Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Реализация государственной политики выражается в претво­рении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает норма­тивно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает вы­работку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность вы­полнения мероприятий зависит от реалистичности поставлен­ных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………
Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….
Глава 3. Реализация государственной политики в современной России ……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список источников и литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

госуд.политика.docx

— 50.97 Кб (Скачать документ)

В основе типизации социальной политики лежат типы состояний общественной системы, соответственно выделяют: 1) социальную политику в социально устойчивых обществах; 2) социальную политику в  обществах, находящихся в системных  кризисах; 3) социальную политику в обществах, находящихся в состоянии деформации; 4) социальную политику переходного  периода. Мировой опыт государственного управления фиксирует две модели реализации социальной политики: 1) сакрально-патерналистская, характеризуется полной ответственностью государства за все, что связано с социальной сферой, абсолютное исключение форм участия граждан; 2) либеральная, представленная тремя вариантами – социал-демократическим, корпоративным, собственно либеральным.

 

Социальная политика характеризуется  множественностью целей и функций. Инструменты государственной социальной политики – социальное законодательство; система государственных социальных стандартов (социальные нормативы и  нормы). Методами разработки и реализации социальной политики являются социальное целеполагание, социальное прогнозирование, социальное программирование. Социальное целеполагание - разработка и закрепление  в практике государственного управления целевых социальных ориентиров. По сути, это формирование показателей  намеченного развития социальной сферы  государства на определенный период. Результат социального целеполагания  на долгосрочную перспективу – долгосрочная стратегия социального развития. В среднесрочной перспективе  – это разработка целевых социальных нормативов дохода и потребления (уровень  оплаты труда, размер прожиточного минимума, обеспеченность граждан жильем и  т. д.); в краткосрочной перспективе  – это разработка экономически подкрепленного, гарантируемого государством уровня социального  продвижения. Социальное прогнозирование - деятельность государства по разработке прогнозов социально-экономического развития страны. Прогнозируются демографическая  ситуация (уровень рождаемости, смертности, численность и половозрастная структура  населения и т. д.), состояние миграционных процессов, уровень безработицы, среднедушевого дохода и пр. Экономическое и социальное прогнозирование тесно взаимосвязаны. Социальное прогнозирование может быть отраслевым (здравоохранение, демография, культура), территориальным (федеральный и региональным уровень). Продуктом деятельности государства по социальному планированию являются минимальные государственные социальные стандарты, плановые показатели отраслевого развития (с обязательным экономическим обоснованием). Основа государственного социального планирования – социальное программирование - выражается в разработке государственных целевых программ, например, «Культура России», «Старшее поколение», «Преодоление последствий радиационных аварий» и т. д.

Важнейшим механизмом реализации государственной социальной политики является социальная защита, понимаемая в российском правовом поле как совокупность гарантированных государством мер, направленных на минимизацию влияния  факторов, снижающих качество жизни  граждан. Это защита и от возможных  нарушений прав, свобод личности, и  от административного произвола, и  от преступных посягательств на жизнь, здоровье, собственность, честь и  достоинство человека, других вредоносных  факторов. Согласно определению Международной организации труда социальная защита как комплекс мер включает: 1) стимулирование стабильной, оплачиваемой трудовой деятельности; 2) предотвращение и компенсацию части доходов в случае возникновения основных социальных рисков посредством социального страхования; 3) предоставление социальной помощи уязвимым группам населения, не являющимся участниками системы социального страхования; 4) доступ граждан к основным правам и услугам, таким, как образование, медицинская помощь. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективные и комплексные системы социальной защиты включают в себя: обязательное социальное страхование, социальную помощь, пенсионное обеспечение, систему государственных пособий. Основным источником финансирования и общим регулятором системы социальной защиты выступает государство.

Государственная региональная политика является методологически  наименее разработанным направлением государственной политики России. Принцип  размещения производительных сил, исходя из политических и экономических  интересов государства, как основа региональной политики СССР был забыт  при смене парадигмы развития России. В условиях экономического кризиса 1990-х гг. государство практически  не уделяло внимания развитию социально-экономических  отношений между регионами. Государственная  политика в этой сфере строится в  соответствии с «Основными положениями региональной политики в Российской Федерации», утвержденными Указом Президента РФ 3 июня 1996 г. № 803. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации. В практике государственного управления России понятия «регион» и «субъект РФ» тождественны. Документ фиксирует основные цели, задачи региональной политики на долгосрочную перспективу, методы и формы реализации региональной экономической политики, основные положения региональной политики в социальной и экологической сферах, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, рассматривает региональные аспекты национально-этнических отношений. В развитие «Основных положений региональной политики в Российской Федерации» были приняты Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне.

Альтернатива политике бюджетного выравнивания, активно обсуждаемая  сегодня, – политика поляризованного  развития, ставшая основой разработанной  Минрегионом России «Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Суть модели «поляризованного развития» сводится к концентрации (мобилизации) ресурсов государства и региона в тех точках, где, как ожидается, они принесут наибольшую отдачу. На территории России предполагается выделить несколько опорных регионов («полюса роста», «локомотивы роста»), исходя из следующих критериев: 1) в регионе наблюдается устойчивая тенденция к росту пассажиро– и грузопотока; 2) наличие в регионе научно-образовательного центра мирового или федерального значения; 3) в данном регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; 4) данный регион должен иметь высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал; 5) регион уже осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; 6) в данном регионе существует или может сложиться стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса; 7) в перспективе 10—12 лет данный регион может стать «девелопером» для соседних территорий.

Другими принципами новой  стратегии государственной региональной политики, по мнению Правительства  РФ, должны стать: «преференции за реформы», т. е. обеспечение равного доступа  населения всех регионов к бюджетным  услугам, гарантирующим реализацию конституционных прав граждан; синхронизация  действий, т. е. согласованность основных реформ, проводимых в стране и оказывающих  влияние на социально-экономическое  развитие регионов, а также направлений  государственной поддержки регионов и муниципальных образований; дифференцированность государственной политики регионального развития, т. е. определение различных целей развития для разных регионов; субсидиарность, т. е. децентрализация властных полномочий. Стратегическими целями региональной политики на данном этапе развития России являются: обеспечение глобальной конкурентоспособности страны и регионов; стимулирование процесса новой «регионализации» – консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменение структуры экономики; развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения; улучшение экологической ситуации в регионах для сбалансированности экономического развития; повышение качества управления и использования общественных финансов на субфедеральном уровне.

Приоритетами регионального  развития России, разработанными в  рамках названной Концепции, выступают: формирование сети «опорных» регионов; формирование региональных модулей  Национальной инновационной системы  России; создание условий для модернизации промышленности, поддержка и развитие конкурентоспособных экономических (территориальных производственных) кластеров; создание системы управления человеческими ресурсами, развитие региональной занятости населения; улучшение качества государственного и муниципального управления в регионах. Механизмы социально- экономического развития регионов: 1) генеральная схема пространственного развития страны, т. е. функциональное зонирование территории; 2) правовая поддержка развития регионов (ставится необходимость принятия федеральных законов «О пространственном развитии РФ» и «Об основах государственного регулирования регионального развития РФ»); информационные (система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей); организационно-финансовые (Межведомственная Комиссия при Минрегионе России, федеральные целевые программы).

Принятие и реализация рассмотренной стратегии развития регионов в краткосрочной перспективе  позволит достичь следующих результатов: увеличение скорости прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень  регионов и повышение их результативности; повышение уровня кооперации между  регионами и уменьшение барьеров на пути свободного перемещения между  ними ключевых ресурсов развития (человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и др.); повышение эффективности использования федеральных финансов; закрепление региональной политики в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах; появление рынка доступного жилья и модернизация системы ЖКХ. Среднесрочные результаты: повышение мобильности населения; формирование структуры из шести – девяти опорных регионов, являющихся лидерами развития страны и конкурентоспособных на мировом уровне; повышение количества выдаваемых ипотечных кредитов; интеграция в экономическое пространство страны приграничных территорий соседних государств. В долгосрочной перспективе – это следующие результаты: сохранение территориальной целостности страны; сокращение площадей официально выделяемых кризисных территорий; Россия оформит свой глобальный регион, сопоставимый с мировыми глобальными регионами.

 

 

Глава 3. Реализация государственной политики в современной России

 

Приоритетные направления  государственной политики современной  России – сферы образования, здравоохранения, развитие жилищной сферы и сельское хозяйство. Основным механизмом реализации политики является программный подход. Производной программного подхода  можно считать практику разработки и реализации национальных проектов, посредством которых предлагается решить проблемы в указанных сферах. Идея национальных проектов – президентская  инициатива, озвученная в начале сентября 2005 г. Основная работа по их реализации возложена на Правительство РФ, контроль за деятельностью которого будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, созданный Указом Президента РФ от 21 октября 2005 г. № 1226. Председатель Совета – Президент РФ. Реализация национальных проектов, начавшаяся 1 января 2006 г., финансируется из федерального бюджета, в 2006 г. – это 134,5 млрд. руб., в том числе: здравоохранение – 62,6 млрд., образование – 30,8 млрд., программа «Доступное жилье» – 21,9 млрд., развитие сельскохозяйственного комплекса – более 19 млрд. руб., их содержание заключается в следующем.

1. Здравоохранение. Направления  – повышение эффективности первичной  медицинской помощи; профилактика  заболеваний; освоение новых технологий  в медицине. Результаты: повышение  заработной платы некоторым категориям  медперсонала на 5 и 10 тыс. руб.; замена около 25 тыс. машин -«неотложек»; финансирование закупок медикаментов, машин «скорой помощи» на сумму 3,5 млрд. руб. В регионах в течение 2006—2007 гг. планируется построить 15 высокотехнологичных медицинских центров. Комплекты современного диагностического оборудования получат более 10 тыс. поликлиник.

 

2. Образование. Направления  – формирование сети национальных  университетов; информатизация отрасли;  поддержка талантливой молодежи; развитие профессиональной системы  подготовки в армии. По результатам  конкурса инновационных образовательных  программ 30 вузов страны и шесть  тысяч школ ежегодно будут  получать денежные гранты. Создание двух бизнес-школ мирового уровня планируется в Москве и Санкт-Петербурге, двух национальных университетов – в Южном и Сибирском федеральных округах. Дополнительные выплаты получат учителя за классное руководство, ежегодно 10 тысяч учителей страны будут выплачены премии по 100 тысяч руб. Планируется повышение оплаты труда учителей, научных сотрудников, увеличатся надбавки за ученые степени.

3. Доступное жилье. Основное  внимание сосредоточено на увеличении  объемов ипотечного кредитования  и жилищного строительства. Посредством  снижения ставки рублевых кредитов  с 14 % до 8 % и повышения сроков  их выплат планируется увеличение  количества ежегодно выдаваемых  ипотечных кредитов через четыре-пять  лет до 1 млн., а объемов кредитования  населения – до 415 млн. руб./год.  Снижение ставок будет происходить  постепенно: к 2007 г. до 11 %, к 2010 г. до 8 %. Программа по обеспечению  граждан доступным жильем будет  реализована в три этапа, к  2010 г. планируется введение в  строй порядка 80 млн. кв. м нового  жилья, доля воспользовавшихся  ипотекой семей должна увеличиться с 8% до 30%.

4. Сельское хозяйство.  Направления – развитие животноводства, поддержка малых и средних  хозяйств. Модернизация животноводческих  комплексов к 2008 г. должна составить  12%, ожидается увеличение производства  мяса почти на четверть от  сегодняшних объемов. Россельхозбанк сформулировал условия для предоставления кредитов субъектам малого агробизнеса, выдача которых началась с января 2006 г. На субсидирование процентных ставок по этим кредитам из федерального бюджета выделено более 6 млн. руб.

Государственная политика России не ограничена реализацией национальных проектов. Основные направления деятельности Правительства РФ и приоритетные цели развития всех сфер народного  хозяйства определены в Программе  социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006—2008 годы). Стратегические цели развития страны на среднесрочную перспективу: повышение благосостояния населения  и уменьшение бедности на основе динамичного  и устойчивого экономического роста. Их достижение возможно при обеспечении  неуклонного роста конкурентоспособности  России. Главный индикатор успешности проводимой государством политики –  удвоение ВВП за 10 лет. Для этого  требуется создать гибкую, эластичную, быстро реагирующую на изменения  внешних условий экономическую  систему. Обеспечение равных условий  конкуренции для организаций  всех форм собственности при ясных  и прозрачных правилах игры – главная  задача Правительства РФ в сфере экономики.

Информация о работе Государственная политика