Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Содержание

Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

    Психологические основы деспотии также своеобразны: страх пронизывает все поры в государстве. Деспотия держится на страхе. Характеризуя деспотию, Монтескье пишет о том, что все должны чувствовать ежеминутно вечно поднятую руку государя. “Если государь хотя бы на мгновение опусти угрожающую руку, если он не может без промедления уничтожить лиц, занимающих первые места в государстве, то все пропало, так как страх - единственное начало этого образа правления - исчез, и у народа нет более защитника”24.

    Деспотический режим встречался в основном в  странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществления или подавления противников режима.

    3.2. Тиранический режим

    Тиранический  режим - также основан на единоличном  правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается  насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. В тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов: осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет; захватчики широко используют и принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в не

которых средневековых городах - государствах. Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.

    3.5. Авторитарный режим

    При любой форме авторитаризма государственная  власть не формируется и не контролируется народом. Не смотря на то, что существуют представительные органы, реально они никакой роли в жизни общества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (олигархией).

    Реально жизнь в стране направляется элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде выделяется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должностных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руководство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим называют кликой. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со своей командой становятся для него необходимыми. Лидером является обычно сильная личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, но, тем не менее, ориентируется на эту сильную личность. Зачастую авторитарные режимы в относительно “мягкой” форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, централизованно. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей. Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане, жестоко наказываются. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются.

    В условиях авторитарных государственных  режимов действует предварительная  цензура, нет свободы выражения мнений, свободных выборов, свободы объединений и других политических свобод (либо они существенно ограничены). Средства массовой информации контролируются авторитарной властью в зависимости от меры жесткости авторитарного режима.

     В настоящее время авторитарные режимы отнюдь не редкость и встречаются во многих странах (Индонезия, Малайзия, Таиланд, Гондурас, Парагвай и др.). Почти все характеристики этого режима в своем «запасе» имеет на данный момент и Россия.

    3.3. Тоталитарный режим

    Тоталитарный  режим является, как признано, порождением ХХ в., это фашистские государства, социалистические государства периодов “культа личности”. Сам термин появился в конце 20-х годов, когда некоторые политологи стремились отделить социалистическое государство и искали четкое определение социалистической государственности. Тоталитарный режим является крайней формой авторитарного режима. Тоталитарное государство выступает как всеохватывающая, всеконтролирующая и всепроницающая власть.

    Тоталитарный  режим характеризуется, как правило, наличием одной официальной идеологии, которая формируется и задается общественно-политическим движением, полити

ческой  партией, правящей элитой, политическим лидером, вождем народа в большинстве  случаев харизматическим.

    Тоталитарный  режим допускает только одну правящую партию, а все другие, даже ранее существовавшие партии, стремится разогнать, запретить или уничтожить. Правящая партия объявляется ведущей силой общества, ее установки рассматриваются как священные догмы. Конкурирующие идеи о социальном переустройстве общества объявляются антинародными, направленными на подрыв устоев общества, на разжигание социальной вражды. Правящая партия захватывает бразды государственного управления: происходит сращивание партийного и государственного аппаратов. В результате этого становится массовым явлением одновременное занятие партийной и государственной должности, а там, где этого не происходит, государственными должностными лицами выполняются прямые указания лиц, занимающих партийные посты.

    В государственном управлении тоталитарный режим характеризуется крайним централизмом. Практически управление выглядит как исполнение команд сверху, при котором инициатива не поощряется, а строго наказывается. Местные органы власти и управления становятся простыми передатчиками команд. Особенности регионов (экономические, национальные, культурные, социально-бытовые, религиозные и др.), как правило, не учитываются.

    Центром тоталитарной системы является вождь. Его фигура становится сакральной для  всех. Он объявляется самым мудрым, непогрешимым, справедливым, неустанно думающим о благе народа. Какое-либо критическое отношение к нему пресекается.

    На  фоне этого происходит усиление мощи исполнительных органов, возникает  всевластие номенклатуры – должностных лиц, назначение которых согласуется с высшими органами правящей партии или производится по их указанию. Особенно выделяются на фоне разросшихся исполнительных органов карательные органы, такие как армия, полиция, органы безопасности, прокуратура и т. п.

    Тоталитарный  режим использует полицейский сыск, поощряет и широко использует доносительство, сдабривая его идеей, например, борьбы с врагами народа. Именно на «врагов» списываются ошибки, экономические беды, обнищание населения.

    Тоталитарный  режим широко и постоянно применяет  террор по отношению к населению. Физическое насилие, не смотря на его широкое использование, уже не становится самоцелью, как при деспотии и тирании; оно выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти.

    При тоталитаризме устанавливается  полный контроль над всеми сферами жизни общества. Тоталитарное государство выступает против экономически и политически свободного человека; контроль пронизывает и сферу личной жизни людей.

    Милитаризация - также одна из основных характеристик  тоталитарного режима. Идея о военной  опасности становится необходимой для сплочения общества, для построения его по принципу военного лагеря. Тоталитарный режим агрессивен по своей сути и агрессия помогает достичь сразу несколько целей: отвлечь народ от его бедственного экономического положения, обогатиться бюрократии, правящей элите, решить геополитические проблемы военным путем.

    Тоталитарные  режимы существовали в фашистских государствах, в некоторых африканских и других странах с пожизненными президентами, в условиях военных режимов.

    3.4. Фашистский режим

    Фашистский  режим (от итал. fascio – пучок, связка, объединение) представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью.

    Фашизм  зародился в Италии в 1919 г. под  влиянием националистских идей вождя  фашистской партии и главы Итальянского правительства Б. Муссолини, а затем получил развитие в Германии, а в 1920 – 1930-х гг. пришел к власти во многих странах мира (Португалия, Испания, Болгария и ряд других стран Центральной и Восточной Европы). 

    Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности, расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они, в конечном счете, должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, «человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа»25.

    Милитаризация, поиск внешнего врага, агрессивность, склонность к развязыванию войн и военная экспансия отличают фашизм от иных форм тоталитаризма. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих правовых и моральных ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ужесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными.

    Фашизм  питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Он использует сохраняющиеся национальные структуры в обществе для достижения своих целей, для натравливания одних наций на другие. Фашистское право - это «право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности»26.

    В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно и сейчас увидеть в большинстве стран.

 

    

    Заключение

    В ходе написания данной работы были подробно рассмотрены три главные  характеристики формы государства: форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима. Именно изучение этих составляющих и позволяет сделать истинно верные выводы о государстве.

    Абсолютно естественным является вывод о том, что все выше перечисленные составляющие активно влияют друг на друга, а форма государства, в конечном счете, определяется их совокупностью. Так весьма сложно представить демократической государство, которое по форме правления являлось бы абсолютной монархией.

Информация о работе Форма государства