Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Содержание

Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

Содержание.

Введение.

    Глава I. Форма правления.

1. Монархия.

      1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.

      1.2. Ограниченная монархия.

                  1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия

                  1.2.2. Дуалистическая монархия

                  1.2.3. Нетрадиционные монархии

  1. Республика.

      2.1. Парламентская республика.

      2.2. Президентская республика.

      2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.

      2.4. Нетрадиционные республики.

    Глава II. Форма государственного устройства.

      1. Унитарное государственное устройство.

      2. Федеративное государственное устройство.

      2.1.Территориальная федерация.

      2.2.Национальная федерация.

      2.3.Симметричная федерация.

      2.4.Ассимметричная федерация.

      2.5.Нетрадиционные федерации

      3. Конфедеративное государственное устройство.

      4. Нетрадиционные формы государственного  устройства.

       4.1. Содружество

       4.2. Сообщество

       4.3. Союз

    Глава III. Форма политического (государственного) режима.

    1. Демократический режим

    1.1. Либеральный режим

    2. Недемократические режимы

    2.1. Деспотический режим.

    2.2. Тиранический режим.

    2.3. Авторитарный режим.

    2.4. Тоталитарный режим

    2.5. Фашистский режим.

    Заключение.

    Список использованной литературы. 
     
     
     
     
     

    Введение

    Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.

    Традиционно отечественная теория государства  и права всегда выделяла в форме  государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим (см. Приложение 1).

    Если  форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе, как устроены, организованы и действуют в нем государственно-властные структуры (органы государства), то форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом. Политический же режим характеризует, как, каким способом осуществляется государственная власть в конкретном обществе, с помощью каких приёмов и методов государство выполняет своё социальное назначение - обеспечивает экономическую жизнь, общественный порядок, защиту граждан, решает другие общесоциальные задачи.

    Нетрудно  заметить, что содержание такого понятия как «форма государства» - три указанных выше блока, весьма четко привязывается к трём основным характеристикам государства как особой политической, структурной и территориальной организации общества, раскрывают предметно, где, собственно, эти характеристики можно наблюдать и, соответственно, изучать.

    Вот почему форму государства можно  определить как такое «устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в комплексе, в системе организацию государственной власти, территориальную организацию населения»1. Учитывая все большее внимание, уделяемое государством социальной сфере жизни необходимо также отметить то, что серьезное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями.

    В настоящий период вопрос формы государства  является весьма злободневным для нашей страны и юридической науки. В обществе все чаще слышны заявления о формировании авторитарного государства в России, об усилении централизации власти и уменьшении роли местных властей. В связи с этим подробное рассмотрение вопроса формы государства, его всестороннее изучение и осмысление позволит сформировать наиболее достоверные выводы о современном положении Российской государственности.

 

    

    Глава 1. Форма правления

    Форма правления является одной из важнейших  частей формы государства. Понятие формы государства зародилось еще до нашей эры. Аристотель писал о разграничении формы правления в зависимости от того, «осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия)»2. В принципе вплоть до сегодняшнего времени указанный критерий остался: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу.

    Форма правления «раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании»3 показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют, какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами. Под этой формой понимается организация власти, характеризуемая ее формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, то есть демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.

    Таким образом, под формой правления подразумевают  организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность и объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.

    1.1. Монархия

    Монархическая форма правления (греч. monarchia - единовластие) – весьма древняя форма правления. В этой форме правления «высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства – монарху, который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением»4.

    Основными признаками классической монархической  формы правления являются:

  • существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;
  • наследственный порядок преемственности верховной власти (власть обычно передается по наследству от отца к старшему сыну, реже – к дочери или родственнику по боковой линии, и ни одни орган власти не вправе повлиять на этот процесс);
  • представительство государства монархом по своему усмотрению;
  • независимость монарха от мнения населения государства;
  • монарх не может быть принудительно смещен с должности (кроме революционного переворота);
  • юридическая безответственность и независимость монарха, которую подчеркивает институт контрасигнатуры (порядок, при котором утвержденные монархом законы подлежат обязательному заверению подписью премьер-министра, реже одного из министров, ответственного за исполнение данного закона).

    Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Современные формы государства в отдельных

случаях предусматривают выборы монарха  на определенный срок, однако обычно такие  монархии утрачивают один из главных своих признаков и не могут быть в полной мере отнесены к данному типу правления. Тем не менее, монархии существуют и поныне и, существенно отличаясь от начальной формы, они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.

       Теоретически  монархии делятся на два основных вида: неограниченные (абсолютные) и  ограниченные.

    1.1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия

    Абсолютная  монархия представляет собой такую  форму правления, «при которой вся верховная государственная власть по закону принадлежит одному лицу – королю, царю, фараону, императору»5. В подтверждение подобной формулы выступают многие исторические факты. В извлечении из Соборного Уложения 1649 года говорится, что «государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Руси самодержавец»6. Людовик XIV говорил: «Государство- это я!»7, подчеркивая этим, что он единственный полноправный правитель. По Законнику Хаммурапи вся власть - законодательная, судебная и исполнительная – принадлежала царю, который являлся «наместником и служителем Бога на земле»8. По Воинскому уставу Петра I государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»9.

    Таким образом, основным признаком абсолютной монархической формы правления  является отсутствие каких-либо государственных органов (парламента, конгресса и т.п.), ограничивающих полномочия монарха, где воля монарха – источник права и закона (примером такой монархии может служить Россия XVII – XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.). Также в абсолютной монархии отсутствует конституция и разделение властей, но обязательна постоянная армия во главе с монархом. Характерные особенности – разветвленная сеть полиции и огромный бюрократический аппарат.

    Как отмечалось выше, в абсолютных монархиях  не только население страны, но и  ни один орган государства, даже самый  высший, не вправе изменить выбор главы  государства. Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем заговора (пример тому – эпоха дворцовых переворотов в России 1725 – 1761 гг. и убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение от престола (в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II в 1917 г.). Абсолютная власть монарха опирается исключительно на силу и поэтому какому-либо правовому регулированию подвергнута быть не может, поскольку любая попытка опереться на закон означает ограничение власти, введение ее в определенные рамки. Поэтому большинство монархий приняли на вооружение теорию божественного происхождения государственной власти.

    Однако  следует заметить, что абсолютные монархии – категория исторически  ограниченная. Данная форма правления характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. Выполнив свою историческую миссию, абсолютные монархии в большинстве стран мира либо видоизменялись под воздействием буржуазных преобразований в ограниченные, либо, в случае неспособности к подобным преобразованиям, были уничтожены в результате буржуазных революций, как это произошло в Австрии, России, Польше, Франции и др. В настоящее время к абсолютным монархиям относятся Саудовская Аравия и Оман.

Информация о работе Форма государства