Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа
Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1	Понятие государственной жилищной политики
1.2	Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3	Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1	Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
2.2	Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы
Жилищное законодательство — это отраслевое законодательство, нормы которого регулируют определенную область общественных отношений (в данном случае — жилищных отношений). Она (отрасль) не может состоять из «чужих» отношений (норм). Данная позиция высказана в связи с тем, что существует иная точка зрения. Например, в одном из Комментариев к ЖК РФ разъясняется следующее: «ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникшие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие». Такой подход не основывается на нормах ЖК РФ, в частности ст. 4 и 5, где говорится о том, что жилищное законодательство регулирует только жилищные отношения.
Несмотря на то, что в целом ЖК РФ отражает сложившиеся рыночные отношения в жилищной сфере, по ряду вопросов отменяет или ограничивает жилищные права граждан. Конечно, в действующем Кодексе теперь имеется определенная статья (ст. 11) о защите жилищных прав граждан и других участников жилищных отношений. Большинство вопросов, в том числе любые случаи выселения граждан из жилого помещения (принудительного лишения прав на жилище), должны разрешаться только в судебном порядке, т.е. они находятся в компетенции судов общей юрисдикции. Ранее (в ЖК РСФСР) допускалось выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение и из домов, грозящих обвалом.
     Касаясь 
условий обеспечения граждан 
жилыми помещениями в настоящее 
время, следует отметить, что ЖК РФ 
не предусмотрено обеспечение 
Список нововведений, затрагивающих интересы многих групп населения, может быть продолжен, но из выше изложенного понятно, почему 61 % опрошенных респондентов считает, что изменения, внесенные и вносимые Жилищным Кодексом, касаются их лично и их семей и являются негативными. Надежду на улучшение своих условий проживания связывают принятием изменений в Жилищный Кодекс лишь 6 % россиян. В целом считают жилищную реформу правильной, но боятся ухудшения своего положения 18 % участников опроса, в основном представляющих среднедоходные группы. Люди с высокими доходами чаще считают данную реформу вредной по своим последствиям для всех. Как показало исследование, нововведения в Жилищный Кодекс воспринимаются во всех группах респондентов как угроза, посягательство на одно из важнейших прав человека – право на жилье, при этом чем выше уровень образованности и информированности граждан о нововведениях, тем скептичнее они относятся к инновациям в жилищной политике российского государства.10
     Особенную 
остроту новые нормы Кодекса 
приобретают в связи с 
В целом Кодекс подчинен единственной задаче, которую решает для себя Федеральный центр: сбросить социальные обязательства государства с федерального бюджета и переложить их на регионы. Региональные власти, в свою очередь, «делегируют» их органам местного самоуправления. А итог замыкается на снижении уровня жизни населения муниципальных образований.
Как признают социально ориентированные разработчики – депутаты Госдумы, Кодексу нужна доработка по многим позициям, включая противоречия с ГК РФ, ЗК РФ, многими федеральными законами вплоть до Конституции РФ.11
     Эти 
и другие статьи свидетельствуют 
о том, что Жилищный Кодекс Российской 
Федерации не решит всех вопросов 
в правовом отношении, и, следовательно, 
на практике будут возникать споры, которые 
необходимо решать в судебном порядке. 
В связи с этим, как и ранее, жилищное законодательство 
остается проблемным с точки зрения его 
применения и защиты жилищных прав граждан. 
Соответственно имеющиеся правовые проблемы 
в области жилищных отношений необходимо 
решать путем внесения изменений и дополнений 
в Жилищный Кодекс Российской Федерации, 
а также путем принятия других федеральных 
законов. 
2.2 
Региональные особенности 
реализации государственной 
жилищной политики 
     Региональная 
жилищная политика направлена на регулирование 
отношений, возникающих в результате 
обеспечения населения 
В основе жилищных преобразований в стране должна быть концепция развития жилищного рынка как на федеральном, так и на региональном уровнях, имеющая социальную направленность, заботу о человеке. Бюджетными средствами должны быть обеспечены малоимущие граждане. Все остальные должны иметь возможность, накапливая собственные средства и пользуясь государственной помощью, приобретать жилье в кредит или арендовать квартиры.12
     Как 
отмечалось в Федеральной целевой 
программе «Жилище» на 2002—2010 годы», 
начавшаяся реформа в жилищной сфере 
стала поворотом от планово-административных 
методов регулирования к 
В 2001 г. разработан и принят ряд программных документов, касающихся реформирования жилищной сферы. В 2004 г. общее количество программ, финансировавшихся из федерального бюджета, значительно сократилось, но программа «Жилище» осталась в федеральном списке и была признана в качестве одного из приоритетов социально-экономического развития России на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В сентябре 2001 г. Постановлением Правительства РФ была принята новая редакция Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002—2010 годы.
При всех издержках жилищная реформа в 2001—2006 гг. осуществлялась в соответствии с рыночными принципами, а именно была осуществлена приватизация государственного (муниципального) жилищного фонда, создано множество частных собственников жилищного фонда; сформировался рынок купли-продажи жилья, который стал важным фактором жилищных отношений; произведена передача ведомственного жилищного фонда и других объектов социального назначения в муниципальную собственность, что позволило снять нагрузку социальных функций с промышленных предприятий и повысить эффективность их деятельности.
Для успешной реализации национального проекта была необходима системная подготовка, предусматривающая переходный период. Но это не было сделано, в результате чего образовался разрыв между спросом на жилье и предложением, спровоцировавший рост цен.
     Анализ 
сложившейся ситуации в жилищной 
сфере показывает, что в ходе реформ 
этой сферы переоценены 
На жилищно-коммунальный комплекс приходится четверть всех основных фондов РФ, чем и объясняется в значительной мере его высокая инерционность. Одной из приоритетных задач федеральной жилищной политики является усиление социальной защиты малообеспеченных семей при оплате ЖКУ и приобретении комфортного жилья. Наиболее напряженный этап, связанный с ростом тарифов и услуг жилищно-коммунального комплекса, в большей степени можно считать преодоленным, однако по объективным причинам продолжается дальнейшее удорожание коммунальных услуг, обусловливающих снижение уровня жизни наименее обеспеченной части населения. Нуждаются в совершенствовании правовые и экономические условия, стимулирующие развитие жилищного фонда и его социального использования, модернизация инфраструктуры адекватной специфике рынка жилищных услуг. Без изменения системы финансирования и управления жилищной сферой ее эффективное функционирование невозможно.
Успешная реализация федеральной целевой программы «Жилище» зависит от степени эффективности государственной жилищной политики в каждом регионе. В этой связи актуальны систематическое изучение общественного мнения, изучение отношения населения к проводимым реформам, и на основе эмпирических исследований — разработка практических рекомендаций на региональном и муниципальном уровнях по снижению негативного потенциала издержек реформ жилищной сферы.
В 2010 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 утверждена новая программа «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы». Однако пока проанализировать результаты данной программы невозможно, т.к. первый год реализации программы – 2011 год.
 
     
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
     Проблема 
улучшения жилищных условий в 
настоящее время одна из наиболее 
острых в России. Состояние жилищного 
фонда и наличие доступного и 
комфортного жилья для 
Улучшение жилищных условий является одним из основных показателей повышения благосостояния граждан, предпосылкой политической и экономической стабильности государства.
     Очевидно, 
что сегодня наступил тот момент, 
когда активное формирование комфортного 
и рационального пространства для 
проживания населения России становится 
одной из важнейших задач 
Жилище не только является продуктом труда и потребительским товаром, но и выполняет комплекс специфических, присущих только ему функций, отличных от других потребительских товаров длительного пользования. Оно обеспечивает сохранение физического существования и нормальную жизнедеятельность человека, формирует его как личность, реализует хозяйственные и духовные потребности, являясь той материальной основой, на которой развивается и строится семья. Только человек, который имеет достойные условия проживания, способен производительно трудиться, создавая базу как своего благосостояния, так и всех своих сограждан.
Экономические и политические факторы, обусловливающие прямое вмешательство государства в жилищную систему, часто перевешивают социальные. Жилищная политика является важным средством государственного участия в решении жилищной проблемы.
Оптимальная стратегия государства на рынке жилья состоит в создании и стимулировании максимально благоприятных условий жизни для социально и экономически активных слоев населения, содействии в формировании среднего класса, с одновременной поддержкой социально незащищенных слоев населения, то есть уменьшением бедности.
     Таким 
образом, для большинства граждан 
жилье не является доступным, поскольку 
доходы населения и уровень цен 
на жилищном рынке не позволяют приобрести 
его в собственность. 
 
Список 
использованной литературы.