Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:51, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на 62 экзаменационных вопроса по дисциплине "Товароведение"
1. Торговля как вид предпринимательской деятельности. Формы осуществления торговли
2. Государственное регулирование торговой деятельности
3. Современные проблемы торговли
...
62. Управление оборотными средствами63Планирование потребности торговых организаций в оборотных средствах

Работа состоит из  1 файл

шпоры.doc

— 624.50 Кб (Скачать документ)

Различают следующие виды материалов, характеризующие конъюнктуру торговли:- Конъюнктурные обзоры – охватывают все стороны торговой конъюнктуры;-  Конъюнктурные информации – освещают конъюнктуру торговли по ограниченному кругу вопросов;-  Экспресс-информации – содержат отдельные цифровые материалы и факты, характеризующие конъюнктуру  торговли отдельными товарами;В обзорах освещаются следующие основные вопросы конъюнктуры:-  Выполнение плана  товарооборота отдельными организациями;- Состояние торговли продовольственными товарами и непродоволь-ственными товарами (по важнейшим группам)

- Изменения в спросе на товары по сравнению с прошлым кварталом и аналогичным периодом прошлого года;

- Отсутствие в продаже отдельных товаров и его причины;

- Привлечение дополнительных источников для обеспечения плана това-рооборота;

- Поступление новых товаров,  в том числе от местной промышленности;

- Сокращение ассортимента товаров, пользующихся спросом (какие товары и какими поставщиками сняты с производства);- Качество поставляемых товаров, их маркировка и упаковка;- Тенденции изменения уровня товарных запасов;- Факторы, влияющие на выполнение плана товарооборота на предстоящий прогнозный период.

29.Товарооборот как экономическая категория и показатель деятельности торговой организацииРозничный товарооборот – количественный показатель, характеризующий объём продаж.

         Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом предприятий розничной торговли и общественного питания, независимо от формы собственности, является продажа потребительских товаров населению.

         Экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары, выражают экономическую сущность розничного товарооборота: розничный товарооборот характеризует завершение процесса обращения, товары переходят в собственность потребителей, потребляются или же образуют потребительский фонд, т.е. выпадают из сферы обращения и перестают быть товарами.

          Розничный товарооборот – это важнейший показатель работы торгового предприятия. Он характеризует объём деятельности предприятия, от него зависит объём дохода и прибыли.

          Значение товарооборота необходимо рассматривать на уровне государства и на уровне конкретного торгового предприятия.

           На государственном уровне значение показателя «объём и структура товарооборота» состоит в следующем:

           1. Розничный товарооборот является одним из важных показателей социально-экономического развития страны. Он характеризует состояние национальной экономики важнейшие пропорции в системе расширенного воспроизводства между производством и потреблением, между потреблением и накоплением, спросом населения и предложением, розничной продажей и денежным обращением.

           2. Розничный товарооборот характеризует объём реализованных покупательных фондов потребителей, которые получены как оплата труда и обмениваются в розничной торговле на товары соответственно спросу населения.

           3. Розничный товарооборот – важное звено в процессе осуществления экономического закона распределения по труду. Денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на нужные товары.

           4. Розничный товарооборот является одним из важных показателей уровня жизни, материального и культурного, населения страны.

          Розничный товарооборот измеряется стоимостными и натуральными показателями, показателями прироста и объёма продаж в расчёте на душу населения.

          Розничный товарооборот делится на:

- розничный товарооборот торговли;

- розничный товарооборот общественного питания.

         В розничный товарооборот торговли включается:

1. Продажа товаров населению:

- за наличный расчёт;

- по безналичному расчёту, а именно по банковским пластиковым карточкам, чекам, электронным картам, по перечислениям денежных средств со счетов вкладчиков банков, по кредитам банков;

- в кредит – включается в розничный товарооборот по моменту отпуска товаров покупателям по ценам фактической реализации;

- по почте - включается в розничный товарооборот по моменту сдачи посылки отделению связи;

- в магазинах беспошлинной торговли, комиссионных магазинах (отделах), на аукционах – включается в розничный товарооборот по ценам их реализации;

- по образцам и с использованием электронных средств связи - включается в розничный товарооборот по времени доставки их покупателю;

- на борту самолётов, на судах речного флота, в пассажирских поездах – учитывается в розничном товарообороте по моменту сдачи денежной выручки в кассу своей организации;

- со складов и непосредственно с лесных участков лесоматериалов и древесного топлива, леса на корню - включается в розничный товарооборот по моменту их отпуска.

2. Продажа рабочим и служащим форменной одежды со складов материально-технического снабжения организации - учитывается в розничном товарообороте по времени её выдачи в размере оплачиваемой работником стоимости.

3. Стоимость товаров, выданных населению по всем видам выигрышей (де-нежно-вещевым лотереям и тому подобное) - включается в розничный товарооборот по их фактической стоимости по моменту отпуска товаров.

4. Стоимость проданных по подписке печатных изданий (книг, газет, журна-лов), изданий видео - включается в розничный товарооборот по моменту оформления подписки без учёта стоимости доставки.

5. Стоимость упаковки, не входящей в цену товара, и стоимость проданной населению порожней тары.

6. Стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом стоимости возвращённой населением порожней стеклянной посуды и стоимости стеклянной посуды, принятой от населения в обмен на товар.

7. Продажа по безналичному расчёту продовольственных и непродоволь-ственных товаров исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингенту за счёт их личных денежных средств.

8. Продажа товаров, принятых на реализацию от юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, включается в розничный товарооборот в ценах их реализации.

9. При продаже отдельным категориям населения со скидкой некоторых товаров (лекарственных средств, топлива, транспортных средств и других товаров) в розничный товарооборот включается та часть стоимости товаров, которая оплачена населением.

10. Выручка от продажи товаров населению за иностранную валюту учитывается в розничном товарообороте в пересчёте на белорусские рубли по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на день продажи товаров.

11. Организации сельского хозяйства в объём розничного товарооборота включают продажу населению сельскохозяйственных продуктов, цветов, рассады, скота, живой птицы, концентрированных кормов, фуража, сена, соломы,  продовольственных и непродовольственных товаров.

         Структуру розничного товарооборота определяет соотношение между продовольственными и непродовольственными товарами.

       

30Факторы, определяющие объём и структуру розничного товарооборота .31Методика анализа розничного товарооборота

32Методы планирования и прогнозирования розничного товарооборота .Резервы роста розничного товарооборота

Анализ розничного товарооборота предприятия (организации)

     Методика экономического анализа розничного товарооборота включает:

1) изучение выполнения плана розничного товарооборота в целом по предприятию и в разрезе структурных подразделений; изучение розничного товарооборота по составу (продажа населению и предприятиям, учреждениям и организациям); по отдельным организационным формам розничной торговли (стационар, передвижная, посылочная); по применяемым методам продажи (самообслуживание, традиционные методы, с применением автоматов, по каталогам, предварительным заказам, продажа за наличные и безналичные рубли и т. д.); исследование влияния важнейших факторов на объём розничного товарооборота.

2)   построение индексной цепочки взаимосвязи показателей;

3) выявление внутренних резервов увеличения объёма товарооборота и улучшения его ассортиментной структуры;

           Анализ розничного товарооборота производится в фактических и сопоставимых ценах в следующей последовательности:

а) изучается объём розничного товарооборота, динамика, состав, структура в целом по торговому предприятию и в разрезе подведомственных подразделений, по методам продажи, в разрезе ассортиментной структуры товарооборота;

б) строится индексная цепочка взаимосвязи показателей;

в) делается факторный анализ;

г) выявляются резервы роста;

д) определяются возможности учёта неиспользованных резервов при плани-ровании объёма реализации на будущий период.

        Развитие розничного товарооборота оценивается с применением следующих видов анализа:

- оперативного;

- сравнительного;

- стратегического.

        Оперативный анализ осуществляется по данным ежедневного учёта продаж в стоимостном исчислении в целом по предприятию, его подразделениям на основе применяемого по предприятиям метода учёта реализованного спроса.

        Сравнительный анализ розничного товарооборота проводится в целях оценки позиций предприятия на рынке и выявления резервов роста продаж в сравнении с другими предприятиями, с достижениями наиболее удачливых конкурентов.

        При проведении сравнительного анализа чаще всего используются методы группировок, ранжирование, логический, прямого сравнения.

        При анализе динамики розничного товарооборота необходимо определить следующие показатели: темпы роста и прироста товарооборота (базисные и цепные); абсолютный прирост; абсолютное значение одного процента прироста и среднегодовой темп роста или прироста.

           Одним из этапов анализа розничного товарооборота является оценка ритмичности и равномерности выполнения плана товарооборота. Анализ ритмичности по данным оперативного учёта производится с использованием графического метода и по коэффициенту ритмичности, который определяется отношением ежедневного фактического товарооборота (в пределах плана) к ежедневному плановому:

n

Кр = ∑  Tфi

         I=1  Tплi

 

где Кр – коэффициент ритмичности; Тфi – фактический товарооборот (не выше плана) за I- й день; Тплi – плановый товарооборот на i-й день; n – число дней в анализируемом периоде.

            Коэффициент ритмичности выражается числами от 0 до 1. Приближение показателя к 0 свидетельствует о неритмичности реализации, а к 1 – о более ритмичной работе розничного торгового предприятия.

             Коэффициент равномерности выполнения плана (Кравн) обычно определяют по следующим формулам:

                             _ 2

                    (X – X)                                σ ∙ 100

         σ = √ ————;                    V = ———;                  Кравн = 100 - V

                         n                                         X

 

где X – процент выполнения плана или темп изменения товарооборота за каждый месяц,  ‌ – процент выполнения плана товарооборота за год; n – число месяцев, кварталов, декад.

На развитие розничного товарооборота оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы.

Среди внешних факторов, влияющих на развитие розничного товарооборота, можно выделить следующие:

- состояние экономики в целом;

- уровень развитие конкуренции;

- динамику денежных доходов и расходов населения, структуру спроса;

- уровень развития промышленности и т.д

Внутренние факторы, влияющие на развитие розничного товарооборота, можно подразделить на факторы, связанные:

- с обеспечением товарными ресурсами;

- эффективностью использования трудовых ресурсов и основных средств;

- численностью обслуживаемого населения и его денежными доходами.

Факторы, связанные с обеспечением товарными ресурсами, влияют на объём розничного товарооборота через изменение величин запасов товаров на начало периода, поступления товаров, прочего выбытия и запасов на конец отчётного периода. При этом используется формула товарного баланса показателей розничного товарооборота:

 

Зн + П = Р + Пв + Зк,

 

Р = Зн + П – Пв – Зк,

 

где Р – объём розничного товарооборота, р.; Зн, Зк – товарные запасы на начало и конец отчётного периода, р.; П – поступление товарных запасов, р.; Пв – прочее выбытие (естественная убыль, уценка товаров), р.

 

            Положительное влияние на сумму товарооборота оказывает увеличение объёма поступления товаров, уменьшение прочего выбытия товаров и их остатка на конец периода.

            Влияние данных факторов на товарооборот определяют как разность между фактическими данными и плановыми или базисными.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Товароведение"