Государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Реализация государственной политики выражается в претво­рении в жизнь конкретных мер по достижению поставленных целей усилиями всех слоев общества при главенствующей роли исполнительной власти. Механизм реализации включает норма­тивно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект и предполагает вы­работку соответствующих решений, создание управленческих структур, наличие необходимых ресурсов. Эффективность вы­полнения мероприятий зависит от реалистичности поставлен­ных целей, взаимодействия всех организаторов и участников реализации политического курса, поддержки его социальными группами и лидерами политических течений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
Глава 1. Методология и процесс реализации государственной политики …………………………………………………………………………
Глава 2. Виды и направления государственной политики ……………………….
Глава 3. Реализация государственной политики в современной России ……………………………………………………………………………………..
Заключение……………………………………………………………….
Список источников и литературы………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

госуд.политика.docx

— 50.97 Кб (Скачать документ)

После проведения оценки и  представления ее результатов для  руководителя возможно принятие следующих  решений: продолжение политики/программы; успешное завершение; модификация политики/программы; прекращение при ее неудаче.

Один из критериев эффективности  выполнения политики – координация  действий всех участников и организаторов  процесса ее реализации. Выделяют следующие  группы участников исполнения политики: 1) индивиды; 2) общественные и политические организации, группы; 3) государственные  институты и структуры; 4) политическая и финансовая элита. Координация  политики – применяемые для достижения поставленных целей механизмы и  методы согласования действий организационных  структур и индивидов, участвующих  в политическом цикле. Координация  также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают  политическую (согласование политических интересов) и административную (решение  конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация  осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных  договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, – через  механизмы разделения труда, организационную  иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в  политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.

К факторам эффективности  политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения  внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной  политики, как правило, проявляется  там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной  политики, государственной программы  или решения; в- третьих, точность заданий  и их интерпретация исполнителями.

 

Глава 2. Виды и направления государственной политики

 

Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики –  международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура  и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.

Государственная экономическая  политика совокупность взаимосвязанных  мер, предпринимаемых органами государственной  власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем. Развитие национальной экономики есть цикличный процесс, для которого характерна последовательная смена следующих фаз: экономический рост (подъем), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад экономики (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура. Состояние национальной экономики определяет тип государственной экономической политики.

Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Сложились  различные подходы к определению  целей экономической политики. Сторонники одного из них считают, что для  стран, экономика которых ориентирована  на рыночные отношения, цели экономической  политики связаны с регулированием процессов, не поддающихся влиянию рыночных механизмов хозяйствования. Цели государственной экономической политики, с точки зрения прагматического подхода, заключаются в создании и поддержании стабильной экономической системы. Цели экономической политики различны на разных стадиях экономического цикла. Например, цели стабилизационной экономической политики – достигнуть и закрепить состояние равновесия экономической системы; на стадии ожидания подъема или подъема экономики страны цель экономической политики – рост национальной экономики. Приоритет социальных целей экономической политики характерен для стран с социально ориентированной экономикой. В этом случае действия государства направлены на создание условий, обеспечивающих экономическую свободу (свобода выбора форм экономической, хозяйственной деятельности, приобретения объектов собственности и др.) и экономическую справедливость (выравнивание стартовых возможностей получения доходов).

Общепризнанными целями государственной  экономической политики считаются: обеспечение роста социально-экономической  эффективности, т. е. рациональное и  экономически выгодное использование  ресурсного потенциала страны; обеспечение  общеэкономического равновесия, которое  предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями. Спектр целей государственной экономической  политики значительно шире, что обусловлено  непосредственным состоянием национальной экономики страны и другими факторами. В процессе формирования системы  целей экономической политики обязательно  учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).

Виды государственной  экономической политики. В зависимости  от срока реализации государственной  программы экономических действий, т. е. по временному диапазону, различают  краткосрочную и долгосрочную политику. В условиях нестабильности экономических процессов разрабатывается краткосрочная экономическая политика, когда формируется вектор экономических действий на период до одного года. Предсказуемость и устойчивость в развитии экономических процессов, подкрепленные гарантированной ресурсной обеспеченностью, позволяют разработать стратегию экономической политики на несколько лет.

Реализация государственной  экономической политики связана  с применением различных инструментов, поэтому различают фискальную (финансово-бюджетную), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую  политику. Инструментами соответственно выступают: налоги, трансферты и пр.; общая масса денег, норма резервирования и пр.; таможенные пошлины, квоты  на ввоз и вывоз капитала, товара, экспортно-импортные тарифы. Вопросы  изменения отраслевой и региональной структуры производства в стране решаются в рамках структурно-инвестиционной экономической политики. Инновационная  экономическая политика рассматривает  вопросы практического применения в экономике новейших достижений человеческой цивилизации. Конверсионная  политика ориентирована на конверсию  отраслей производства, потребность  в продукции которых существенно  уменьшается.

Фискальная экономическая  политика. Государственное управление финансовыми ресурсами государства (государственной казной) сопряжено  с формированием и реализацией  фискальной политики. Фискальная политика осуществляется по следующей схеме: привлечение необходимых государству  денежных средств – распределение  этих средств – обеспечение применения средств по назначению. Этот вид  экономической политики государства  включает такие направления, как  бюджетная политика, налоговая политика, политика доходов и расходов. Инструментами  фискальной политики являются налоги, государственные расходы, трансферты, посредством которых государство  регулирует величину и вектор денежных потоков, влияет на совокупный спрос и предложение, противодействует чрезмерным колебаниям основных экономических параметров. Влияние государства на объем и структуру совокупного спроса велико, так как государство является самым крупным покупателем на рынке, как внешнем, так и внутреннем (экономически развитые страны тратят на закупки порядка /4– /2 ВВП). Косвенное влияние на спрос со стороны домашних хозяйств, частных предпринимателей государство оказывает посредством налогов, трансфертных платежей (пенсии, пособия).

Характер фискальной политики зависит от фазы экономического цикла, в которой находится национальная экономика. В условиях быстрого экономического роста эта политика сдерживает параметры  роста в допустимых пределах (ограниченная направленность фискальной политики), в условиях кризиса она носит  расширительный характер (направлена на расширение производства). Относительно устойчивому состоянию экономики  соответствует стабилизационная фискальная политика, когда государство в  допустимых пределах удерживает инфляцию, обеспечивает высокий уровень занятости, стремясь приблизить объем ВВП к  возможному в сложившихся условиях уровню. В зависимости от того, какой  механизм положен в основу стабилизации, различают автоматическую и регулируемую стабилизационную фискальную политику. В первом случае действуют автоматические стабилизаторы - это законодательно закрепленные нормы, позволяющие без  вмешательства государства реагировать  на отклонения от устойчивого состояния  экономики. Например, выплата денежного  пособия по больничному листу, автоматическое снижение величины взимаемого налога при уменьшении доходов и т. п. Если действие автоматических стабилизаторов не обеспечивает необходимого уровня стабилизации, тогда государство  вводит новые правила (дискретные меры) – стабилизация становится регулируемой. Примерами регулируемых стабилизаторов являются изменение налоговых ставок, реализация программ социальной поддержки (государственные жилищные субсидии) и т. д. Дискретные меры стабилизационной фискальной политики, т. е. регулируемые стабилизаторы, могут стать автоматическими, поскольку отмена каких-либо льгот, пособий вызывает определенные трудности.

Фискальная политика слагается  из следующих элементов: бюджетной  политики (в свою очередь, представлена политикой государственных расходов и политикой государственных  доходов), налоговой политики. В целом, фискальная политика представляет собой  совокупность инструментов финансирования, бюджетирования, налогообложения.

Монетарная экономическая  политика - это непосредственное или  опосредованное регулирование со стороны  государства денежной массы и  денежного обращения в стране. В отличие от фискальной экономической  политики цели монетарной политики более  узкие и связаны только со стабилизацией  денежного обращения. Сообразно  цели в качестве задач монетарной политики выделяют: стабилизацию уровня цен, поддержание определенного  уровня инфляции, регулирование денежной массы, спроса и предложения денег  посредством банковской системы, поддержание  курса национальной валюты. Инструментами  в данном случае являются общая масса  и доступность денег, кредита, учетная  ставка ЦБ РФ, ставка рефинансирования и пр.

Исходя из способа воздействия  на денежную массу, различают жесткий  и мягкий типы монетарной политики. Действия государства, направленные на сокращение денежной массы, ограничение  эмиссии, поддержание высоких процентных ставок на получение денег в кредит характеризуют жесткую монетарную политику. Прямо обратная ситуация, т. е. предоставление дешевых кредитов, увеличение денежной массы, характерна для мягкой монетарной политики.

Элементами, составляющими  монетарную политику, являются: 1) политика рефинансирования, или учетная политика – воздействие ЦБ РФ через процентную ставку на объем кредитных ресурсов; 2) операции на открытом рынке – продажа  или приобретение ЦБ РФ государственных  ценных бумаг; 3) политика резервирования – воздействие ЦБ РФ на величину активной денежной массы («принуждая» коммерческие банки держать часть их активов в виде беспроцентного резерва в ЦБ РФ); 4) политика обеспечения ликвидности, т. е. изменение массы денег, предоставляемых ЦБ РФ в распоряжение коммерческих банков для проведения ими операций.

Государственная социальная политика. Российская Федерация в  соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.

Государственная социальная политика - целенаправленная деятельность государства по управлению общественными  процессами и отношениями в социально-культурной сфере. Она должна быть соотнесена с  конкретно-историческими обстоятельствами, подкреплена финансовыми ресурсами  и рассчитана на определенные этапные  социальные результаты. Принципами государственной  политики в социальной сфере являются: экономическая свобода человека и признание права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства; доверие к регулирующей роли рынка; ответственность государства «за игру» рыночных сил, выработку законодательства, создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни; социальная справедливость и социальная солидарность общества; тендерное равенство; участие граждан в государственном управлении, общественной и государственной жизни. Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан. Соответственно этим сферам выделяют направления социальной политики.

Информация о работе Государственная политика