Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 17 Вопрос 1 Понятие основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили закрепление следующие принципы: 1. принцип равноправия (ст. 19)-  каждому  члену общества государство гарантирует  равные с другими его членами  права и свободы, требует от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях. Включает в себя положения: 1) правовой статус человека и правовой статус гражданина с точки зрения равноправия.; 2) равенство конституционных прав и свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий.; 3) равноправие мужчины и женщины. 4) равенство всех перед законом и судом необходимое, но не достаточное условие равноправия. 5) равноправие в социальном государстве. 2. Непосредственное действие прав и свобод.. 3. Неотчуждаемость основных прав и свобод ч. 2 ст. 17 КРФ, где говорится: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». 4. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод. 5. Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ). 6. Гарантированность прав и свобод 7. Приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 17 Вопрос 2 Правовое регулирование выборов.

Законодательство о  выборах в Российской Федерации  составляет отдельную отрасль - избирательное  законодательство. Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и законодательство о выборах органов местного самоуправления. По субъекту принятия актов избирательное законодательство делится на федеральное и избирательное законодательство субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации касается вопросов избирательного права в следующих моментах: 1) в ст. 3, что свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа; 2) КРФ закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы гос власти и местного самоуправления (ст. 32), определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; 3) КРФ определяет, что федеральными органами госвласти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и ГД ФС РФ. Для выборов Президента РФ КРФ определяет основные принципы: всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. КРФ устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом ГД. Согласно ст. 81 Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Статья 97 КРФ устанавливает, что депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах; 4) КРФ устанавливает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами. К ведению РФ отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. Центральное место в системе избирательного законодательства занимает Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». 1 является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ; 2) раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе; 3) закон имеет «рамочный» характер. 4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия федерального закона об основных гарантиях. К источникам избирательного права относятся конституции (уставы) субъектов РФ, которые закрепляют права граждан на участие в выборах региональных органов госвласти и органов местного самоуправления, а также устанавливают систему этих органов, принципы их избрания и требования к кандидатам в соответствующие органы. Избирательные законы субъектов РФ регулируют выборы законодательного и исполнительного органа гос власти субъекта РФ, устанавливают основы деятельности избирательных комиссий субъектов РФ. На региональном уровне действуют кодифицированные избирательные законы. Источниками избирательного права также являются акты избирательных комиссий - Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, муниципальных избирательных комиссий, изданные ими в рамках делегированного правотворчества. Это означает, что избирательные комиссии могут принимать акты нормативно-правового характера только на основании и во исполнение соответствующих законов. Постановления Конституционного Суда РФ включаются в состав источников избирательного права. Постановления от 3 ноября 1997 г. по делу о проверки конституционности Федерального закона. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в связи с запросом Тульского областного суда»,. по делу о проверке конституционности положений п. 6 ст. 4, пп. «а» п. 3 и п. 4 ст. 13, п. 3 ст. 19 и п. 2 ст. 58 Федерального закона от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», от 17 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

 

 

 

 

 

 

Билет 18 Вопрос 1 Федеративное устройство как конституционно-правовой институт: понятие, принципы.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы, на которых строится российский федерализм. 1. Государственная целостность РФ - неотъемлемый признак суверенного государства, гарантируется тем, что государственный суверенитет как верховенство и независимость государственной власти на всей своей территории и в международных отношениях принадлежит только Федерации, но не ее субъектам. Субъекты Федерации не имеют право выхода (сецессии) из РФ. РФ имеет единую территорию в пределах государственной границы, единое гражданство, Конституцию, единое экономическое пространство. 2. Единство системы государственной власти. 3. Провозглашение равноправия субъектов РФ. КРФ в ст. 5 закрепляет, что РФ состоит из равноправных субъектов РФ (ч. 1), что во взаимоотношениях с федеральными органами гос власти все субъекты между собой равноправны. 4. Равноправие и самоопределение народов в РФ. Является общепризнанным принципом международного права, установленным в Уставе ООН, Международных пактах о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах. 5. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Существование двухуровневой системы органов государственной власти в РФ предполагает определение перечней вопросов, решаемых на каждом уровне. В РФ предметы ведения между Федерацией и субъектами разграничиваются путем установления предметов исключительного ведения РФ и предметов совместного ведения РФ субъектов, а также заключения договоров и соглашений. При разграничении предметов ведения и полномочий должны соблюдаться следующие основные принципы: 1) конституционность: законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные КРФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения. 2) верховенство Конституции РФ и законов РФ: в случае несоответствия положений договоров и соглашений положениям Конституции РФ и федеральных законов по предметам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения действуют положения Конституции и законов РФ; ,    3) равноправие субъектов РФ при разграничении предметов ведения и полномочий; 4) недопустимость ущемления прав и интересов субъектов РФ: при разграничении предметов ведения и полномочий в отношении одного из субъектов РФ недопустимо ущемление прав и интересов других субъектов РФ; 5) согласование интересов Федерации и интересов субъектов РФ в процессе принятия федеральных законов, законов субъектов РФ, заключения договоров и соглашений; 6) добровольность заключения договоров и соглашений; 7) обеспеченность ресурсами: при разграничении предметов ведения и .полномочий решается вопрос об обеспечении соответствующих органов государственной власти финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами, необходимыми для осуществления указанными органами своих полномочий; 8) гласность заключения договоров и соглашений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 18 Вопрос 2 Политические права и свободы.

Комплекс политических прав определяет статус человека как  участника общественно-политических отношений. Основные политические права граждан РФ. - объединяться (в политические партии и др.)- создавать общественные объединения, политические партии, профсоюзы, др общественные организации - проводить публичные мероприятия – собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования. - участвовать в управлении делами государства – избирать и быть избранными в органы госвласти и МСУ, осуществлять управление делами государства в иных формах непосредственной демократии и через представителей, иметь равный доступ к госуд службе - избирать и быть избранными – имеет каждый гражданин РФ, достигший 18 лет. Законом уставноелен иной (чем 18 лет) возраст пассивного избирательного права для кандидатов на должности: депутата Гос.думы – 21 год, главы субъекта РФ, члена Совета ЫФедерации – 30 лет, Президента РФ – 35 лет. - обращаться в госорганы и органы МСУ – форма участия граждан в общественно-политической жизни. Наиболее распространенные формы обращений: предложение, заявление, жалоба, ходатайство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 19 Вопрос 1 Субъекты РФ, их правовой статус.

1Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации находятся 83 субъекта Российской Федерации: 21 республика + 10 краев + 46 областей + 2 города федеральных значения + 1 автономная область + 3 автономных округов Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Статус края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

билет 19 Вопрос 2 Основные личные права и свободы.

Личные права и свободы  человека - это совокупность определенных возможностей лица, связанных с осуществлением индивидуальной свободы, уважением достоинства, частной жизни, а также приобретением и прекращением гражданства. Принадлежат каждому человеку вне зависимости от того, является ли он гражданином данной страны или нет. Именно эту категорию прав и свобод доктрина рассматривает как естественные, которые не дарованы государством, а лишь юридически признаны им. 1) право на жизнь.ст20 Юридически это означает, что никто не может быть произвольно лишен жизни. В конституциях и международно-правовых актах устанавливаются жесткие ограничения на применение смертной казни. 2)  право на достоинство личности.ст21 Связано с уважением достоинства и его защитой - и прежде всего со стороны государства. Оно выражается в запрещении пыток, жестокого и негуманного обращения, унижающего человека, медицинских и иных экспериментов без согласия лица. Защита достоинства осуществляется в порядке, установленном законом. Судебная защита производится посредством гражданского, административного, уголовного и иных форм судопроизводства; 3)  право свободы и личной неприкосновенности.ст22 Право свободы юридически означает возможность совершать любые действия, не запрещенные правовым законом. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь Никто не вправе силой или угрозами принудить человека к действиям, причиняющим ущерб этим ценностям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Лишение свободы допускается по судебному решению на определенный срок и с обязательным соблюдением установленных законом процедур. До судебного решения может быть произведено административное задержание на срок, который составляет обычно 48-72 часа. Исходя из права свободы и личной неприкосновенности, международное право признало противоречащим природе человека и тягчайшим международным преступлением содержание лица в рабстве, ином подневольном состоянии и работорговлю; 4)  право на частную жизнь. Ст23Частную жизнь составляют обстоятельства личного характера, которые человек вправе не предавать огласке. а) праве на личную и семейную тайну, на защиту чести и доброго имени; б) праве на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и телеграфных сообщений; в) запрещении сбора, хранения и распространения информации о частной жизни лица без его согласия; г) обязанности органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы; д) праве на неприкосновенность жилища. Гарантии соблюдения права частной жизни устанавливаются конституцией и законом; 5)   свобода  передвижения  и  выбора места жительства.ст27 Каждый, кто законно находится на территории определенного государства, вправе свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. Человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. Это право может быть ограничено на основании закона; 6)  свобода совести. Возможности исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, вести пропаганду религиозных и иных взглядов. Никто не обязан заявлять о своих религиозных   или антирелигиозных убеждениях. Верующие вправе совершать религиозные культы; 7)   право  на  приобретение  и  прекращение  гражданства. Каждый человек имеет право на гражданство. Он приобретает его по    рождению    или    иным    способом,    предусмотренным    законом. Человек вправе прекратить гражданство определенного государства с последующим приобретением гражданства другого государства или без такового. Порядок прекращения гражданства устанавливается законом.

 

 

 

 

 

 

Билет 20 Вопрос 1 Понятие и основные признаки органа государства.

В соотв. с К. на федер. уровне действ. орг. гос. вл.,~ присущи  такие призн. как: ( эти же призн. присущи  и орг. гос. вл. S РФ. 1) Кажд. орган гос-ва явл. составным звеном единого гос аппарата.3) Каждый орган гос-ва обладает гос-властным хар-ром, т.е. наделен гос-властными полномочиями издавать в рамках своей компетентности общеобязат. п.а., обеспечивать исполнение этих актов вплоть до применения мер принуждения.3) Кажд. орган гос-ва наделен в соотв. с К. собственной компетенцией, т.е. совок-тью юр. прав и обяз-тей.4) Каждому органу гос-ва присуща собств. организационная стр-ра, ~ опред-ся функц. назначением и компетенцией этого органа.5) Каждый орган гос, в соотв. с поставленными перед ними задачами use специфич., организационно-правовые формы и методы работы. Критерии определения места гос. органа. 1) Исходя из К. формы осущ-ния гос. власти. 2) Конкретное функц. назнач-е органа гос-ва в осущ-нии власти народа. 3) Роль в решении задач и функций гос-ва. В соотв. с этими критериями и республ. формой правления власть на фед. уровне осущ-ют: Президент РФ, ФС РФ., Прав-во РФ и фед. органы исполнит. власти. Суды РФ. Форма правления - способ орг-ции верховной гос. власти. В республике органы гос. власти выборные, на опред. период. и периодически сменяемы. Президент в презид. республике явл. одновременно главой гос-ва и главой исполнит. власти. Он избир-ся народом и прав-во подотчетно не парламенту, а Президенту. В парламентской республике Президент назнач-ся парламентом. Прав-во дей-ет во главе премьер-министра. В РФ президент не явл-ся главой прав-ва, а только главой гос-ва. Парламент участвует в формировании прав-ва, в частности, в утверждении кандидатуры председателя прав-ва, ~ назначает Президент (т.е. парламент только утверждает). прав-во подотчетно президенту, но и парламенту => в РФ смешанный тип или полупрезидентский тип республики.

 

 

 

Билет 20 Вопрос 2 Конституционно-правовые основы экономической системы РФ.

В ст.8,9 К. РФ закреплены основы экономики. В ст.8 оговорены принципы экономической политики: 1 Единство экономического пространства, т.е. вся территория страны едина, и, образует единый народно-хозяйственный комплекс. 2 Свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств по территории гос-ва. 3 Поддержка конкуренции для существования рынка. 4 Свобода экономической деятельности, не запрещенной законом. 5 Равноправие форм собственности. 6 В К. закреплена частная, гос, муниципальная и иные формы собственности. Под иными формами подразумевается собственность юридических лиц (хозяйствующих субъектов и некоммерческих организаций), смешанные формы собственности (когда собственность частично принадлежит государству и частично частному лицу). Согласно ст, 34 Конституции: 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Согласно  ст.35 1. Право частной собственности охраняется законом.2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Согласно ст. 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"