Государственная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая государственная жилищная политика.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Особенности  реализации государственной жилищной политики

    1. Понятие государственной жилищной политики
    2. Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
    3. Государственное регулирование жилищной сферы

ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне

    1. Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
    2. Региональные особенности реализации государственной жилищной политики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список используемой литературы 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

     Преобразования, осуществляемые в России в последнее  десятилетие, кардинально изменили облик страны, ориентиры общественного  развития, внесли существенные изменения  в социальную структуру общества. Радикальные реформы, признанные повысить уровень жизни населения, главным образом за счёт движения к рыночной экономике западного образца, оказались сопряженными со многими негативными последствиями, с обострением всех социальных проблем, в том числе и жилищной.

     Жильё является одним из главных оснований бытия человека, его жизнедеятельности. Для того чтобы, вести здоровый образ жизни, полноценно трудиться, растить детей, приобретать и обновлять знания человек должен иметь, прежде всего, жильё, доступ к ресурсам: социальным, экономическим, политическим духовным и т.д., позволяющим ему вести достойное существование. Без учёта данных факторов любые реформы, в том числе и жилищная, обречены на провал. Этим, в первую очередь, обусловливается актуальность избранной темы.

     Актуальность  работы определяется современным этапом развития российского общества, проведением социально-политических и экономических преобразований в условиях перехода к экономике рыночных отношений.

     Жилищная  политика как социальное явление, как  часть процесса современных преобразований в обществе осуществляется с большими трудностями и сопровождается нередко не спрогнозированным тяжелейшим кризисом, охватывая все сферы реформируемой социальной жизни.

     В России жилищный вопрос всегда был  и остаётся актуальным. Этому способствует ряд факторов: дефицит ресурсов для расширенного воспроизводства жилья, отсутствие денег у абсолютного большинства населения, постоянный приток в Россию беженцев и вынужденных переселенцев из стран ближнего зарубежья и «горячих точек», продолжающаяся урбанизация и рост городов и т.д.

     К наиболее важным факторам, определяющим актуальность работы, относятся:

  • Недостаточная разработанность теоретико-методологического обоснования социологического анализа жилищной политики в России;
  • Потребность в выработке скоординированных эффективных мер в реализации жилищной реформы;
  • Необходимость более четкого обоснования и законодательного регулирования региональных жилищных программ.

     Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.

     В соответствии с целью настоящей работы поставлены и решаются следующие задачи:

  1. Проанализировать особенности реализации государственной жилищной политики;
  2. Раскрыть понятие, основные цели, задачи и принципы государственной жилищной политики;
  3. Рассмотреть законодательные основы реализации государственной жилищной политики;

     Жилищная  политика во все времена и во всем мире была одной из самых сложных, социально-противоречивых и социально-приоритетных проблем. В период сложившегося в  настоящее время кризиса в  стране очень тяжело заранее спрогнозировать  развитие жилищной политики. Хотя это необходимо для того, чтобы исключить негативные последствия, трудности в разрешении жилищного вопроса. Отсутствие прогноза затрудняет решение проблем жизнедеятельности людей, зависящих от жилищно-бытовых условий. Таким образом, анализ жилищной политики не только на федеральном, но и на региональном уровне усиливает актуальность темы дипломного проекта. 

 

    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ 

    1.1 Понятие государственной  жилищной политики 

     Одним из важнейших направлений социально-экономических преобразований в стране является реформирование и развитие жилищной сферы, создающей необходимые условия для проживания и жизнедеятельности человека. Стратегической задачей функционирования данной отрасли является создание условий для устойчивого и эффективного экономического оборота жилищного фонда, в рамках которого удовлетворяются жилищные потребности граждан, поддерживаются и развиваются стандарты качества строительства и содержания жилья, воспроизводятся положительные импульсы для развития других секторов.

     Существует  много определений понятия «жилищная  политика». Следует отметить некоторые  из них:

  • Под жилищной политикой в целом понимается совокупность целей и способов действий по их реализации, формируемых органами власти и управления и отражающих наиболее предпочтительные направления развития жилищной сферы.
  • Под жилищной политикой понимается деятельность государства и муниципальных образований, направленная на обеспечение граждан Российской Федерации качественным жильем как путем прямого участия в строительстве или субсидирования приобретения жилья, так и с помощью создания эффективных механизмов, способствующих самостоятельному решению гражданами жилищной проблемы.
  • Жилищная политика представляет собой совокупность мер, направленных на создание условий и упорядочение процессов, обеспечивающих возможность свободного выбора, способа удовлетворения индивидуальных жилищных потребностей всех категорий населения, имеющих различные доходы.

     Второе  определение в большей степени раскрывает сущность жилищной политики государства и дает более точную оценку направлениям, которые включает в себя государственная жилищная политика. Конечно, это далеко не все направления, которые реализуются, как на федеральном, так и на региональном уровне, их гораздо больше, но в этом определении довольно четко отражена специфика деятельности государства в жилищной сфере.

     Жилищная  сфера в настоящее время находится  в состоянии переходного периода, характеризующегося поворотом от административно-распределительной и централизованно-управляемой системы к открытой, свободной, основанной на превращении жилища в товар, на самостоятельном взаимодействии хозяйствующих субъектов, повышении статуса потребителя жилья, удовлетворении потребностей населения в жилье на основе спроса и предложения.

     Несмотря  на трудности выработки и принятия хозяйственных решений, жилищная сфера  начала активное движение в сторону  формирования рынка жилья и быстро адаптируется к рыночным принципам.

     Для того чтобы выработать наиболее верную жилищную политику, необходимо понять, каких целей требуется достичь и какой должен быть метод достижения желаемых результатов. При этом нужно также располагать достаточным количеством действенных политических документов и иметь представление об их эффективности и, в первую очередь, о степени воздействия предлагаемых механизмов для достижения цели и быстродействия.

     На  федеральном уровне в настоящее  время ставится задача достижения жилищной обеспеченности 18 - 20 кв. м общей площади  на одного гражданина, для этого необходимо решить множество подцелей в увязке с временными факторами.1

     В условиях развития рынка жилья, предполагающего  наиболее полное удовлетворение жилищных предпочтений населения, можно формулировать  множество целей, определяющей процесс, связанный с принятием государством стратегического курса решения жилищной проблемы, сформулированного в Конституции РФ.

     Следует понимать при этом, что ни один из известных законодательных документов не имеет прямого контакта с целями в современных условиях. Об этом свидетельствует та реальная практика с обеспечением населения жильем в условиях становления рынка, когда провозглашенные политические и законодательные документы содержат инструменты достижения цели, а развитие жилищной системы зависит, в первую очередь, от строительного производства, уровня доступности цен на жилье для населения и т.д.

     Население привыкло к максимальной социальной опеке со стороны государства  и другой более жесткий вариант  может принести к социальным конфликтам.

     Представляется, что в условиях экономики переходного периода формирование жилищной политики должно рассматриваться как совокупность классических теорий рынка жилья, дополненная, что чрезвычайно важно, анализом особенностей трансформационных процессов в каждом из регионов, а также рядом гипотез (или механизмов), подтвержденных в процессе их реализации практикой.

     Одной из важнейших характеристик жилищной политики выступает участие (активность) государства.

     Классифицируя степень воздействия государства  на экономику, можно выделить четыре основных способа влияния государства на жилищную политику и систему в целом.

  1. Непосредственное обслуживание. Здесь, очевидно, следует отметить систему технического обслуживания и содержания жилищного фонда, которая, получая значительную роль дотаций из местных бюджетов, по существу является государственной.
  2. Регулирование и контроль. Государство регулирует развитие частного предпринимательства в жилищной сфере через систему стимулирования льготного налогообложения, конкурсного привлечения для выполнения отдельных функций. Регулирование также необходимо в сфере инженерной инфраструктуры, где имеет место монопольный характер производства (водоснабжение, энергоснабжение и т.д.). Государственные органы разрешают таким организациям получать разумную прибыль, но ограничивают их возможности повышать цены, поскольку общество зависит от предоставления такого рода услуг.

     3. Стабилизация и развитие. Государственные органы пытаются удержать под контролем резкие колебания строительного производства от роста к спаду, устанавливая льготные налоговые условия, формируя соответствующее, адекватное рынку правовое обеспечение, осуществляя расходы на жилищное строительство и инженерную инфраструктуру.

     4. Прямое воздействие. Государство осуществляет социальную поддержку в виде жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также приобретение и строительство жилья через программы адресной помощи малоимущим, военным, мигрантам.

     Вместе  с тем необходимо подчеркнуть, что  значительная роль форм участия государства  проявляется в издании законов и распорядительных документов, создающих предложения или запреты. Эта деятельность имеет большое влияние на развитие жилищной политики.

     Анализируя  объемы государственных расходов на развитие жилищной сферы, можно сделать  вывод о смещении акцентов: на региональном уровне повышается экономическая самостоятельность решений социальных задач и в том числе жилищной проблемы. На федеральном уровне приоритетным направлением становится формирование законодательно-правовой базы по принципиальным подходам к реализации жилищной политики.

     На  цели и задачи жилищной политики объективно влияют масштабы и структура ресурсов: производственная, социальная и инженерная инфраструктура, местная строй-индустрия  и промышленность строительных материалов, трудовые, природные и, что в современных условиях наиболее важно, финансовые источники, степени развития рыночных механизмов.

     В зависимости от финансово-экономических, градостроительных, демографических, фондовых и других факторов, жилищная политика может иметь различные целевые установки: приоритетное развитие жилищного строительства, повышение доли реконструируемого жилья, активный или замедленный снос не подлежащего амортизации жилья, соотношение жилой площади, реализуемой на бесплатной и коммерческой основе, развитие приватизационных процессов и т.д. Если цели жилищной политики можно считать выявленными, то определяется характер активной политики в рамках процесса перехода к рынку.

     В результате реализации жилищной реформы  в России, в некоторых регионах, удалось стабилизировать жилищное строительство, изменить структуру жилищного фонда по формам собственности в направлении увеличения частного жилья, активизировать приток внебюджетных инвестиций. При этом важнейшим направлением жилищной политики явилось создание правовой основы, регулирующей все направления деятельности органов государственной власти в области жилищного законодательства.

Информация о работе Государственная жилищная политика