Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:35, курсовая работа

Описание

Для постижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Традиционно отечественная теория государства и права всегда выделяла в форме государства три основных, взаимосвязанных блока: форму правления, форму государственного устройства и политический режим

Содержание

Введение.
Глава I. Форма правления.
1. Монархия.
1.1. Абсолютная (неограниченная) монархия.
1.2. Ограниченная монархия.
1.2.1. Парламентская (конституционная) монархия
1.2.2. Дуалистическая монархия
1.2.3. Нетрадиционные монархии
Республика.
2.1. Парламентская республика.
2.2. Президентская республика.
2.3. Смешанная (полупрезидентская) республика.
2.4. Нетрадиционные республики.
Глава II. Форма государственного устройства.
1. Унитарное государственное устройство.
2. Федеративное государственное устройство.
2.1.Территориальная федерация.
2.2.Национальная федерация.
2.3.Симметричная федерация.
2.4.Ассимметричная федерация.
2.5.Нетрадиционные федерации
3. Конфедеративное государственное устройство.
4. Нетрадиционные формы государственного устройства.
4.1. Содружество
4.2. Сообщество
4.3. Союз
Глава III. Форма политического (государственного) режима.
1. Демократический режим
1.1. Либеральный режим
2. Недемократические режимы
2.1. Деспотический режим.
2.2. Тиранический режим.
2.3. Авторитарный режим.
2.4. Тоталитарный режим
2.5. Фашистский режим.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 295.50 Кб (Скачать документ)

    1.1.2. Ограниченная монархия

    Ограниченная  монархия - это форма монархии, при которой высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом (органами). Примерами таких органов в разных странах могут быть Земский собор в Российской Империи, Генеральные Штаты во Франции, Парламент в Великобритании. В результате возникает своеобразная двойственность государственной власти, которая выражалась в том, что «монарх юридически и фактически был независим от парламента (собирательное название органов, ограничивающих монарха)»10 в сфере исполнительной власти, вместе с тем он зачастую был вынужден считаться с деятельностью парламента. Существуют разновидности ограниченной монархии: парламентская (конституционная) и дуалистическая, также можно выделить несколько нетрадиционных монархий.

    Парламентская (конституционная) монархия

    Парламентская (конституционная) монархия – это форма монархии, при которой власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституции и парламента.

    Но, например, Великобритания имеет парламент и не имеет конституции в ее традиционном виде – единого писаного документа. Поэтому монархии, ограниченные таким способом, принято именовать парламентарными.

    В условиях парламентарной монархии король не имеет реальной власти и не вмешивается в политику государства. Это не означает, что король не играет никакой роли в государстве. Его полномочия, которые традиционно принадлежат главе государства (объявление чрезвычайного и военного положения, право объявления войны и заключения мира и др.), иногда называются “спящими”, поскольку монарх может ими воспользоваться только в ситуации возникновения угрозы существующему государству.

    Примерами подобных монархий являются многие европейские  государства – помимо названной  выше Великобритании также Бельгия, Дания, Нидерланды и др.

    Власть монарха также может быть ограничена конституцией. Так, по конституции Японской империи 1889 г. власть императора ограничивалась Имперским парламентом, он рассматривал, одобрял и принимал законопроекты, которые предлагал император11. Таким образом, в конституционной монархии все исходящие от монарха акты приобретают юридическую силу, если они одобрены парламентом и основаны на конституции, то есть они не могут противоречить конституции. Монарх в конституционной монархии играет главным образом представительную роль, является своего рода символом, декорумом, представителем нации, народа, государства. Он царствует, но не правит.

    Парламентская (конституционная) монархия отличается существенными признаками:

  • парламент избирается населением;
  • правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающей наибольшим числом депутатских мест, становится главой государства;
  • в сферах законодательной, исполнительной и судебной власть монарха фактически отсутствует, она является символической;
  • законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом;
  • правительство согласно конституции несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом;
  • лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управления государством (распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви).

    В настоящее время парламентскими (конституционными) монархиями являются практически все монархии Европы: Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие.

    С одной стороны, сохранение в этих государствах монархии – дань традиции, поскольку монарх в них выполняет чисто номинальные, представительские функции, а власть в стране принадлежит выборному органу – парламенту. С другой стороны, сохранение поста главы государства в лице монарха служит символом единства и стабильности этих государств, их уважения к историческому прошлому и собственной государственности.

    Дуалистическая  монархия

    Дуалистическая  монархия – это своеобразный промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентской монархии. Ее отличие от парламентской состоит в сосредоточении в руках монарха больших полномочий в сфере государственной власти. В дуалистической монархии разделение власти происходит формально юридически между монархом и парламентом. То есть законы принимает только парламент, а управляет страной монарх через назначаемое им и ответственное только перед ним правительство. Монарху принадлежит не только вся полнота исполнительной власти, но и значительная часть власти законодательной, выражающейся в праве налагать абсолютное вето (от лат. veto – запрещаю) на законы, принятые парламентом. Этот акт не позволяет закону вступить в силу, зато монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, подменяющих собой законы либо имеющих даже бо́льшую нормативную силу по сравнению с ними.

    Появление такой формы правления в Европе связано с восстаниями народных масс в XVIII-XIX вв. против абсолютизма, за ограничение прав монарха. Дуалистическая монархия стала воплощением компромисса, где монарх при этом выражает интересы феодалов (дворянства), а парламент представляет интересы буржуазии и в определенной степени других слоев населения (чаще всего «третьего сословия»). Несмотря на это полномочия монарха были очень сильны:

  • своими указами (декретами) он регулировал многие сферы жизни общества, такие указы не требовали одобрения парламента;
  • монарх имел право вето (но только отлагательного) по отношению к законам парламента;
  • назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом;
  • монарх имел право роспуска парламента;
  • глава государства имел право назначения даты новых выборов.

    Дуалистическая  монархия существовала в Германии (1871—1918 гг.), Турции, Ливии и других странах. Ограниченные монархии в виде дуалистических действуют в ряде стран Азии и Африки (например, в Марокко и Иордании). До 1990г. Непал и Кувейт являлись абсолютными монархиями, однако в силу исторических событий (народное восстание в Непале в 1990 г., война Кувейта с Ираком в 1991 г.) в них начались демократические реформы и на сегодняшний день Кувейт и Непал перешли от абсолютных к дуалистическим монархиям.

    Рассмотрев  такую форму государственного правления  как ограниченная монархия, можно сделать вывод, что степень участия населения в формировании органов власти монархии находится в прямой зависимости от степени развития в стране капиталистических отношений. В странах развитого капитализма коллегиальный орган – парламент – приобретает огромные полномочия, превращая монарха в номинальный орган. А там, где эти отношения развиты недостаточно, номинальный характер приобретает деятельность органа, избираемого населением (пример – Государственная дума в России 1905 – 1917 гг.). Таки образом, конкретный тип ограниченной монархии, установившийся в стране, зависит в первую очередь от развития в ней производственно-экономических отношений. 
 

    Нетрадиционные  монархии

    Нетрадиционные  монархии – особые виды монархий, которые не подпадают ни под одну категорию. Например, выборная монархия в Малайзии, где король избирается на пять лет из числа наследников султана из девяти штатов. Также существует коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах, где полномочия монархов принадлежат Совету эмиров, объединившихся в федерацию эмиратов. Существует патриархальная монархия в Свазиленде, где монархом, по существу, является вождь племени. Особо стоит отметить теократию – форму монархии, при которой высшая политическая и духовная власть в государстве сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви является одновременно и светским главой государства. Самым ярким примером теократической монархии в современном мире является Ватикан, где Римский Папа – глава церкви и государства.

    1.2. Республика

    Республика (лат. res publica – общественное дело) – это «форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущими ответственность перед избирателями»12. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. Государственная власть строится на принципе разделения властей. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. По Конституции США 1787 г. «ни одно лицо, не являющееся по рождению гражданином или не состоящее в гражданстве Соединенных Штатов во время утверждения этой Конституции, не может быть избрано на должность Президента; равным образом не подлежит избранию на эту должность лицо, не достигшее 35-летнего возраста и не прожившее 14 лет в пределах Соединенных Штатов»13. Согласно части 2 статьи 81 Конституции Российской Федерации «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет». Таким образом, в разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странах президент выбирается народом или его представителями.

    Можно выделить следующие основные признаки республики:

  • существование единоличного или коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства;
  • имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

    Наряду с монархической формой правления республиканская также зародилась в рабовладельческих государствах. Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой. В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. В современности

республика  переживает расцвет, и становится своеобразным ориентиром для развивающихся стран.

    Современные республики подразделяются на парламентские и президентские. Основной критерий разделения, заключается в том, какой из органов высшей власти – президент или парламент – формируют и руководят правительством. Отдельной формой принято также выделять смешанные «полупрезидентские» республики, в которых есть признаки и парламентской и президентской республики. Кроме того, в современном мире существуют нетрадиционные виды республик.

    1.2.1. Парламентская республика

    Парламентская республика – это форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо, но «правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства»14. Поскольку первый подобный высший представительный законодательный орган государственной власти появился в Англии, все последующие государства такого типа стали называться парламентскими. Эти государства характеризуются провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Парламент не только является высшим законодательным органом государственной власти, но и, опираясь на представительный (делегированный народом) характер своей власти, формирует органы исполнительной власти (избирает президента или формирует правительство). При подобной конструкции, хотя и существует разделение властей на законодательную (парламент), исполнительную (президент и / или правительство) и судебную (верховный, конституционный и другие суды), положение исполнительной власти зависит от решения парламента. Такой орган получил название ответственного (перед парламентом) правительства.

    Положение президента в парламентской республике отдаленно напоминает положение  монарха в парламентарных монархиях: его функции главы государства носят номинальный, формальный характер, большей реальной властью в стране обладает глава правительства – премьер-министр (может именоваться и иначе, например, в Германии - канцлер). Именно наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент, является формальной отличительной особенностью этого вида республики.

    При этой форме правления правительство  формируется только парламентским  путем, т.е. из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

Информация о работе Форма государства