Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

              Заседания президиума проводятся по мере необходимости. На практике это происходит не реже двух раз в месяц.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

              К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда.

Всю работу областного (Минского городского) суда организует председатель суда и его заместители с помощью аппарата суда. Последний обеспечивает деятельность суда по осуществлению правосудия, обобщению судебной статистики, а также по исполнению иных функций, возложенных на него законом.

              Аппарат суда организует прием посетителей; прием  почты; регистрацию дел; заявлений, жалоб и иных документов; подготовку дел к судебному разбирательству; оформление дел после их рассмотрения; прием и учет  кассационных жалоб и протестов на приговоры и решения данного суда; обращение приговоров, определений и постановлений к исполнению; контроль за исполнением судебных решений.

Работу областного, Минского городского судов организуют председатель суда и его заместитель с помощью аппарата суда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

50. Состав и компетенция президиума и судебных коллегий областного, (Минского городского) суда.

Президиум областного, Минского городского судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя суда, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь.

              Состав президиума суда утверждается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции, Председателя Верховного Суда и председателя областного, Минского городского судов.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

              К процессуальным относится рассмотрение уголовных и гражданских дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Президиум рассматривает эти дела по протестам на вступившие в законную силу решения, приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, а также на кассационные определения судебных коллегий данного областного (Минского городского) суда.

              При рассмотрении судебных дел в заседании президиума вправе участвовать прокурор области, прокурор города Минска или его заместители (ч. 2 ст. 28 Закона).

              Организационные полномочия президиума призваны обеспечить надлежащий уровень работы структурных подразделений и аппарата данного суда и единообразное направление судебной практики районных (городских) судов. К ним относится: утверждение по представлению председателя суда составов судебных коллегий; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивание председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; заслушивание председателей судебных составов о работе составов; оказание помощи районным (городским) судам в правильном применении законодательства и повышении профессионального мастерства судей.

На заседаниях президиума рассматриваются также вопросы об организации работы по жалобам, поступающим в данный суд, о деятельности канцелярии суда по приему посетителей, ведению делопроизводства, о работе секретарей суда по подготовке дел к слушанию, о работе консультантов, ответственных за подготовку материалов к изучению и обобщению судебной практики, ведущих работу по систематизации законодательства и составлению статистических отчетов.

В областных и Минском городском судах имеются судебная коллегия по уголовным делам и судебная коллегия по гражданским делам. Они состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом данного суда по предложению его председателя (ч. 1 ст. 29 Закона). При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанций Судебные коллегии областных и Минского городского судов действуют и как суды второй (кассационной) инстанции. Предметом их рассмотрения в этом случае являются приговоры, решения, определения и постановления районных (городских) судов, не вступивших в законную силу.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику по направлениям своей деятельности: о рассмотрении уголовных и гражданских дел по первой инстанции и в кассационном порядке, анализируют судебную статистику (ч. 2 ст. 30 Закона). Это способствует выявлению как положительных, так и отрицательных тенденций в районных (городских) судов, самого областного (Минского городского) суда, определению мер по совершенствованию судебной деятельности.

 

51. Военные суды в Республике Беларусь. Их система, задачи, компетенция.

Военные суды являются частью системы общих судов и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательства о судоустройстве и статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданский процессуальный кодексы, разъяснения Пленума Верховного суда Республики Беларусь;

Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность Республики Беларусь, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, воинскую дисциплину и установленный порядок несения службы;

Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда;

Военные суды обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным, городским), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов  соприкасаются лишь в Верховном Суде, который является для них общим высшим судебным органом, поскольку имеет в своем составе Военную коллегию;

Военные суды рассматривают дела в отношении лишь узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские  дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

К ведению военных судов относится рассмотрение уголовных и гражданских дел, что сближает их с другими общими судами. Однако дела, которые входят в сферу юрисдикции военных судов, имеют свои особенности.

Уголовные дела могут быть предметом их рассмотрения, если на обвиняемого в совершении преступления распространяется статус военнослужащего.

Военные суды рассматривают также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы: о переводах, возмещении материального ущерба, предоставлении отпуска, по жалобам военнослужащих на неправомерные действия должностных лиц и органов военного управления, ущемляющие их права и личное достоинство, а также другие дела, связанные с прохождением военной службы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

52. Состав и компетенция межгарнизонного и Белорусского военных судов.

Межгарнизонные военные суды образуются Президентом Республики Беларусь с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил государства и других воинских формирований по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда.

В Республике Беларусь действует шесть межгарнизонных военных судов:

в Минске, Бресте, Гродно, Витебске, Бобруйске и Борисове.

              Межгарнизонный военный суд состоит из председателя суда, судей и народных заседателей. При наличии пять и более судей в составе межгарнизонного военного суда вводится должность заместителя председателя.

Количество судей для каждого межгарнизонного военного суда устанавливается Президентом  Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда (ст. 35 Закона). Только Межгарнизонный военный суд в г. Минске имеет шесть судей, во всех остальных – по три судьи.

Народными заседателями межгарнизонного военного суда также могут быть граждане Республики Беларусь, состоящие на действительной военной службе. Их количество для межгарнизонного военного суда составляет 35 человек на одного судью.

Председатель  межгарнизонного военного суда выполняет функции судьи, председательствует в судебных заседаниях и осуществляет руководство работой суда: распределяет дела и иные обязанности между судьями; ведет личный прием, организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведением судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона.

Заместитель  председателя межгарнизонного  военного суда осуществляет в соответствии с распределением обязанностей полномочия по руководству работой суда, исполняет функции председателя в его отсутствие либо при невозможности осуществления им своих обязанностей.

Белорусский военный суд является вторым звеном в системе военных судов республики. Его количественный состав устанавливается Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции  и Председателя  Верховного Суда.

Белорусский военный суд состоит из председателя суда, двух его заместителей, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью. Списки народных заседателей для Белорусского военного суда составляются сроком на пять лет и утверждаются командирами воинских частей.

              Белорусский военный суд действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда для специализированного отраслевого рассмотрения дел.

Белорусский военный суд вправе рассматривать по первой инстанции и гражданские дела в случаях, предусмотренных законодательством.

Он может изъять любое уголовное или гражданское дело из межгарнизонного суда и принять его к своему производству по первой инстанции.

              В кассационном порядке судебные коллегии Белорусского военного суда рассматривают жалобы и протесты на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления межгарнизонных военный судов. Белорусский военный суд осуществляет надзор за судебной деятельностью межгарнизонных военных судов, оказывает им помощь в применении законодательства.

 

53. Верховный суд Республики Беларусь. Состав, структура и компетенция.

Одним из проявлений суверенитета государства на своей территории является наличие высшего судебного органа, принимающего последнее, окончательное решение по подсудным ему делам и контролирующего деятельность всех нижестоящих судов. В Республике Беларусь таким органом для общих судов является Верховный Суд.

Особенности его правового статуса: осуществляет надзор за судебной деятельностью всех общих судов республики, является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам, дает разъяснения по вопросам применения законодательства, вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов, рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения.

Обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Верховный Суд Республики Беларусь состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей и народных заседателей и действует в составе:

        судебной коллегии по гражданским делам;

        судебной коллегии по уголовным делам;

        Военной коллегии;

        судебной коллегии по патентным делам;

        Президиума;

        Пленума (ст. 46 Закона).

              Количественный состав Верховного Суда устанавливается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного суда и в настоящее время насчитывает 44 судьи.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"