Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:36, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Судоустройство".

Работа состоит из  1 файл

Шпоры по судоустройству.doc

— 699.50 Кб (Скачать документ)


1

 

1. Предмет, система и значение учебной дисциплины « Судоустройство».

Предмет рассматривается обычно в двух аспектах: в узком ( предметом является изучение норм права, законов регулирующих принципы построения и деятельности правоохранительных и правозащитных органов, их полномочия, компетенцию, функции, права и обязанности.) в широком смысле ( + история возникновения  и развития органов, их место и роль в гос механизме)

Изучение деятельности  правоохранительных органов – основное содержание курса

структура курса включает в себя три части:

Общую: изучение основных понятий дисциплины, её источников, рассмотрение теоретических и методологических вопросов.

Особенная: харак-ка правоохранительных органов и их организаций, история возникновения, устроиства, развития, цели, задачи, полномочия, функции.

Специальная: органы юстиции зарубежья

 

2. Понятие о правоохранительной деятельности, суде, правоохранительных органах и юстиции.

Правоохранительная деятельность – это регулируемая законом деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц (специальных субъектов) по восстановлению нарушенного права и справедливости, обеспечению исполнения юридических обязанностей, применению в необходимых случаях мер государственного принуждения (юридических санкций) к лицам, посягающим на охраняемые законом интересы в целях охраны прав и свобод граждан, конституционного строя, предупреждения правонарушений и нравственно-правового воспитания населения.

              Ведущее место в осуществлении правоохранительной деятельности занимает суд. Это государственный орган, призванный разрешать споры и конфликты, возникающие в обществе между людьми в процессе их социального взаимодействия.

              Ведущая функция суда – это всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. правозащитная функция, а не карательная, хотя и последняя занимает свое место в деятельности суда. Именно такая концепция, такое понимание суда отвечает сущности демократического правового государства.

              В связи со становлением в Республике Беларусь демократического правового государства, основополагающим принципом которого является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6 Конституции), необходимостью придания суду качества судебной власти, суд не включается в систему правоохранительных органов в узком, собственном смысле этого слова и именуется органом судебной власти. До 90-х годов суд безоговорочно относился к  правоохранительным органам, что принижало его роль в структуре органов государства. Выделением же суда из системы правоохранительных органов подчеркивается его особый правовой статус, его независимое, лидирующее, ведущее положение в системе юстиции. Суд завершает процессуальную деятельность органов дознания и предварительного расследования, ставит в ней окончательную точку, определяет конечный результат. Суд восстанавливает нарушенное право, возмещает причиненный противоправной деятельностью ущерб, обеспечивает неотвратимость ответственности за содеянное. Остальные органы, именуемые правоохранительными, несмотря на важность выполняемых ими задач, осуществляют вспомогательные по отношению к правосудию функции или иные самостоятельные полномочия, направленные на укрепление законности и правопорядка.

              Правоохранительные органы – это особые органы государства, деятельность которых имеет своим содержанием правоохрану и осуществляется в предусмотренном законом порядке в целях укрепления законности и правопорядка, предупреждения правонарушений и воспитания граждан в духе уважения к закону.

              Каждый из правоохранительных органов осуществляет соответствующую правоохранительную функцию: прокуратуры – прокурорский надзор, органы дознания и следствия – выявление и расследование преступлений, адвокатуры – оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам, органы юстиции – организационно-техническое обеспечение судов и управление в области юстиции.

              Органы судебной власти – функцию правосудия, которая является самостоятельной формой государственной деятельности наряду с законодательной и исполнительной.

              В совокупности суд и правоохранительные органы образуют юстицию государства.. Под ней подразумевают всю систему государственных органов и должностных лиц, принимающих участие в судопроизводстве, реализации закона.

 

3. Защита прав и свобод граждан, утверждение законности и правопорядка - главная задача суда и правоохранительных органов.

Согласно ст.6 Кодекса (задачи судов)

Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами.

Общие и хозяйственные суды в Республике Беларусь призваны защищать гарантированные Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.

ст. 7 (законность при осуществлении правосудия)

Суды осуществляют правосудие на основе Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней иных нормативных правовых актов.

Если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь, он принимает решение в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом Республики Беларусь, Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь вопрос о внесении ими предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о признании данного нормативного правового акта неконституционным.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Правовые источники дисциплины. Понятие, виды, общая характеристика

Правовые источники учебной дисциплины “Судоустройство” – это система законодательных и других нормативно-правовых актов, регулирующих задачи, полномочия и организацию суда и правоохранительных органов, определяющих их систему, состав, структуру и порядок образования, а также исходные начала деятельности этих государственных органов.

Основным и главным правовым источником курса судоустройства, как и других юридических дисциплин, является Конституция Республики Беларусь

Ряд принципиальных положений содержится в I-ом разделе “Основы конституционного строя” и II- ом “Личность, общество и государство”, самостоятельной главе 6-ой “Суд” раздела IV-го “Президент, Парламент, Правительство, суд” и 7-ой главе “Прокуратура” раздела VII-го “Прокуратура. Комитет государственного контроля”.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

Базовым, основополагающим законом для отечественного судоустройства является Закон о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь.

К законам, регулирующим вопросы организации судебной власти и правоохранительных органов, относятся также: Закон “О Конституционном Суде Республики Беларусь” , “О хозяйственных судах в Республике Беларусь” , “О прокуратуре Республики Беларусь” , “Об адвокатуре” , “О милиции” и тд.

К правовым источникам судоустройства относятся также Декреты и Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров, источниками судоустройства следует признать и разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающие при рассмотрении судебных дел, даваемые Верховным Судом Республики Беларусь и Высшим Хозяйственным Судом Республики Беларусь, заключения Конституционного Суда.

 

5. Международно-правовые акты как источники судоустройства.

В систему документов, создающих международные стандарты в области прав человека, в т.ч. и в сфере правосудия, входят: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.); Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (1985 г.); Европейская хартия о статусе судей (1998 г.); Основные положения о роли адвокатов (1990 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Основные принципы, касающиеся роли юристов (1990 г.) и другие.

 

6. Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Концепция о предмете, целях и основных направлениях реформы.

По поручению Верховного Совета Республики Беларусь была разработана Концепция судебно-правовой реформы как система научно обоснованных идей и положений о путях реформирования юстиции и правовой системы в целом. Она была обсуждена на республиканской научно-практической конференции и 23 апреля 1992 г. одобрена парламентом.

Главными целями судебно-правовой реформы признаны: создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов; воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного права и научным рекомендациям.

Концепция судебно-правовой реформы в Республике Беларусь состоит из 10 разделов, центральный из которых посвящен судебной власти и судебной организации (раздел II). В первом – обосновывается необходимость судебно-правовой реформы, в третьем – седьмом изложены направления реформирования предварительного расследования, прокурорского надзора, органов юстиции, адвокатуры, органов внутренних дел и государственной безопасности. Восьмой – посвящен общественным формированиям юристов, девятый – вопросам реформы законодательства, наконец, последний (десятый) – этапам реализации Концепции судебно-правовой реформы.

              Концепция не установила хронологические рамки проведения реформы, определив лишь ее этапы: подготовительный, переходный и завершающий. Это обусловлено  кризисным состоянием общества, дефицитом и уровнем квалификации юридических кадров, наконец, отсутствием необходимых материально-технических условий и финансовых средств. Реализация  конкретных мер на каждом этапе зависит от наличия соответствующих социальных, финансовых и организационных предпосылок.

 

7. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь от 29.06. 2006г. Общая характеристика.

22 главы, 193 статьи

Развитие получили конституционные принципы организации и деятельности суда, статус судей и народных заседателей, организация судейского сообщества. Впервые закреплено единство судебной системы Беларуси (ст.4 Единство судебной системы Республики Беларусь обеспечивается путем: установления судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и настоящим Кодексом; соблюдения всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признания обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закрепления единства статуса судей; финансирования судов из республиканского бюджета.) Предусмотрено участие граждан в осуществлении правосудия. Принцип открытого разбирательства дела – гласность при осуществлении правосудия.

Одним из достоинств Кодекса является регламентация вопросов построения системы судов общей юрисдикции, хозяйственных судов и Конституционного (состав, компетенция, права, обязанности). Ведены апелляционные инстанции для проверки правильности  судебных решений

В разделе 3, регламентирующем статус судьи и народного заседателя, уточнение и повышение требований к кандидатам на  судебные должности, веден институт кандидата в судьи. В кодексе ужесточены требования к кандидатам в судьям высшего звена

Кодекс достаточно детально регулирует многие вопросы организации и деятельности органов судебной власти.

 

8. 1-ый и 2-ой съезды судей РБ. Значение решений съездов для укрепления судебной системы и совершенствования деятельности судов.

Процесс реализации Концепции показал невозможность претворения в жизнь отдельных ее положений в существующих социально-экономических условиях. На это обращено внимание в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, состоявшегося 5 декабря 1997 г.

Съезд судей поручил Республиканскому совету судей совместно с Конституционным, Верховным и Высшим Хозяйственным судами разработать предложения по совершенствованию судебной системы, пересмотру соответствующих положений Концепции судебно-правовой реформы и Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, других актов законодательства, касающихся судебной деятельности, и приведению их в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.

Следует отметить, что абсолютное большинство высказанных на съезде предложений в течение года было реализовано. В частности, разработана и осуществляется программа по кодификации и систематизации законодательства, приняты новые Гражданский, Гражданско-процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный, Жилищный и другие кодексы. С лета 1998 года введено единоличное рассмотрение гражданских дел, изменены сроки их рассмотрения. Упорядочены ставки государственной пошлины, приняты нормативы нагрузки судей. Специальным Указом Президента создан Институт переподготовки и повышении квалификации судей, работников прокуратуры, строительства и реконструкции зданий судов, их материально-технического и кадрового обеспечения. Более результативной и эффективной стала деятельность судов по осуществлению правосудия.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Судоустройство"