Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 62 экзаменационных вопроса по дисциплине "Товароведение"
1. Торговля как вид предпринимательской деятельности. Формы осуществления торговли
2. Государственное регулирование торговой деятельности
3. Современные проблемы торговли
...
62. Управление оборотными средствами63Планирование потребности торговых организаций в оборотных средствах

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)


1.                  Торговля как вид предпринимательской деятельности. Формы осуществления  торговли 

Торговля — это предпринимательская деятельность торговых организаций и индивидуальных предпринимателей, в основе которой лежат отношения по продаже произведенных, переработанных или приобретенных товаров, а также по выполнению работ, оказанию услуг, связанных с продажей товаров (ст. 2 Закона о торговле).Виды и формы торговлиНа законодательном уровне закреплены следующие виды торговли (ст. 7 Закона о торговле):оптовая торговля;розничная торговля;

общественное питание (торгово-производственная деятельность).

Оптовая торговля — вид торговли, осуществляемой в целях последующего использования товаров в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним потреблением и иным подобным использованием (ст. 8 Закона о торговле).Розничная торговля — вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (ст. 9 Закона о торговле).

Розничная торговля осуществляется, если иное не предусмотрено формой торговли, через торговые объекты (магазин, павильон, киоск, палатку, лоток, торговый автомат, автолавку, автомагазин и иные торговые объекты) на основании заключаемых договоров розничной купли-продажи.Общественное питание (торгово-производственная деятельность) — вид торговли, включающей производство, переработку, реализацию, организацию потребления продуктов питания с оказанием либо без оказания сопутствующих услуг населению (ст. 10 Закона о торговле).Общественное питание осуществляется через торговые объекты общественного питания, которые подразделяются на типы (столовая, ресторан, кафе, бар, кафетерий, закусочная и т. п.), имеющие наценочные категории (люкс, высшая, первая, вторая, третья) либо не имеющие наценочных категорий.

2.                  Государственное регулирование торговой деятельности

        Существуют следующие методы государственного регулирования рынка:

  - правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, правила обязательной сертификации продуктов и др.);

  - финансово - экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);

  - административные (режим работы предприятий, наличие в продаже обязательного перечня товаров и др.)

      Формы государственного регулирования торговли определены ст. 17 Закона Республики Беларусь "О торговле". Ими являются:  - сертификация, техническое нормирование и стандартизация, государственная гигиеническая регламентация и государственная гигиеническая регистрация товаров;

- лицензирование торговли в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством;

- квотирование поставок товаров;

- формирование товарных ресурсов, проведение закупочных и товарных интервенций.

              Под закупочной интервенцией понимается закупка товаров у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Товарная интервенция - это продажа товаров торговым организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговлю на территории Республики Беларусь, в целях стабилизации предложения и ликвидации товарного дефицита.

В качестве принципов государственного регулирования торговли провозглашены соблюдение равенства прав субъектов торговли на осуществление торговли; исключение неправомерности вмешательства государственных органов в их деятельности;  приоритет экономических методов государственного регулирования торговли над административными; обеспечение условий для реализации права на свободу выбора торгового партнёра и товара;  ограничение, пересечение и предупреждение монополистической деятельности, создание равных условий для развития свободной конкуренции;  защита государством законных интересов субъектов торговли и потребителей.

3.      Современные проблемы торговли

          Основными проблемами в торговле в настоящее время являются:

- низкий уровень рентабельности основной части предприятий (в 2007 уровень рентабельности составлял 1,3 % товарооборота);

- нехватка собственных оборотных средств (по состоянию на 1 января 2007 около 40% предприятий их не имели.);

- более 40% товаров дающих основной товарооборот имеют регулируемые торговые надбавки, которые во многих случаях

не покрывают даже расходы на реализацию товаров;

- невысокий уровень магазинов, работающих по новым технологиям (по состоянию на 1.01.07. работало методом самообслуживания около 33 %предприятий);

- кадровый дефицит (по состоянию на 01.01.07 в отрасли работало чуть более 40 % специалистов и руководителей с высшим и средним специальным образованием);

- низкий уровень механизации работ (примерно 15 %)

 

4.      Основные направления совершенствования торговли

Основные направления развития торговли:

- обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства, совершенствование мер тарифного и нетарифного регулирования в сфере оборота потребительских товаров ;

- повышение влияния субъектов торговли на производителей продукции в целях обеспечения производства востребованных на потребительском рынке товаров, расширения и обновления их ассортимента, повышения качества ;

- совершенствование механизмов взаимодействия производителей товаров с оптовыми и розничными организациями, повышение эффективности работы оптовой торговли в товароснабжении розничной сети и индивидуальных предпринимателей ;

- совершенствование  организационных структур управления торговлей, а также организационно - правовых форм субъектов торговли ; 

- проведение работы по концентрации розничной торговой сети на основе создания торговых объектов в формате гипер- и супермаркетов ;

- увеличение количества магазинов, работающих по методу самообслуживания, оснащённых  платёжными терминалами для осуществления расчётов с применением банковских пластиковых карточек и автоматизированными комплексами, предусматривающими учёт движения товаров и денежных средств;

- развитие систем дисконтных продаж, внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам и другие подобные формы).

 

5.      Торговая организация как хозяйствующий субъект рыночной экономики

Вопрос о сущности и содержании понятия «предприятие» следует рассматривать с разных сторон: организационно-экономической, правовой, места и роли предприятия в системе общественного производства.

С организационно-экономической точки зрения предприятие представляет собой совокупность материальных, трудовых и финансовых средств, надлежащим образом организованных для производства продукции, выполнения каких либо других работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществление социально-значимых функций.

Очень важным моментом является также вопрос о праве предпринимать решения по всем видам и результатам своей деятельности на рынке и нести ответственность за свои действия.

Понятие предприятия имеет и правовую основу. Оно обязательно должно быть юридическим лицом.

Предприятие – это первичное, основное звено общественного производства, самостоятельный хозяйственный субъект, c правом юридического лица, созданное для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли или осуществления специальных социально значимых функций.Данное определение относится к любому предприятию.Основными признаками (чертами) предприятия являются:- организационное единство;- экономическая обособленность;- экономическая самостоятельность;- хозяйственно-оперативная самостоятельность;- обособленное имущество; - имущественная ответственность;- единоналичие;Участие в хозяйственном обороте от собственного имени. 

Организационное единство предполагает определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой, объединенный общим процессом труда.

Экономическая обособленность предполагает обособление экономических ресурсов, возмещение затрат за счет собственных средств, присвоение результатов работы, наличие целей деятельности.

Экономическая обособленность порождена отношениями собственности и предполагает полную экономическую и хозяйственно-оперативную самостоятельность.Экономическая самостоятельность предполагает влияние предприятия на порядок своей деятельности.В соответствии с законодательными и нормативными актами

 

6.      Виды и хозяйственно-правовые формы торговых организаций

Республики Беларусь субъекты хозяйствования самостоятельно определяют:-   численность и структуру персонала;-   формы и системы оплаты труда;-   поставщиков и покупателей; ассортиментную политику и политику ценообразования (в рамках действующего законодательства).Хозяйственно-оперативная самостоятельность предприятия проявляется в рамках нормативных актов, регулирующих деятельность субъектов хозяйствования.Совокупность черт предприятия придает ему целостность как особому, отдельному звену хозяйственной системы.Торговое предприятие - это первичное, основное звено сферы торговли, ее самостоятельный хозяйственный субъект с правом юридического лица созданный для закупки, хранения, реализации товаров и представления разного рода сопутствующих услуг в целях удовлетворения рынка и получения прибыли.Основной функцией торгового предприятия является продажа товаров народного потребления, которая характеризуется сменой товарной формы стоимости в денежную.Для торгового предприятия характерны три основных признака: экономический, организационный и правовой.Экономический признак означает осуществление цикла торгово-хозяйственной деятельности, обособление имущества, полный хозяйственный расчет, наличие собственных основных и оборотных средств.Организационный признак предусматривает, чтобы предприятие представляло собой единое целое с внутренней структурой управления в соответствии с Уставом или Положением.Правовой признак характеризует предприятие как юридическое лицо, которое имеет счет в банке, совершает коммерческие сделки от своего имени.

Юридическим лицом, согласно ст. 48 ГК РФ, признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 

Юридические лица могут быть образованы в форме организаций коммерческих и некоммерческих.

 

Коммерческие организации создаются для ведения бизнеса и соответственно получения прибыли.

 

Некоммерческие организации, по общему правилу, отличаются от коммерческих тем, что они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

 

Все большую роль для предпринимателей играют саморегулируемые организации. Согласно ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» саморегулируемая организация — это некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая своей основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.

 

Создавая коммерческую организацию для ведения бизнеса, учредители должны учесть те особенности, которые имеет каждая организационно-правовая форма, и выбрать наиболее оптимальную из форм с точки зрения вида предпринимательской деятельности, своих финансовых возможностей, специфики рынка, наличия партнеров, стратегии и тактики ведения бизнеса и т.д.

 

Достаточно хорошо правовые возможности ведения бизнеса характеризует хозяйственно-правовая компетенция юридического лица. Различают следующие виды хозяйственно-правовой компетенции:

 

1) общую;

 

2) ограниченную;

 

3) специальную;

 

4) исключительную.

 

Наличие общей компетенции дает возможность предпринимателю осуществлять любой законодательно допустимый вид предпринимательской деятельности. Общая компетенция характерна для большинства коммерческих организаций.

 

В случае, если учредители определят предназначение фирмы в определенной сфере бизнеса, они могут установить ограниченную компетенцию такой организации, указав на это в учредительных документах фирмы (например, ограничения на розничную торговлю в уставе оптовой организации).

 

Сделки, совершенные организацией в противоречии с целями ее деятельности, определенно ограниченными в учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ. Разъяснение об этом дано в п. 18 Постановления №6/8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"