции от 27 декабря 1993 г.)2; - международными договорами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 15 Вопрос 2 Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации.

1.  Политическая партия в РФ - общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством 1 формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и полит. акциях, выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах госвласти и органах местного самоуправления. 2.   Политическая партия должна отвечать следующим требованиям: •   иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; •   иметь не менее 10 тыс. членов партии в более чем в половине субъектов; РФ региональное отделение численностью не менее 100 человек, а в остальных субъектах - не менее 50 членов партии; •   руководящие и иные органы партии, ее структурные подразделения должны находиться на территории РФ. Не может быть зарегистрирована в качестве партии организация, которая отвечает указанным требованиям, но: •   выступает за насильственное изменение основ К. строя ; и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности гос-ва, •   ее цели или действия направлены на осуществление экстремистской деятельности; •   создана по признакам профессиональной, расовой, национальной, религиозной, национальной принадлежности; •   состоит из лиц одной профессии; •   имеет свои структурные подразделения в органах гос власти, местного самоуправления, вооруженных силах, госаппарате, гос организациях. 3.  Политическая партия имеет свое наименование и символику. Наименование партии не должно повторять наименование уже существующей партии или партии, прекратившей свою деятельность, а также быть производным от фамилии 4.  Зарегистрированная политическая партия вправе: •   свободно распространять информацию о своей деятельности; пропагандировать свои взгляды, цели и задачи; •   участвовать в выработке решений органов гос власти и органов местного самоуправления;. •   участвовать в выборах и референдумах; •   создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица; принимать решения об их реорганизации и ликвидации; •   организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 16 Вопрос 1 Понятие и принципы гражданства.

Гражданство - устойчивая правовая связь человека с гос-вом, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании, уважении достоинства основных прав и свобод человека. Вопросы гражданства нормативно урегулированы: - Конституцией РФ (ст. 6, 61, 62, п. «в» ст. 71); - Законом Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. (в редакции от 6 февраля 1995 г.) «О гражданстве Российской Федерации»1; - Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 10 апреля 1992 г. (в редакции от 27 декабря 1993 г.)2; - международными договорами Российской Федерации. Гражданство – это правовое, а не фактическое состояние. Гражданство юридически оформляется док-ми: 1) паспорт гражд. РФ 2) свид. о рождении Принципы гражданства: 1. Гражд. РФ является единым. Граждане РФ, постоянно проживающие на тер-рии республики в ее составе, явл. одновременно гражданами республики. 2. Гражд. является равном (все гр. РФ равны перед з-ном). 3. Г. РФ имеет открытый и свободный х-р. Россия поощряет приобретение гражд. РФ лицами без гражданства и не препятствует ими приобретения иного гражданства. З-н закрепляет право гражд. изменить гражданство. 4. Правовая защита. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства по инициативе госва в одностороннем порядке – ст. 6 ч. 3 КРФ. Проживание российского гражданина за границей не ведет автоматически к потере им гражданства. Российский гражданин, находящийся за пределами России, пользуется защитой и покровительством Российской Федерации. гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному. Если российский гражданин совершил правонарушение за границей, то он подлежит юридической ответственности по законам РФ. 5. Гражданину РФ представляется возможность иностр. гос-ва (двойное гр-во) – ст. 62 КРФ (I). Условия: а) требуется ходатайство лица б) разрешение на это гражданство в) наличие соотв. договора с тем гос-вом в гражданстве кот. состоит или хочет принять ходатайствующее лицо г) решение о разрешении гражданства РФ прин. Президентом 6. Гражд. РФ сохр. за лицами, прожив. за пределами РФ, 7. Принцип, на основании кот. заключение или расторжение брака а иностр. гражданином, лицом без гражд., не несет изменение гр. РФ, а равно при изменении гр. других супругов. 8. Гражданам РФ, наход. за ее пределами, РФ гарантирует свою защиту и покровительство (ст. 61 ч.2) 9. Наличие института почетного гражданства. Почетн. гр. может быть предоставлено лицу, не явл. гр. РФ, имеющему выдающиеся заслуги перед РФ или мировым сообществом с его согласия. Почетн. гр. предоставл. Президентом РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 16 Вопрос 2 Принцип разделения властей как основа построения системы органов правового государства.

Государственная власть в России осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей. В соответствии с этим система органов государственной власти РФ состоит из органов законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 10 КРФ). Ключевое место в системе органов государственной власти РФ занимает Президент РФ - глава государства. Президент РФ формально не принадлежит ни к одной из ветвей власти, он обеспечивает их согласованное функционирование. Президент РФ тесно взаимодействует с парламентом, имеет обширные полномочия в сфере исполнительной власти, осуществляет назначение федеральных судей. Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются народом и призваны выражать его волю. На органы законодательной власти возложена законодательная деятельность принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ. Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Правительство РФ образуется Президентом РФ, с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации. Свои акты они издают на основании и во исполнение КРФ, конституций и уставов субъектов Федерации, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ. По объему полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми сферами исполнительной власти (федеральное правительство, правительства субъектов Федерации) и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (например, федеральные министерства). Органы судебной власти. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов Федерации. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, Центральную избирательную комиссию РФ, Центральный банк РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.  

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"