Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Содержание

Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

    Немаловажным  является и тот факт, что выделение главенствующего фактора представляется невозможным, нельзя судить о государстве объективно, вырвав лишь одну из характеристик его формы, т. к. форма правления, режим и форма устройства государства оказывают взаимное равновеликое воздействие друг на друга. Более того, зачастую признаки, определяющие форму государства, находятся в определенном противоречии. Так, Великобритания по форме правления относится к конституционным монархиям, а по признакам политического режима – к демократическим государствам. А бывший СССР, наоборот, по форме правления был парламентской республикой, а с точки зрения политического режима – авторитарным государством.

    Наиболее  прогрессивным в результате исследования можно признать республиканский демократический строй.

    В целом данный вопрос как нельзя более актуален в наши дни. В связи с этим одной из целей данной работы было изучение современного состояния Российского государства. На данный момент Россия имеет уже почти 17-летний опыт существования в рамках новой формы государства, провозглашенной 12 декабря 1993 года в Конституции Российской Федерации. De jure Россия – «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»27. Однако de facto некоторые положения остаются либо спорными, либо декларативными, либо недостаточно однозначными. Так с одной стороны, Россия называется федеративным государством, но до сих пор Республики Татарстан и Чечня не подписали федеративный договор, несмотря на то, что ст.65 Конституции РФ, причисляет их к субъектам Российской Федерации. Так же Россия определяется как государство с республиканской формой правления, но какой именно не уточняется, хотя из последующего содержания Конституции можно сделать вывод, что Россия – смешанная республика, а точнее так называемая «суперпрезидентская» республика.

    Напрямую  с формой правления связан вопрос политического режима. Пытаясь классифицировать политический режим, установившийся сегодня в Российской Федерации, невозможно применить в полной мере по отношению к нему ни одну из приведенных в работе характеристик. На данный момент, явно пытаясь соответствовать конъюнктуре, многие видные деятели российской политики стали заявлять о формировании авторитарного государства в России. Данный вопрос является, несомненно, весьма спорным.

    Автор работы склонен классифицировать политический режим современной России как переходный, скорее всего, либерально-авторитарный. Основанием для такого вывода является сочетание в политической характеристике российского общества элементов, характерных для различных политических режимов. В частности, наряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения права и свобод человека и гражданина, их неотъемлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед национальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия, режима прямого действия Конституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной. 
 

    Она выражается в расширении конституционных  полномочий Президента в ущерб полномочиям Парламента; попытках подменить законодательные функции последнего практикой издания подзаконных актов – указов Президента – по важнейшим вопросам жизни общества и государства; создании неконституционных органов государственной власти или наделении легитимных органов неконституционными полномочиями; попытке ограничить свободу печати и других средств массовой информации; стремлении подменить многопартийную систему, создаваемую естественным путем, формированием фальшивых избирательных объединений, опирающихся на государственные структуры и ими финансируемых, и ит. д.

    Такой политический режим не представляется устойчивым, способным на длительное существование. При этом тенденцией его развития может быть переход в будущем как в либерально-демократическую форму, так и возврат к авторитарно-бюракратическому режиму, характерному для недавнего прошлого нашей страны.

    Хотя, как уже было сказано, именно авторитарный режим является наиболее благоприятным для решения таких проблем как сепаратизм и развал экономики, а, как известно именно таковы наиболее острые проблемы России в современный период, тем не менее, главным ориентиром в развитии государства в любом случае должны оставаться демократические ценности, либеральные реформы, а, следовательно, становление либерально-демократического режима, усиление республиканских начал в государственной власти.

 

    Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации – СПб.: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000.
  2. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист, 1999.
  3. Теория государства и права: Учебник для вузов/ под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. М.: Норма, 2003.
  4. Титов Ю.П. «Хрестоматия по истории государства и права России», М: Проспект, 2000.
  5. Якушев А.В. «Теория государства и права (конспект лекций)», М: Приор, 2001.
  6. Черниловский З.М. «Хрестоматия по всеобщей истории государства и права», М: Гардарика, 1996.
  7. Чиркин В.Е. “Государствоведение”, Учебник для вузов, М: Юрист, 1999.
  8. Денисов А.И. Теория государства и права - М. 1948.
  9. Теория государства и права: Курс лекций”/Под ред. Марченко М.Н., М: Юр. колледж МГУ, 1995.
  10. Монтескье Ш., “О духе законов”, М, 1955.
  11. Ильин И.А. О государственной форме // Советское государство и право. 1991. №11.
  12. Венгеров А.Б. “Теория государство и права”, Москва: Юрист, 1994.

Информация о работе Форма государства