Государственная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая государственная жилищная политика.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Жилищное  законодательство — это отраслевое законодательство, нормы которого регулируют определенную область общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений). Она (отрасль) не может состоять из «чужих» отношений (норм). Данная позиция высказана в связи с тем, что существует иная точка зрения. Например, в одном из Комментариев к ЖК РФ разъясняется следующее: «ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникшие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие». Такой подход не основывается на нормах ЖК РФ, в частности ст. 4 и 5, где говорится о том, что жилищное законодательство регулирует только жилищные отношения.

     Несмотря  на то, что в целом ЖК РФ отражает сложившиеся рыночные отношения в жилищной сфере, по ряду вопросов отменяет или ограничивает жилищные права граждан. Конечно, в действующем Кодексе теперь имеется определенная статья (ст. 11) о защите жилищных прав граждан и других участников жилищных отношений. Большинство вопросов, в том числе любые случаи выселения граждан из жилого помещения (принудительного лишения прав на жилище), должны разрешаться только в судебном порядке, т.е. они находятся в компетенции судов общей юрисдикции. Ранее (в ЖК РСФСР) допускалось выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение и из домов, грозящих обвалом.

     Касаясь условий обеспечения граждан  жилыми помещениями в настоящее  время, следует отметить, что ЖК РФ не предусмотрено обеспечение граждан  ведомственным жильем, т.е. в жилых домах организаций. Сужены жилищные права граждан в части обмена жилых помещений и получения жилья в натуре при сносе дома 9

     Список  нововведений, затрагивающих интересы многих групп населения, может быть продолжен, но из выше изложенного понятно, почему 61 % опрошенных респондентов считает, что изменения, внесенные и вносимые Жилищным Кодексом, касаются их лично и их семей и являются негативными. Надежду на улучшение своих условий проживания связывают принятием изменений в Жилищный Кодекс лишь 6 % россиян. В целом считают жилищную реформу правильной, но боятся ухудшения своего положения 18 % участников опроса, в основном представляющих среднедоходные группы. Люди с высокими доходами чаще считают данную реформу вредной по своим последствиям для всех. Как показало исследование, нововведения в Жилищный Кодекс воспринимаются во всех группах респондентов как угроза, посягательство на одно из важнейших прав человека – право на жилье, при этом чем выше уровень образованности и информированности граждан о нововведениях, тем скептичнее они относятся к инновациям в жилищной политике российского государства.10

     Особенную остроту новые нормы Кодекса  приобретают в связи с проводимой политикой жилищно-коммунальной реформой, по которой их реализация ставит тех же малоимущих под угрозу потери даже имеющегося у них недостойного для человека жилья.

     В целом Кодекс подчинен единственной задаче, которую решает для себя Федеральный центр: сбросить социальные обязательства государства с  федерального бюджета и переложить их на регионы. Региональные власти, в свою очередь, «делегируют» их органам местного самоуправления. А итог замыкается на снижении уровня жизни населения муниципальных образований.

     Как признают социально ориентированные  разработчики – депутаты Госдумы, Кодексу нужна доработка по многим позициям, включая противоречия с ГК РФ, ЗК РФ, многими федеральными законами вплоть до Конституции РФ.11

     Эти и другие статьи свидетельствуют  о том, что Жилищный Кодекс Российской Федерации не решит всех вопросов в правовом отношении, и, следовательно, на практике будут возникать споры, которые необходимо решать в судебном порядке. В связи с этим, как и ранее, жилищное законодательство остается проблемным с точки зрения его применения и защиты жилищных прав граждан. Соответственно имеющиеся правовые проблемы в области жилищных отношений необходимо решать путем внесения изменений и дополнений в Жилищный Кодекс Российской Федерации, а также путем принятия других федеральных законов. 

    2.2 Региональные особенности  реализации государственной жилищной политики 

     Региональная  жилищная политика направлена на регулирование  отношений, возникающих в результате обеспечения населения определенными  благами. В основу региональной жилищной политики должен быть заложен принцип  социальной справедливости, что означает для человека возможность выбора жилищных условий (владение или наем), что снижает остроту социальных конфликтов.

     В основе жилищных преобразований в стране должна быть концепция развития жилищного  рынка как на федеральном, так  и на региональном уровнях, имеющая социальную направленность, заботу о человеке. Бюджетными средствами должны быть обеспечены малоимущие граждане. Все остальные должны иметь возможность, накапливая собственные средства и пользуясь государственной помощью, приобретать жилье в кредит или арендовать квартиры.12

     Как отмечалось в Федеральной целевой  программе «Жилище» на 2002—2010 годы», начавшаяся реформа в жилищной сфере  стала поворотом от планово-административных методов регулирования к рыночным механизмам при соблюдении социальных гарантий жилищных прав малоимущих граждан и иных категорий населения, а право собственности на жилье, рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в этой сфере.

     В 2001 г. разработан и принят ряд программных  документов, касающихся реформирования жилищной сферы. В 2004 г. общее количество программ, финансировавшихся из федерального бюджета, значительно сократилось, но программа «Жилище» осталась в федеральном списке и была признана в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

     В сентябре 2001 г. Постановлением Правительства  РФ была принята новая редакция Федеральной  целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы.

     При всех издержках жилищная реформа  в 2001—2006 гг. осуществлялась в соответствии с рыночными принципами, а именно была осуществлена приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда, создано множество частных собственников жилищного фонда; сформировался рынок купли-продажи жилья, который стал важным фактором жилищных отношений; произведена передача ведомственного жилищного фонда и других объектов социального назначения в муниципальную собственность, что позволило снять нагрузку социальных функций с промышленных предприятий и повысить эффективность их деятельности.

     Для успешной реализации национального  проекта была необходима системная  подготовка, предусматривающая переходный период. Но это не было сделано, в  результате чего образовался разрыв между спросом на жилье и предложением, спровоцировавший рост цен.

     Анализ  сложившейся ситуации в жилищной сфере показывает, что в ходе реформ этой сферы переоценены саморегулирующие возможности рыночных механизмов, не изучены последствия монополизированного  рынка услуг; не учтено, что жилищная необеспеченность, неудовлетворительное состояние обслуживания жилья, низкое качество коммунальных услуг поддерживает и обостряет недовольство населения своим жизнеустройством. Прогнозы об активизации участия населения как собственников в управлении жилищной сферой не оправдались; будучи теоретически вполне обоснованной, концепция реформирования жилищной сферы оказалась не мотивированной интересами населения.

     На  жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов РФ, чем  и объясняется в значительной мере его высокая инерционность. Одной из приоритетных задач федеральной жилищной политики является усиление социальной защиты малообеспеченных семей при оплате ЖКУ и приобретении комфортного жилья. Наиболее напряженный этап, связанный с ростом тарифов и услуг жилищно-коммунального комплекса, в большей степени можно считать преодоленным, однако по объективным причинам продолжается дальнейшее удорожание коммунальных услуг, обусловливающих снижение уровня жизни наименее обеспеченной части населения. Нуждаются в совершенствовании правовые и экономические условия, стимулирующие развитие жилищного фонда и его социального использования, модернизация инфраструктуры адекватной специфике рынка жилищных услуг. Без изменения системы финансирования и управления жилищной сферой ее эффективное функционирование невозможно.

     Успешная  реализация федеральной целевой  программы «Жилище» зависит от степени  эффективности государственной  жилищной политики в каждом регионе. В этой связи актуальны систематическое изучение общественного мнения, изучение отношения населения к проводимым реформам, и на основе эмпирических исследований — разработка практических рекомендаций на региональном и муниципальном уровнях по снижению негативного потенциала издержек реформ жилищной сферы.

     В 2010 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена новая программа «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы». Однако пока проанализировать результаты данной программы невозможно, т.к. первый год реализации программы – 2011 год.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проблема  улучшения жилищных условий в  настоящее время одна из наиболее острых в России. Состояние жилищного  фонда и наличие доступного и  комфортного жилья для различных  категорий граждан наглядно отражают степень социально-экономического развития страны, уровень жизни населения и социальный климат в обществе.

     Улучшение жилищных условий является одним  из основных показателей повышения  благосостояния граждан, предпосылкой политической и экономической стабильности государства.

     Очевидно, что сегодня наступил тот момент, когда активное формирование комфортного  и рационального пространства для  проживания населения России становится одной из важнейших задач государственной  политики.

     Жилище  не только является продуктом труда  и потребительским товаром, но и выполняет комплекс специфических, присущих только ему функций, отличных от других потребительских товаров длительного пользования. Оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности, являясь той материальной основой, на которой развивается и строится семья. Только человек, который имеет достойные условия проживания, способен производительно трудиться, создавая базу как своего благосостояния, так и всех своих сограждан.

     Экономические и политические факторы, обусловливающие  прямое вмешательство государства  в жилищную систему, часто перевешивают социальные. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы.

     Оптимальная стратегия государства на рынке  жилья состоит в создании и  стимулировании максимально благоприятных  условий жизни для социально  и экономически активных слоев населения, содействии в формировании среднего класса, с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения, то есть уменьшением бедности.

     Таким образом, для большинства граждан  жилье не является доступным, поскольку  доходы населения и уровень цен  на жилищном рынке не позволяют приобрести его в собственность. 

 

Список  использованной литературы. 

  1. Жилищный  Кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  3. Римашевская Н.М. Социально-экономические и демографические проблемы России. //Вестник РАН. Том 74. №3. С.209-218;
  4. Подузов, А.А. Индивидуальное благосостояние и его измерение/А.А. Подузов, Д.К. Кукушкин // Проблемы прогнозирования. 2004. №2. С.115-127;
  5. Алексеев А.А. Механизм реализации жилищной политики крупного города (на примере г. Москвы): перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2006.
  6. Яременко Г.А. Реальность и мифы жилищно-коммунальной реформы // Жилищный вопрос как проблема социальной политики. Сборник статей. – М.: Российская академия наук, 2006.
  7. Шешко Г.Ф., Вишнякова А.В. Справочник по жилищным вопросам. – М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»:ИНФРА-М, 2008.
  8. Кошман Н.П., Пономарев В.Н. и др. Концепция социальной жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. – М.: Граница, 2007.
  9. Литвиненко В.В. Формирование современной жилищной сферы. – М.: Издательство СИП РИА, 2004.
  10. Лазарова Л. Особенности подхода к жилищной политике // Экономист. - № 10. – 2006.
  11. Жильё: комплексный взгляд / Под общ.ред. В.М. Агапкина. Научн. Ред. А.В. Черняк, В.З. Черняк. – М.: А.В.Ч. 2004.
  12. Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: учебник. – М.: Юрайт-Изда т, 2008.
  13. Крашенинников П.В. Жилищное право. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Статут, 2008.
  14. Бушев А.Ю., Городов О.А., Губаева А.К. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.
  15. Тихонова Н.Е., Акатнова А.М., Седова Н.Н. Жилищная обеспеченность и жили щная политика в современной России // Социс. – №1.- 2007.
  16. Старовойтов А.С. Важнейшим направлением деятельности органов местного самоуправления является формирование политики в жилищной сфере // Местное самоуправление в Российской Федерации. - №5. – 2008.
  17. Ульянова О.Ю. Эволюционно-технологческая основа региональной жилищной политики // Проблемы современной экономики. - №4 (24). – 2007.
  18. Хазиев Р.М. Региональные особенности государственной жилищной политики.//Регионология. - №2. – 2008.
  19. Трушин Е.В., Макаров Г.П. Жилищные проблемы граждан и их законодательное разрешение в новом Жилищном Кодексе Российской Федерации. – М.: «Научный центр профсоюзов», 2006.
  20. Толкачев О.М. Для решения задач в сфере жилищной политики нужны серьезные усилия законодателей // Вопросы местного самоуправления. – №5 (21). – 2008.

Информация о работе Государственная жилищная политика