Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат
Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.
2. Формы государства
2. Понятие и 
виды форм государственного 
Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.
Форма правления представляет собой структуру высших органов государственной власти , порядок их образования и распределения компетенции между ними .
Форма государственного 
правления позволяет уяснить : 
- Как создаются высшие органы власти и 
каково их строение; 
- Какой принцип лежит в основе взаимоотношений 
между высшими и другими государственными 
органами ; 
- Как строятся взаимоотношение между 
верховной государственной властью и 
населением страны; 
- В какой мере организация высших органов 
государства позволяет обеспечивать права 
и свободы гражданина.
Уже Аристотель 
, вслед за Платоном , столкнувшись с 
самыми разными формами организации 
и осуществления 
Монархическая – “ персональное единовластие ” – древняя форма правления .
Впервые зародилась 
в раннеклассовых обществах , власть 
в которых захватывали 
, которая появилась на рубеже IV – III тысячелетий 
до нашей эры , в итоге нелитической революции.
В этих раннеклассовых обществах организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и понятной.
Монарх назначал 
чиновника по управлению регионами 
или функциональными службами , те 
в свою очередь назначали более 
мелких руководителей работ . 
Такая вертикальная иерархия власти позволила 
строить весьма эффективную форму правления 
, при которой земледельцы – общинники 
, ремесленники и другие члены этих раннеклассовых 
обществ могли решать свои споры.
Сам же монарх решал 
, в нормальном режиме прав , вопросы 
связанные с организацией и осуществлением 
власти . Он советовался со своими чиновниками 
( советниками ) , среди которых были пророки, 
предсказатели , другие культовые служители.
Монархии , как 
форме правления , присуще четкие 
юридические признаки. 
Монарх персонифицирует государство , 
выступает во внешней и внутренней политике 
как глава государства . Монарху же приходится 
принимать решения по самым важным вопросам 
_ принципиально – государственным. Он 
обладает всей полнотой власти . Власть 
монарха верховна и суверенна. Он – высшая 
власть в государстве . Его власть объявлялась 
священной , наделялась религиозным ореолом. 
Она распространялась на все сферы жизни, 
в том числе и на судебную. Таким образом 
, власть монарха не знает ограничений 
и может и может распространятся на различные 
сферы государственной деятельности. 
Монарх – свободный от ответственности 
. Он не несет конкретной политической 
и юридической ответственности за результаты 
своего правления , а за ошибки злоупотребления 
в государственном правлении отвечают 
его советники.
Древневосточная 
монархия. В государствах Востока значительную 
роль в общественной жизни играли отношения 
общинного строя , патриархального быта 
. Рабовладение здесь носило коллективный 
или семейный характер и только государственные 
рабы принадлежали монарху.
Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.
В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.
Феодальная ( средневековая монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной и абсолютной монархии .
Конституционная 
монархия представляет такую форму 
правления , при которой власть монарха 
значительно ограничена представительным 
органом. 
Обычно это ограничение определяется 
конституцией , утверждаемой парламентом. 
Формально она не утратила своего значения 
в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего 
времени ( Англия , Дания , Испания и др. 
).
Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .
Парламентная 
монархия характеризуется основными свойствами 
: 
- Правительство формируется из представителей 
определенной партии , получивших большинство 
на выборах; 
- Лидер партии , обладающей наибольшим 
числом депутатских мест , становится 
главой государства ; 
- В законодательной , исполнительной и 
судебной сферах власть монарха фактически 
отсутствует , она является символической 
; 
- Законодательные акты принимаются парламентом 
и формально подписываются монархом ; 
- Правительство согласно конституции 
несет ответственность перед парламентом.
При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.
Республика – такая форма правления , при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.
Все высшие органы государственной власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.
Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной власти.
Надо обратить 
внимание и на то обстоятельство , что 
все ветви единой государственной 
власти осуществляют именно властные 
полномочия , т.е. организуют и обеспечивают 
отношения “ власти – подчиненные 
”в соответствующих сферах государственной 
жизни . Кроме того , следует подчеркнуть 
, что , несмотря на разделение властей 
, все республиканские органы призваны 
осуществлять согласованно , системно 
, организованно единую государственную 
власть и не могут функционировать друг 
без друга . Например 
: исполнительная власть зачастую готовит 
и передает парламенту проекты законов 
, а судебная власть функционирует как 
система , предотвращающая нарушение законов 
.
Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.
Вместе с тем в современных посттоталитарных государствах большую роль играет и власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.
Большое отличие 
от монархии имеет республика и в 
сфере образования органов 
Афинская демократическая 
республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности 
и значительный демократизм обусловливались 
социальной структурой афинского общества 
, характером рабовладения , а также 
наличием коллективного рабовладения 
. В республиканский период а Афинах 
сложилось эффективная система органов 
власти , имеющая четкую структуру и функции 
. 
Система государственных органов состояла 
из народного собрания , совета пятисот 
, выборных должностных лиц , суда присяжных 
, ареопага ( высшего судебного и политического 
органа ).
Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание которому подчинялись все остальные органы и должностные лица . В его работе принимали участие полноправные граждане , достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания бало принятие законов , но и осуществлялась разнообразная административная и судебная деятельность .
Народное собрание объявляло войну и заключало мир ; ведало высшими сношениями ; избирало военноначальников ( стратегов ) ; ведало религиозными делами , вопросами продовольствия . конфискацией имущества.
Высшим исполнительным 
органом власти был совет пятисот. 
Он формировался из представителей территориальных 
подразделений и руководил 
Спартанская аристократическая 
республика ( V-IV вв. до н.э. ). Спарта 
, в отличии от Афин , возглавлявших демократическую 
часть населения полисов 
, объединяла вокруг себя в основном их 
аристократическую часть.
Формально верховная власть принадлежала двум царям , фактически она ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военноначальниками , в военное время им принадлежала судебная власть , ведали делами культа.
Законодательную 
власть осуществлял совет старейшин 
( герусия ) . 
Герусия состояла из двух царей и 28 членов 
совета , избираемых из представителей 
аристократии пожизненно. Высшую правительственную 
власть осуществляла коллегия эфоров 
, ежегодно избираемых из числа заслуженных 
аристократов. Эфоры осуществляли контроль 
за деятельностью всех государственных 
органов и должностных лиц , в том числе 
и царей . Они рассматривали важнейшие 
гражданские и уголовные дела , решали 
вопросы внешней политики , осуществляли 
набор войска.
Римская аристократическая 
республика (V-II вв. до н.э.). Верховной 
властью в республиканском Риме 
был сенат. Члены сената назначались 
особо уполномоченными лицами ( цензорами) 
, которые в свою очередь назначались 
народным собранием. Все вопросы , решающиеся 
в местных органах власти 
(центуриях) , предварительно обсуждались 
в сенате. Прерогативой сената являлось 
установление диктатуры , после чего все 
должностные лица республики переходили 
в подчинение диктатора , срок полномочий 
ограничен шестью месяцами. Сенат обладал 
и другими важными полномочиями: он распоряжался 
казной и гос. имуществом , решал вопросы 
войны и мира , назначал командующих войсками 
и судебные коллегии. Народное собрание 
, а позже народный трибунат , делали все 
возможное для охраны граждан от злоупотребления 
властей.
Заслуга римской государственности состоит в том , что она оказала большое влияние на характер и структуру государственной власти ряда стран более поздних цивилизаций. Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформировали важнейший правовой институт цивилизованного общества – право собственности . Они подразделяют систему права на две части : право частное и право публичное .
Города – 
республики ( феодальные республики ). 
Возникает наряду с феодальными монархиями 
. Феодальные республики складываются 
в результате укрепления могущества и 
самостоятельности крупных городов , за 
которыми признавалось право выбирать 
собственные органы управления , издавать 
законы 
, осуществлять суд над гражданами. По 
отношению к центральной власти ( сеньору 
) город был обязан вносить определенные 
взносы , выделять граждан для военной 
службы.