Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)

Судья, будучи носителем судебной власти, наделен властными полномочиями, необходимыми для осуществления правосудия. Он имеет право:

                    требовать от должностных лиц и граждан исполнения своих распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на него законом обязанностей;

                    вносить представления в государственные органы, предприятия, учреждения и организации об устранении нарушений закона или причин и условий, способствующих совершению правонарушений;

                    ставить в установленном законом порядке вопрос перед Конституционным Судом о проверке конституционности нормативного акта;

                    запрашивать информацию от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан.

При осуществлении правосудия судьи обязаны точно выполнять требования законов, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законом интересов юридических лиц, высокую культуру и воспитательное воздействие судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными.

Профессиональной обязанностью судьи является сохранение профессиональной тайны в отношении информации, связанной со служебной деятельностью.

Народные заседатели пользуются в судебном процессе всеми правами судьи, т.е. совместно с судьями-профессионалами, образуя единую коллегию, решают фактические и юридические вопросы дела. Не осуществляют лишь руководство ходом судебного заседания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30. Кодекс чести судьи. Общая характеристика.

Распространяются также на судей, находящихся в отставке, сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу, за исключением случаев, когда из существа отношений не вытекает иное.

В ст.2 Кодекса еще раз подчеркнуто, что при осуществлении правосудия судьи должны руководствоваться только законом и своей совестью. Закон превыше всего для носителей судебной власти.

В Кодексе чести судьи сформулированы правила поведения судьи, обеспечивающие  его независимость, объективность и беспристрастность. В частности, подчеркнуто, что всегда и везде судья должен вести себя таким образом, чтобы в обществе утверждалась уверенность в его независимости, объективности и беспристрастности при осуществлении правосудия. Судья не должен допускать влияния на свою деятельность по отправлению правосудия со стороны кого бы то ни было, в том числе должностных лиц вышестоящих судов, других должностных лиц, независимо от занимаемой должности и положения, коллег по работе, родственников, друзей или знакомых. Он должен быть свободен от влияния общественного мнения, каким бы то ни было для него оно неблагоприятным, от опасений критической оценки его деятельности. Это непросто, но эта святая обязанность судьи быть объективным, беспристрастным и независимым, подчиняясь только закону.

Недопустимо использование судьей своего служебного положения в личных целях, а равно для удовлетворения чьих-либо интересов.

Судья обязан также, записано в ст. 6 Кодекса чести судьи, воздерживаться от публичных комментариев по делам до вступления в законную силу судебных решений. Недопустимо также публично выражать свои политические пристрастия, агитировать за и против кандидатов на государственные должности.

Долгом судьи является оказание помощи молодым судьям в овладении профессиональным мастерством, хранить лучшие традиции судебной власти и передавать их новому поколению судей.

              Судья должен стремиться к созданию в судебном заседании обстановки торжественности, доброжелательности и спокойствия, проявлять уважение, терпение и вежливость в отношении сторон и других участников процесса, а также реагировать на нарушение норм этики со стороны работников суда в отношении участников судебного заседания и посетителей.

 

31. Приостановление и возобновление полномочий судьи.

Приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей).

              В Законе о хозяйственных судах 1998 г. (ст. 9) перечень случаев приостановления полномочий судьи хозяйственного суда дополнен, кроме того, такими основаниями как-то: признание судьи безвестно отсутствующим по решению общего суда, вступившим в законную силу; участие судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные должности. В случае приостановления полномочий судьи заработная плата и иные выплаты производятся в порядке, установленном законодательством. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи (ст. 9).

Статья 123. Приостановление и возобновление полномочий судьи

Полномочия судьи приостанавливает Президент Республики Беларусь в случае:

возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого - до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела;

участия судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов - на время участия его в избирательной кампании.

Приостановление полномочий судьи по мотивам, указанным в абзаце третьем части первой настоящей статьи, не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий.

Полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь в случае, если отпали основания для приостановления полномочий судьи, предусмотренные частью первой настоящей статьи.

             

32. Прекращение полномочий судей. Основания и порядок.

Действующий закон предусматривает две формы прекращения полномочий судей: 1) лишение полномочий и 2) освобождение от исполнения служебных обязанностей.

              Согласно ст.72 Закона о судоустройстве и статусе судей судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, несовместимого с их высоким статусом, не иначе как по решению органа, избравшего или назначившего их, а также в связи со вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.

Освобождение судьи от исполнения обязанностей возможно по следующим основаниям: по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы; в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу; по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно; по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи; по собственному желанию; в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

              Решение об освобождении от исполнения обязанностей принимается избравшим или назначившим его органом с учетом заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Исключение составляют только случаи, когда полномочия судьи прекращаются по собственному желанию или в связи с утратой гражданства.

Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.

Закон предусматривает также временное приостановление полномочий судьи в случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности или заключение под стражу (ст. 65 Закона о судоустройстве и статусе судей).

Прекращение полномочий судей Конституционного суда  осуществляется президентом, с уведомлением Совета Республики. Прекращение полномочий судей общих и хозяйственной судов осуществляется президентом, по совместному представлению Министра  юстиции, и председателя Верховного и Высшего хозяйственного суда соответственно. Полномочия председателей и судей Верховного и Высшего хозяйственного суда осуществляется президентом, председателей – с уведомлением СовМина.

 

 

 

33. Отставка судьи

              Согласно Закону «О гос. службе»:

Отставкой является прекращение государственной службы по предусмотренным настоящей статьей основаниям по инициативе государственного служащего.

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

2.1. наличие стажа работы ДЛЯ СУДЬИ  (для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - не менее четырех лет)).

2.2. состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

 

Одним из оснований прекращения полномочий судьи является его отставка. Под ней понимается уход или почетное удаление с должности. Это новый институт в отечественном законодательстве, вызванный к жизни необходимостью поднять престиж судейской профессии, авторитет судебной власти и ее носителей. Ведь за лицом, находящимся в отставке, сохраняется принадлежность к судейскому сообществу, звание судьи, права и гарантии, предусмотренные законом для судей.

              Согласно ст. 75 Закона о судоустройстве и статусе судей судья, проработавший на должности судьи не менее двадцати лет, вправе выйти в отставку независимо от возраста и причин ухода.

              Судья также считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи: с признанием его недееспособным в определенном законом порядке; невозможностью исполнения своих полномочий продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам.

Судье, вышедшему в отставку, выплачивается выходное пособие в расчете месячной заработной платы по последней должности за каждый год работы судьей, но не менее шестикратного среднего месячного заработка на оставляемой должности.

При выходе в отставку судьи областного, Минского городского, районных (городских) и военных судов предупреждаются об этом за месяц Министром юстиции, а судьи Верховного Суда – Председателем этого суда, судьи хозяйственных судов – Председателем Высшего Хозяйственного Суда.

              Отставка судье предоставляется Президентом Республики Беларусь. Судьям Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда – Президентом с уведомлением Совета Республики.

 

34. Государственная защита судей и народных заседателей. Материальное и социальное обеспечение судей.

Закон “О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов” установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, осуществляющих служебную деятельность, выполнение которой может быть сопряжено с посягательством на безопасность указанных лиц, их близких, а также направлен на создание надлежащих условий для отправления правосудия, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями.

              Видами мер государственной защиты этих лиц в соответствии со ст. 4 этого закона являются: применение органами, обеспечивающими безопасность, мер безопасности в целях защиты их жизни и здоровья, а также сохранности имущества; применение  мер правовой защиты, предусматривающих в том числе повышенную уголовную ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье и имущество; осуществление мер социальной защиты, установленных законом, в том числе реализация права на материальную компенсацию в случае их гибели (смерти) членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, а также реализация права на материальную компенсацию в случае причинения им телесных повреждений или иного вреда их здоровью, уничтожения или повреждения их имущества в связи со служебной деятельностью. 

Материальное и социальное обеспечение судей, меры их правовой и социальной защиты должны гарантировать условия независимого исполнения ими должностных обязанностей и содействовать закреплению квалифицированных кадров, их стабильности.

Установлены следующие виды обеспечения судей: соответствующая оплата труда; обеспечение форменной одеждой; внеочередная установка квартирного телефона; обеспечение благоустроенным жильем; предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска с учетом его дополнительности и оплаты стоимости проезда; бесплатное медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение; обеспечение пожизненным содержанием в случае ухода в отставку или пенсией на общих условиях в соответствии с законодательством.

              Судьи обеспечиваются бесплатной форменной одеждой в порядке и на условиях, определяемых главой государства.

Судьям по их желанию вместо жилья могут предоставляться льготные банковские кредиты на индивидуальное и кооперативное жилищное строительство.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"