Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 23:46, шпаргалка

Описание

КП – самостоятельная отрасль права в составе российского права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения.

Работа состоит из  1 файл

KONSTITUTsIONNOE_PRAVO.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

Билет 1 Вопрос 1 понятие и предмет КП как отрасль права.

КП – самостоятельная  отрасль права в составе российского  права, представляющая собой совокупность конституционных и обычных норм. Предметом конституционно-правового регулирования является общество в целом, включая государство. Действие норм КП распространяется на социально-экономические, политико-управленческие в т.ч. государство - властные, духовно-культурные отношения. Однако есть общественные отношения, регулирование которых осуществляется исключительно нормами КП. Они составляют собственный предмет данной отрасли. Это отношения по поводу осуществления верховной государственной власти народа в формах представительной и непосредственной демократии. Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами К. строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с К.и основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром К. РФ. Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП  обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

 

 

 

Билет 1 Вопрос 2 Местное самоуправление: понятие, система, принципы осуществления.

Мсу – самостоятельная  и под свою ответственность деятельность граждан по решению вопросов местного значения. Содержание МСУ составляют вопросы местного значения, связанные с обеспечением непосредственной жизнедеятельности местного населения. В числе принципов МСУ: 1 необходимость организации МСУ на всей территории РФ 2 самостоятельность МСУ в т.ч. в экономических отношениях. 3 недопустимость образования органов МСУ, назначения должностных лиц МСУ гос.органами 4 запрет осуществления МСУ гос.олрганами 5 обязательность муниципальных правовых актов, принятых гражданми, муниципальными органами, должностными лицами МСУ в пределах их полномочий и невозможность прямой отмены данных актов 6 судебная защита МСУ МСУ  может осуществляться гражданами: 1 непосредственно муниципальные выборы, местный референдум, голосование по отзыву, голосование по вопросу изменения границ, сход граждан, народная правотворческая инициатива, публичное слушание, собрание граждан, и 2 через органы МСУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 2 Вопрос 1 конституциооные правовые норма: понятие их особенности, виды

КПН – это  выраженные в конституции, законах  иных источниках общеобязательные правила должного или возможного поведения, защищенные принудительной силой государства. Существенные отличия от кпн других отраслей права: -основополагающий. Базовый характер -повышенная стабильность Специфика КПН- в начличии как норм, которые можно защитить в суде , так и в норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Виды: 1 в зависимости какие цели они обеспечивают: - регулятивные и  - охранительные Регулятивные – учреждают общественные, государственные институты, закрепляют права, обязанности людей, полномочия органов, должностных лиц Охранительные – устанавливают меры конституционно-правого принуждения т.ч. отвественности. Они вводят механизмы применения принудительных мер. Регулятивные нормы делятся на специальные (общие, дефинитивные, нормы-принципы, нормы-цели, нормы-гарантии, коллизионные, оперативные), а также на обязывающие, запрещающие, управомочивающие. 2 по характеру содержащихся в них велений: - императивные и – диспозитивные Императивные – нормы содержат категорические предписания которые не могут дополняться или видоизменяться участниками правоотношений. Диспозитивные нормы позволяют участникам отношений в известных пределах действовать по собственному усмотрению 3 по субъектам правотворчества выделяют нормы, содержащиеся в федеративном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, актах органов гос.власти, МСУ, уставах, иных актах общественных, религиозных объединений, СМИ.

 

Билет 2 Вопрос 2 Конституционные основы прокурорского надзора.

Конституции РФ 12 декабря 1993 г. прокуратуре посвящена статья - 129. Согласно этой статье Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Детально полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определены ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции ФЗ от 17 ноября 1995 года. Целью и смыслом деятельности прокуратуры является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Прокуратура организована и действует на основе следующих принципов: централизации, независимости, законности, гласности. Прокуратура выполняет достаточно широкий круг функций и перечень их не является закрытым. В соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» можно выделить четыре основные направления прокурорского надзора: а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ. органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; г)  надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрацией мест содержания заключенных под стражу. Каждое указанное направление прокурорского надзора характеризуется своим предметом, полномочиями, специфическими актами реагирования на нарушения закона.

Билет 3 Вопрос 1 Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, основания возникновения и прекращения.

Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормами конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме –взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой. Гос-правовые отношения обладают рядом особенностей: 1 Первая особенность связана с особым регулированием в гос-правовых отношениях - они регулируются, прежде всего, Конституцией и законами, а, кроме того, и указами Президента, постановлениями палат Федерального собрания. 2 Также специфика состоит в том, что гос-правовые отношения складываются по поводу реализации народного суверенитета или народовластия. Виды: Все правоотношения делят на регулятивные, закрепляющие или направляющие какие-то связи людей, и охранителые, обспечивающие охранительную функцию права. Регулятивные правоотношения делят на относительные, абсолютные, общеругулятивные. Правоотношения бывают постоянные и временные. Также выделябт материальные и профессуальные. Гос-правовые отношения (как и любые другие), имеют свои: 1 Субъекты. 2 Объекты. 3 Содержание - это взаимные права и обязанности их участников. Субъекты гос-правовых отношений обладают гос-правовой правоспособностью, т.е. нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Субъект правоотношений также должен обладать дееспособностью. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Объекты гос-правовых отношений. в зависимости от содержания делится на простой и сложный. Сложный объект можно подразделить на основной и факультативный (простой объект содержит только основной). Основной - это власть и мотив власти (например, когда наши сограждане хотят избирать депутатов). Факультативный объект - особый статус лица, например, депутатская неприкосновенность. Другим факультативным объектом могут быть материальные ценности, возможность заниматься особым родом деятельности (этим правом к сожалению пользуются немногие, только те кто хочет что-то улучшить). Факультативный объект может лежать за пределами гос-правовых отношений. Факультативный объект тесно связан с основным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 3 Вопрос 2 Конституционное правосудие в РФ.

Конституционное судопроизводство - самостоятельный вид осуществляется Конституционным судом РФ (КСРФ) – судебный орган конституционного контроля, действует  на основании КРФ, федерального конституционного закона о конституционном суде, регламента конституционного суда, и Конституционными судами субъектов РФ- действуют на основании конституции, конституционного закона о конституционном суде субъекта РФ, регламента конституционного суда субъекта.  Функции КСРФ ст 125 КРФ 1. Разрешение дел о соответствии КРФ, ФЗ, нормативных актов Президента РФ, палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, конституций субъектов РФ, законов и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам исключительного ведения и совместного ведения РФ и субъектов РФ, договоров между органами гос власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. 2.Разрешение споров о компетенции между органами гос власти. 3.Проверка конституционности закона, примененного в конкретном деле по  жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов. 4. Официальное толкование КРФ только по вопросам Президента РФ, палат Федерального собрания РФ, Правительства РФ, законодательных органов госвласти субъектов РФ. 5. Дача заключения о соблюдении установленного обвинения Президента РФ в гос измене либо совершении тяжкого преступления только по  запросу Совета Федерации. 6. Реализация права законодательной инициативы  по вопросам ведения КСРФ ст 104 КРФ. Принцип судопроизводства: независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык судопроизводства, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. КСРФ не вправе рассматривать вопрос по своему усмотрению, для этого нужен натравленный отвечающий критериям допустимости запрос. Рассматривают вопросы права и не решают политические проблемы и не исследуют фактические обстоятельства дела, если исследование находится в компетенции др органов. Решения окончательные, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после провозглашения и являются источником российского конституционного права. КСРФ состоит из 19 судей ч1 ст125 КРФ- назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, приводятся к присяге Председателем Совета Федерации. Судьи делятся на 2 палаты 10 и 9 судей председатель и зам председателя- в разных палатах, персональный состав определяется жеребьевкой ст 20 КРФ. Из своего состава на пленарном заседании КСРФ судьи выбирают председателя КСРФ, его заместителя и судью секретаря. Вопросы о соответствии КРФ конституции субъектов РФ, официальное толкование КРФ, о вступлении с законодательной инициативой решают на пленарном заседании. Другие вопросы рассматривают на заседании палат КСРФ. КСРФ финансируется на основании отдельной статьи федерального бюджета, сам занимается организационно- техническими вопросами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4 Вопрос1 Субъекты конституционно-правовых отношений.

Субъект конституционных  правоотношений – это участники, выступающие в качестве сторон (государство, гражданин, народ), депутаты, органы государственной  власти, избирательные комиссии. - это участники пр-отношений м/д каторыми возникают юр-ие пр и обяз-ти. Субъекты гос-правовых отношений обладают гос-правовой правоспособностью, т.е. нормативный акт закрепляет меры возможного поведения за субъектом. Субъект правоотношений также должен обладать дееспособностью. Дееспособность - это способность субъекта реализовать предоставленные ему права и обязанности, а также приобретать своими действиями новые права и обязанности. Деликтоспособность - это способность субъекта отвечать за свои неправомерные действия. Поэтому конституционная правосубъектность лица вытекает из гос-правовой правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Можно выделить следующие виды субъектов гос-правовых отношений – группы: В первую входят индивиды: граждание, иностранцы, лица без гражданства, избиратели, кандидаты в дпутаты. Вторая группа – организованные коллективы: органы власти, общественные, религиозные объекдинения… В третей группе – политико-территориальные образования: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования В 4 группе – социальные общности: российский народ, нации, народности и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 4 Вопрос 2 Порядок выдвижения кандидатов в депутаты.

Выдвижение депутатов  ГД произв. непоср. избирателями, избир. объединениями, изб. блоками. К общефедер. изб. объединениям относятся: 1 – Общефед. партии и массовые политич. движения, кот. зарегистрированы не позднее, чем за 6 месяцев до выборов 2 – Блок общефедер. партий и общефед. движений на период проведения выборов (Блок Ивана Рыбкина, конгресс русских общин, блок независимости). Выдвижение кандидатов в депутаты проводится на съездах, конференциях с указанием округа, в кот. будет баллотироваться депутат. Выдвижение кандидатов в депутаты ГД, избираемых по одноманд. и.о., производится на общих собраниях избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства на тер-рии соотв. и.о. Необходимо, чтобы в поддержку выдвинутого кандидата были собраны подписи избирателей одноманд. округа в кол-ве, не менее 1 % от общего числа. На основании подписных листов, оформленных в установленном порядке и заявлении кандидата о выдвижении своей кандидатуры окр. и.о. принимает решение о регистрации кандидата. Кандидаты в депутаты ГД, избир. по общефед. изб. о., выдвигаются списком от избир. объединений (блоков). Для регистрации общефед. списка кандидатов требуется, чтобы в его поддержку каждое изб. объединение (или блок) собрали подписи, не менее 200 000 избирателей. При этом на 1 субъект федерации должно приходиться не более 7 % подписей. Сбор подписей начинается со дня выдачи ЦИК (ей) завершенных копий списков кандидатов, до получения изб. объед. или блоками заверенных копий списков кандидатов сбор подписей не допускается. Правом выдвинуть свою кандидатуру для баллотировки в выборы ГД обл. граждане РФ, достигшие ко дню выборов 21 года. Подписные листы по общефед. округу, общефед. список кандидатов, заявления кандидатов вносятся уполном. представителем избир. объединения в ЦИК не позднее чем за 55 дней до проведения выборов. В течение 10 дней ЦИК принимает решение о регистрации общефед. списка. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение. Кандидат имеет право: 1. Вести предвыборную агитацию 2. Получать от гос. и общ. организаций необходимые справочные и информационные д-ты. 3. Ставить вопросы перед избир. комиссиями о предоставлении помещений для встреч с избирателями. 4. На неоплачиваемый отпуск с момента регистрации до опубликования результатов выборов (заработок выплачивает избир. комиссия). 5. На бесплатный проезд в пределах территор. округа любыми видами общ. транспорта, кроме такси. 6. На три оплачив. поездки ж/д, водным, авт. транспортом или 1 авиац. в избир. округ и обратно. 7. На кандидатов в депутаты распространяется неприкосновенность. Это касается мер уголовной и админ. ответственности, налагаемые в суд. порядке без санкции Ген. прокурора. Могут примен. админ. задержание, личный досмотр, проверка д-ов. 8. Кандидат в период избир. компании не может быть призван на военную или альтерн. Службу 9. не может быть уволен по инициативе админ., переведен на др. работу без согласия и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 5 Вопрос 1 Система конституционного права как отрасли права.

К.п. является частью правовой системы РФ и в свою очередь  состоит из огромного числа различных  правовых норм. Они содержатся не только в КРФ,.но и в других норм. актах: ФКЗ, ФЗ, постановления правительства, президента , диклорациях, договорах и др. Надо отметить схожесть системы КРФ и системы К.п., система К.п. включает систему КРФи дополнена в свою очередь положениями других нрм. актов. Система отрасли выражается в её внутреннем строение. В ней отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых норм. Поскольку общ. отнош. связанны с разными сферами жизни, каждая из кот. имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не проявлять соответствующие им специфические свойства. В системе К.п. принято выделять следующие инст. , кот. составляют основные элементы отрасли и обьединяют нормы, закрепляющие:1. основы К.п. ( исходные начала правового регулирования), 2. основы правового статуса человека и гражданина ( права, свободы и обязонности), 3. федеративное устройство гос., 4. систему орг. гос. власти и орг. местного самоуправления. Для ситстемы отросли характерен более высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанею, чем в КРФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Билет 5 Вопрос2 Избирательные комиссии: их виды, порядок образования, полномочия.

Избирательные комиссии - это формируемые на смешанной  гос-общественной основе государственные органы, которые осуществляют руководящую организационную деятельность по проведению избирательной компании. Избирательные комиссии это коллегиальные органы, осуществляющие подготовку и проведение выборов. Делятся на: 1) постоянно действующие ИК-  являются государственными органами - ЦИК Российской Федерации, избирательная комиссия субъекта РФ, муниципальными органами избирательная комиссия муниципального образования; 2) которые создаются в конкретном избирательном процессе - окружные, территориальные, участковые избирательные комиссии. Формирование таких избирательных комиссий является отдельным этапом избирательного процесса. ИК в различных выборах могут быть: окружной, территориальной и участковой комиссии. Окружная избирательная комиссия - верхнее звено системы ИК в любом избирательном процессе. Она распространяет свою деятельность на всю территорию, от которой избирается выборное лицо. При выборах Президента РФ, депутатов ГД по пропорциональной избирательной системе вся территория РФ составляет один избирательный округ. Окружной ИК выступает ЦИК РФ. При выборах депутатов ГД по одномандатным округам в рамках мажоритарной избирательной системы окружные ИК комиссии создаются в соответствии со схемой одномандатных избирательных округов и выступают в качестве высшего звена избирательных комиссий по выборам депутата Государственной Думы в соответствующем округе. Территориальная избирательная комиссия всегда распространяет свою деятельность на определенную территорию в соответствии с федеративным устройством РФ, а также административно-территориальным делением субъектов РФ. Территориальными комиссиями являются ЦИК РФ, ИК субъектов РФ, ИК комиссии муниципальных образований. Функции территориальной и окружной комиссии могут совпадать. Постоянно действующие муниципальные (городские, районные) избирательные комиссии выполняют роль территориальных комиссий на выборах в федеральные и региональные органы государственной власти. ФЗ закон об основных гарантиях устанавливает порядок формирования ИК. состоит из 15 членов и формируется тремя субъектами - ГД, СФ и Президентом РФ. 5 членов ЦИК РФ назначаются ГД кандидатур, предлагаемых депутатами и депутатскими объединениями. 5 членов назначаются СФ кандидатур, предлагаемых законодательными органами госвласти субъектов Федерации. 5 членов/назначаются Президентом РФ. ИК субъектов РФ и окружные ИК по выборам в федеральные органы госвласти создаются законодательным и исполнительным органами госвласти субъектов Федерации на паритетных началах: половину состава комиссии назначает законодательный орган, а половину - исполнительный. Назначение осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. Гарантированная квота - не менее одной трети состава комиссии - предоставлена представителям избирательных объединений (блоков), имеющих фракции в ГД, а также в законодательных (представительных) органах власти субъекта Федерации. При этом в ИК может быть назначено не более одного представителя от каждого избирательного объединения (блока). Формирование территориальных избирательных комиссий, а также окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий осуществляется представительными органами местного самоуправления в том же порядке на основе предложений тех же субъектов, что и в предыдущем случае, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, учебы, службы. Как дополнительную гарантию независимости ИК ФЗ устанавливает, что в их составе государственные (муниципальные) служащие не могут составлять более одной трети состава. ФЗ об основных гарантиях впервые устанавливает возможность расформирования избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных, территориальных, участковых комиссий в случае такого нарушения ими избирательных прав граждан, которое повлекло признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов в целом. Решение о расформировании избирательной комиссии может быть принято только судом по заявлению депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего уровня, а также ЦИК (в отношении комиссии субъекта Федерации).

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"