Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат
Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.
Ярко выраженными 
городами-республиками были Флоренция 
, Венеция , 
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные 
города складывались и в 
Германии , Англии , где основную роль играли 
купцы и ремесленники.
Наиболее существенной чертой многих городов – республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений .
Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .
Глава правительства 
(премьер-министр) назначается президентом 
. Он формирует возглавляемое им 
правительство , которое осуществляет 
верховную исполнительную власть и отвечает 
за свою деятельность перед парламентом 
. 
Главной функцией парламента является 
законодательная деятельность и контроль 
за исполнительной властью. Обладает важнейшими 
финансовыми полномочиями.
Парламентская форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу личности , создает справедливые условия человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.
Президентская 
республика – соединяет в руках 
президента полномочия главы государства 
и главы правительства. Характерные 
черты: 
- Внепарламентский метод избрания президента 
и формирования правительства; 
- Ответственность правительства перед 
президентом , а не перед парламентом; 
- Более широкие , чем в парламентской республике 
, полномочия главы государства.
Социалистическая 
республика – особая форма государственного 
правления 
, которая возникла в ряде стран в результате 
социалистической революции. 
Основные особенности : 
- Ведущая роль принадлежит представительным 
органам , которые составляют основу аппарата 
государственной власти ; 
- Социалистическая республика должна 
сочетать политическое , хозяйственное 
и культурное руководство общественной 
жизнью в едином государственном механизме 
, что позволило бы государственной власти 
суверенно распоряжаться общественными 
средствами производства, регулировать 
и контролировать распределение материальных 
и духовных благ; 
- Высшие и местные органы власти объединяются 
в единую представительскую систему , 
основанную на принципе демократического 
централизма; 
- В условиях социалистического государственного 
правления законодательная и исполнительная 
власти соединяются в лице работающих 
представительных учреждений; 
- Социалистическая республиканская форма 
правления предполагает подотчетность 
и подконтрольность исполнительно – распорядительных 
органов органам законодательной власти; 
- Социалистическая республика создает 
необходимые условия и предпосылки для 
обеспечения руководящей роли рабочего 
класса и его партии в общественной и государственной 
жизни.
Различают три разновидности социалистической формы государственного правления : Парижскую коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.
Парижская коммуна считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.
Республика Советов 
– возникла в новых исторических 
условиях в России. 
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную 
с Парижской коммуной форму организации 
власти и выделяет следующие ее признаки: 
- Слом старого буржуазного государственного 
аппарата и образование таких органов 
власти , которые бы обеспечивали защиту 
завоеваний революции вооруженной силой 
рабочих и крестьян. 
- Обеспечение реального участия трудящихся 
масс в управлении государством , превращения 
Советов в политическую основу государственного 
строя , совмещения в них функций законодательного 
и исполнительного органа. 
- Руководящая роль в организации государственной 
и общественной жизни страны принадлежит 
партии рабочего класса , которая определяет 
и направляет внутреннюю и внешнюю политику 
государства .
Народно – демократическая республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.
Советская и 
народно – демократическая 
. Важнейшим фактором , который обусловливал 
специфику данной конкретной формы государства 
любого типа , считалось соотношение классовых 
сил, борьбы классов.
2.2 Понятие и 
виды форм государственного 
Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.
Форма государственного 
устройства показывает: 
- Из каких частей состоит внутренняя структура 
государства; 
- Какое правовое положение этих частей 
и каково взаимоотношение их органов; 
- Как строятся отношения между центральными 
и местными государственными органами; 
- В какой государственной форме выражаются 
интересы каждой нации , проживающей на 
территории данного государства.
По форме государственного устройства все государства можно разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.
Унитарное государство 
– это единое цельное государственное 
образование , состоящее из административно 
территориальных единиц , которые подчиняются 
центральным органам власти и признаком 
государственного суверенитета не обладают 
. Характеризуется следующими признаками: 
- Во-первых , унитарное государство предполагает 
единые , общие для всей страны высшие 
представительные , исполнительные и судебные 
органы которые осуществляют верховное 
руководство соответствующими местными 
органами. 
- Во-вторых , на территории унитарного 
государства действует одна конституция 
, единая система законодательства , одно 
гражданство . В нем функционирует единая 
денежная система , проводится обязательное 
для всех административно-
- В-третьих , составные части унитарного 
государства ( области , департамента , 
провинции ) государственным суверенитетом 
не обладают .
Они не имеют 
своих законодательных органов , 
самостоятельных воинских формирований 
и др. атрибутов государственности 
. В то же время местные органы 
в унитарном государстве 
Централизованное 
– если во главе местных органов 
государственной власти стоят назначенные 
из центра чиновники , которым подчинены 
местные органы самоуправления . В децентрализованных 
государствах местные органы государственной 
власти избираются населением и пользуются 
значительной самостоятельностью в решении 
вопросов местной жизни. 
- В-четвертых , унитарное государство 
, на территории которого проживают малочисленные 
национальности , широко допускает национальную 
и законодательную автономию . В Монголии 
автономным государственным образованием 
является Баян – Улэгэйский аймак , на 
территории которого проживает в основном 
лица казахской национальности. 
- В-пятых , в унитарном государстве все 
внешние межгосударственные сношения 
осуществляют государственные органы 
, которые официально представляют страну 
на международной арене. 
- В-шестых , унитарное государство имеет 
единые вооруженные силы , руководство 
которыми осуществляется центральными 
органами государственной власти .
Федерация представляет 
собой добровольное объединение 
нескольких , ранее независимых 
В федерации 
существует два уровня государственного 
аппарата : федеральный , союзный и 
республиканский . На высшем уровне федерации 
характер государственности выражается 
в создании двухпалатного союзного 
парламента , одна из палат которого 
отражает интересы субъектов федерации. 
При ее формировании используется принцип 
равного представительства вне зависимости 
от численности населения . Другая палата 
формируется для выражения интересов 
всего населения государства , всех его 
регионов . В федерации может также существовать 
государственный аппарат и на местном 
уровне . Одним из формальных признаков 
федерации является наличие двойного 
гражданства , каждый гражданин считается 
гражданином федерации и гражданином 
соответствующего государственного образования 
. И это закрепляется конституциями государств. 
Это означает , что объем прав и свобод 
у каждого гражданина , независимого от 
того , на территории какого субъекта федерации 
он проживает , один и тот же.
В федеративном 
государстве функционирует 
Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.
Главным вопросом 
любой федерации является разграничение 
компетенции между союзом и субъектами 
федерации. Практика федеративных государств 
показывает что вопрос полномочий федерации 
и местных органов решается на основе 
трех принципов : 
1. Принцип исключительной компетенции 
федерации , т.е. определение предметов 
ведения. 
2. Принцип совместной компетенции , т.е. 
установление одного и того же перечня 
предметов ведения как федерации , так 
и субъектов. 
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает 
установление федеральных полномочий.
Мировой опыт показывает 
, что федеральное 
В своем развитии 
российский федерализм прошел три основных 
этапа: 
1. Создание основ социалистического федерализма 
(1918 –1936 г.). 
2. Утверждение фактического унитаризма 
в государственном устройстве России
(1937-1985 г.). 
3. Реформы государственного устройства 
перед Конституцией 1993 г..
Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.
Процесс создания 
автономий , изменения их границ и после 
принятия в 
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая 
за год до этого Конституция СССР закрепила 
создание союзного государства , в которой 
РСФСР стала одной из равноправных республик. 
Созданный в 1922г. СССР являл собой иное 
федеральное государство , т.к. состоял 
из разных субъектов с правом выхода из 
федерации.
Ко времени принятия Конституции СССР 1936г. и РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные гарантии не оказали какого-либо сдерживающего влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.
Мощная демократическая 
волна , вызванная перестройкой и 
послевоенными реформами , обострила 
процесс государственно-
Национальные 
федерации характеризуются 
1. Субъектами такой федерации являются 
национальные государства и национально-государственные 
образования , которые отличаются друг 
от друга национальным составом населения 
, его особой культурой , бытом , традициями 
, обычаями. 
2. Национальная федерация строится на 
принципе добровольного объединения составляющий 
его субъекта. 
3. Национальная федерация обеспечивает 
государственный суверенитет больших 
и малых наций , их свободное и самостоятельное 
развитие. 
4. Высшие государственные органы национальной 
федерации формируется из представителей 
субъектов федерации. 
5. Важнейшей особенностью национальной 
федерации является правовое положение 
ее субъектов.
Субъекты национальной 
федерации в сфере 
В этой связи 
важно различать союзное