Государственная жилищная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 12:07, курсовая работа

Описание

Целью работы является выявление объективных возможностей формирование единой приоритетной государственной социальной жилищной политики, раскрыть ее сущность, тенденции развития, определить перспективы и пути решения задачи обеспечения населения России жильем на современном этапе развития российского общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Особенности реализации государственной жилищной политики
1.1 Понятие государственной жилищной политики
1.2 Основные цели, принципы и задачи государственной жилищной политики
1.3 Государственное регулирование жилищной сферы
ГЛАВА 2. Анализ и оценка государственной жилищной политики на федеральном и региональном уровне
2.1 Законодательные основы реализации государственной жилищной политики
2.2 Региональные особенности реализации государственной жилищной политики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая государственная жилищная политика.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

     Между тем практика в жилищной сфере  создала такую разновидность жилищного фонда как жилищный фонд смешанной формы собственности, состоящий в совместной или долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности.

     Некоторая правовая несбалансированность одновременно действующих законодательных актов в части классификации жилищных фондов ни к чему, кроме правовой путаницы, в дебрях которой способны разобраться лишь высококвалифицированные профессионалы, привести не может. Она осложняет практику государственных органов, особенно регионального и муниципального уровней. Предстоит законотворческая работа по приведению жилищного законодательства к нормам Гражданского кодекса РФ с тем, чтобы принадлежность, порядок владения, пользования и распоряжения жильем соответствовали гражданскому законодательству.

     Основным  требованием к государственному регулированию и поддержке воспроизводства  основных жилых фондов является комплексность  и полнота мер и понимание  действий во всех составляющих жилищной сферы. Основная роль государства при этом сводится к созданию необходимых условий для функционирования финансового механизма, включая принятие соответствующих законов, внесение изменений в действующее законодательство, первоначальную финансовую поддержку рыночных институтов и физических лиц, участвующих в долгосрочном финансировании строительства жилья.5

     Что касается функций государства и  органов местного самоуправления по реализации жилищной политики, то здесь противоречия связаны с недостаточной или неодинаковой прописанностью в разных правовых актах объема полномочий различных уровней власти в пользовании, распоряжении и владении жилищным фондом тех или иных видов собственности. Государственная жилищная политика разрабатывается на федеральном уровне и конкретизируется с учетом местных условий государственными органами управления нижестоящих уровней. Она осуществляется в соответствии с полномочиями властей всех ветвей и уровней. На федеральном уровне государство обеспечивает:

  • формирование государственной политики в данной сфере экономики;
  • разработку федеральных законодательных и иных нормативных правовых актов, норм, правил и государственных стандартов качества, строительства, эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции жилых объектов и объектов социальной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства;
  • согласование деятельности государственных органов, осуществляющих жилищную политику на уровне субъектов Российской Федерации;
  • анализ и обобщение тенденций реализации жилищной политики на основе государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
  • координацию деятельности по переходу к новым тарифам оплаты жилья и коммунальных услуг;
  • разработку федеральных стандартов строительства, содержания жилья, обеспечивающих соблюдение качества предоставляемых жилищных и коммунальных услуг и использования их в качестве нормативов при заключении договоров между подрядчиками и заказчиками.

     В совместном ведении Российской Федерации  и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также административное, жилищное, земельное законодательство.

     На  уровне субъектов Российской Федерации  жилищная политика и государственное  регулирование жилищным и коммунальным хозяйством осуществляется соответствующими органами управления субъектов Российской Федерации, наделенными необходимыми полномочиями (министерство, комитет, департамент, государственная жилищная инспекция субъекта Российской Федерации и другие).

     Функции местного самоуправления в реализации жилищной политики раскрываются в связи  с реализацией государственной  программы «Жилище», которая предусматривает  структурные изменения и в  области управления и обслуживания жилищного хозяйства. Главным здесь является передача органам местного самоуправления полномочий государства, в том числе и прав собственности на жилищные объекты.

     Большинство вопросов жилищных правоотношений, ранее  относившиеся к ведению государства, с началом рыночных реформ были переданы субъектам федерации и органам местного самоуправления, однако несовершенство правового поля деятельности последнего негативно сказывается на реализации жилищной политики, а потому нуждается в дальнейшем правотворчестве по его устранению.

     Принятие  закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» положило начало жилищной реформе в стране. Важнейшие направления  в области жилищной реформы в  России определялись указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации. За десятилетие были созданы правовые и организационные основы жилищной политики, определены приоритетные направления, отработаны механизмы ее реализации.6

     Реформирование  жилищной сферы является сегодня  по праву важнейшей составляющей в социальной политике регионов и федеральных структур.

     В центре государственной социальной политики в сфере жилищных отношений  стоит человек, взаимодействующий  с рыночной средой по поводу организации  своей жизнедеятельности. Жилищная сфера является важнейшим сектором экономики, от которого зависит общее экономическое благополучие страны.

     Успех реформирования жилищной сферы зависит  от отношения к нему населения, прежде всего, от признания потребителями  услуг соответствия целей и задач реформ их собственным интересам. Активное привлечение населения к решению задач жилищной сферы через поощрение организации самоуправляемых товариществ жильцов, объединений собственников жилья, территориальных сообществ жителей, создания жильцам благоприятных условий для осуществления ими выбора коммунальных служб в районах и городах, действенного контроля над работой последних, широкого развития жилищного движения и т. д. создадут необходимую общественную поддержку объективно назревшим преобразованиям в жилищной сферы, которые обеспечат успех этого сложнейшего, одного из ключевых для российских рыночных реформ, дела. 

 

    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И  ОЦЕНКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И  РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ 

    2.1 Законодательные  основы реализации  государственной жилищной политики

    государственная социальная жилищная политика

     Жилищное  право затрагивает интересы каждого  гражданина независимо от возраста или  имущественного положения. Каждый день жизнь каждого человека регулируется нормами жилищного законодательства. И от того какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.

     До 1 марта 2005 года, то есть до введения в  действие нового Жилищного кодекса  Российской Федерации, законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне – от инструкций до федеральных законов). Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняло осуществление государством последовательной жилищной политики, способствовало неопределенности в осуществлении гражданами своих жилищных прав. Эти обстоятельства позволяют утверждать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость внесения изменений в жилищное законодательство, которые наконец-таки упорядочили бы регулирование жилищных отношений.

     В литературе, посвященной анализу  жилищного законодательства, можно  встретить суждения о том, что  жилищное законодательство - это либо подотрасль гражданского законодательства, либо самостоятельная отрасль отечественного законодательства, либо комплексная отрасль, объединяющая нормы нескольких отраслей законодательства. Из приведенных выше определений жилищных отношений вытекает, что последнее является наиболее точным, так как при регламентации жилищных отношений используются различные методы правового регулирования.

     Исходя  из вышеизложенного, следует отметить, что жилищное законодательство представляет собой законодательные и иные нормативные акты, регулирующие отношения (жилищные отношения) с участием граждан, юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления по поводу:

      • возникновения, осуществления, изменения и прекращения права владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;
      • пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;
      • пользования общим имуществом собственников помещений;
      • отнесения помещений к числу жилых и исключения их из жилищного фонда;
      • учета жилищного фонда;
      • содержания и ремонта жилищного фонда;
      • перепланировки и переустройства жилых помещений;
      • управления многоквартирными домами;
      • создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;
      • оказания коммунальных услуг;
      • внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги;
      • контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 4 ЖК РФ).

     Следует обратить внимание на то, что правовая природа рассматриваемых отношений весьма различна.

     Первая  группа отношений относится к гражданско-правовым отношениям, поскольку и возникновение, и прекращение права пользования жилым помещением осуществляются на основании гражданско-правового договора (купли-продажи, мены, дарения, договора найма жилого помещения и т.д.) и соответственно регулируются гражданским законодательством, преимущественно ГК РФ.

     Вторая  группа также частично относится к гражданско-правовым отношениям (срок, целевое назначение), частично - к административным правоотношениям.

     Третья, четвертая и пятая  группы отношений являются организационными и управленческими и во многом выполняют вспомогательную, служебную роль по отношению к первым двум группам.

     В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и  ее субъектов (п. «к» ч. 1 ст. 72). Как  следует из ч. 2 ст. 76 Конституции  РФ, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

     Для практического использования правовых норм, регулирующих отношения, где в  качестве объекта выступает жилое  помещение, необходимо разграничивать жилищное и гражданское законодательство. Гражданское законодательство регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилыми помещениями лишь тогда, когда жилье является предметом экономического оборота. Отношения, связанные с использованием жилища, и целый ряд других вопросов, о которых говорилось выше, регулируются жилищным законодательством. Кроме того, Конституция РФ относит к разной компетенции гражданское законодательство, с одной стороны, и жилищное законодательство - с другой.7

     Гражданское законодательство согласно ст. 71 Конституции РФ относится к исключительному ведению Российской Федерации, а жилищное законодательство согласно ст. 72 Основного Закона входит в совместную компетенцию России и ее субъектов. Поэтому отношения по эксплуатации жилых помещений и пользованию жилыми помещениями, о которых говорилось выше, могут регулироваться как Российской Федерацией, так и ее субъектами.

     В ст. 5 ЖК РФ «Жилищное законодательство»  закреплены следующие положения (нормы):8

     1. В соответствии с Конституцией  Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     2. Жилищное законодательство состоит  из Жилищного Кодекса, принятых  в соответствии с Жилищным  Кодексом других федеральных  законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

     3. Указы Президента Российской  Федерации, регулирующие жилищные  отношения, не должны противоречить  Жилищному Кодексу, другим федеральным  законам.

     4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

     5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

     6. Органы государственной власти  субъектов Российской Федерации  могут принимать законы и иные  нормативные правовые акты, содержащие  нормы, регулирующие жилищные  отношения, в пределах своих  полномочий на основании Жилищного  Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

     7. Органы местного самоуправления  могут принимать нормативные  правовые акты, содержащие нормы,  регулирующие жилищные отношения,  в пределах своих полномочий  в соответствии с Жилищным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

     Нормы жилищного права могут быть (и  имеются) в правовых актах, которые  не относятся к жилищному законодательству (Конституция, законы и подзаконные акты, включающие нормы разной отраслевой принадлежности). Иначе говоря, наиболее полный объем (набор) жилищных норм содержит отрасль права — жилищное право, а не жилищное законодательство.

Информация о работе Государственная жилищная политика