Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 13:49, реферат

Описание

Понятие и виды форм государственного правления. Понятие и виды форм государственного режима.

Работа состоит из  1 файл

формы государства.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Ярко выраженными  городами-республиками были Флоренция , Венеция , 
Генуя – в Италии , Новгород и Псков . Вольные города складывались и в 
Германии , Англии , где основную роль играли купцы и ремесленники.

Наиболее существенной чертой многих городов – республик  было признание свободы граждан  и свободы рыночных отношений .

Парламентарная республика – разновидность современной формы государственного правления , при которой верховная власть в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Глава государства избирается парламентом. Глава государства обладает обширными полномочиями. Он обнародует законы , издает декреты , имеет право роспуска парламента , назначает главу правительства , является главнокомандующим вооруженными силами .

Глава правительства (премьер-министр) назначается президентом . Он формирует возглавляемое им правительство , которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом . 
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Обладает важнейшими финансовыми полномочиями.

Парламентская форма республиканского правления  представляет собой такую структуру  высших органов государственной  власти , которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни , свободу  личности , создает справедливые условия  человеческого общежития , основанного на началах правовой законности.

Президентская республика – соединяет в руках  президента полномочия главы государства  и главы правительства. Характерные  черты: 
- Внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; 
- Ответственность правительства перед президентом , а не перед парламентом; 
- Более широкие , чем в парламентской республике , полномочия главы государства.

Социалистическая  республика – особая форма государственного правления 
, которая возникла в ряде стран в результате социалистической революции. 
Основные особенности : 
- Ведущая роль принадлежит представительным органам , которые составляют основу аппарата государственной власти ; 
- Социалистическая республика должна сочетать политическое , хозяйственное и культурное руководство общественной жизнью в едином государственном механизме , что позволило бы государственной власти суверенно распоряжаться общественными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ; 
- Высшие и местные органы власти объединяются в единую представительскую систему , основанную на принципе демократического централизма; 
- В условиях социалистического государственного правления законодательная и исполнительная власти соединяются в лице работающих представительных учреждений; 
- Социалистическая республиканская форма правления предполагает подотчетность и подконтрольность исполнительно – распорядительных органов органам законодательной власти; 
- Социалистическая республика создает необходимые условия и предпосылки для обеспечения руководящей роли рабочего класса и его партии в общественной и государственной жизни.

Различают три  разновидности социалистической формы  государственного правления : Парижскую  коммуну , Советскую республику и народно- демократическую (народную) республику , которые изначально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата.

Парижская коммуна  считается исторически первой формой диктатуры пролетариата. Во-первых , Парижская коммуна реализовала  принцип всеобщего и равного избирательного права. Во-вторых , коммуна полностью разрушила старый государственный аппарат , заменив его новым. Высшим органом власти являлся совет коммуны . Он избирал десять комиссий , через которые коммуна осуществляла высшие законодательные , исполнительные и судебные функции. В- третьих , подобная структура государственной власти в коммуне полностью отвергала буржуазный парламентаризм и связанную с ним теорию разделения властей.

Республика Советов  – возникла в новых исторических условиях в России. 
В республике Советов В.И.Ленин видит однотипную с Парижской коммуной форму организации власти и выделяет следующие ее признаки: 
- Слом старого буржуазного государственного аппарата и образование таких органов власти , которые бы обеспечивали защиту завоеваний революции вооруженной силой рабочих и крестьян. 
- Обеспечение реального участия трудящихся масс в управлении государством , превращения Советов в политическую основу государственного строя , совмещения в них функций законодательного и исполнительного органа. 
- Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса , которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства .

Народно – демократическая  республика – возникает после второй мировой войны . По структуре и характеру она мало чем отличается от советской формы правления.

Советская и  народно – демократическая формы  правления полностью отрицали прогрессивные  стороны парламентаризма и принцип  разделения власти 
. Важнейшим фактором , который обусловливал специфику данной конкретной формы государства любого типа , считалось соотношение классовых сил, борьбы классов.

2.2 Понятие и  виды форм государственного устройства

Форма государственного устройства – это национальное и административно – территориальное строение государства , которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями , между центральными и местными органами власти.

Форма государственного устройства показывает: 
- Из каких частей состоит внутренняя структура государства; 
- Какое правовое положение этих частей и каково взаимоотношение их органов; 
- Как строятся отношения между центральными и местными государственными органами; 
- В какой государственной форме выражаются интересы каждой нации , проживающей на территории данного государства.

По форме государственного устройства все государства можно  разделить на три основные группы : унитарное , федеративное и конфедеративное.

Унитарное государство  – это единое цельное государственное  образование , состоящее из административно территориальных единиц , которые подчиняются центральным органам власти и признаком государственного суверенитета не обладают . Характеризуется следующими признаками: 
- Во-первых , унитарное государство предполагает единые , общие для всей страны высшие представительные , исполнительные и судебные органы которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами. 
- Во-вторых , на территории унитарного государства действует одна конституция , единая система законодательства , одно гражданство . В нем функционирует единая денежная система , проводится обязательное для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика. 
- В-третьих , составные части унитарного государства ( области , департамента , провинции ) государственным суверенитетом не обладают .

Они не имеют  своих законодательных органов , самостоятельных воинских формирований и др. атрибутов государственности . В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной , а иногда и значительной независимостью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государство централизованным и децентрализованным .

Централизованное  – если во главе местных органов  государственной власти стоят назначенные из центра чиновники , которым подчинены местные органы самоуправления . В децентрализованных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни. 
- В-четвертых , унитарное государство , на территории которого проживают малочисленные национальности , широко допускает национальную и законодательную автономию . В Монголии автономным государственным образованием является Баян – Улэгэйский аймак , на территории которого проживает в основном лица казахской национальности. 
- В-пятых , в унитарном государстве все внешние межгосударственные сношения осуществляют государственные органы , которые официально представляют страну на международной арене. 
- В-шестых , унитарное государство имеет единые вооруженные силы , руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти .

Федерация представляет собой добровольное объединение  нескольких , ранее независимых государственных  формирований в одно союзное государство.

В федерации  существует два уровня государственного аппарата : федеральный , союзный и  республиканский . На высшем уровне федерации  характер государственности выражается в создании двухпалатного союзного парламента , одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. 
При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения . Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства , всех его регионов . В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне . Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства , каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования . И это закрепляется конституциями государств. Это означает , что объем прав и свобод у каждого гражданина , независимого от того , на территории какого субъекта федерации он проживает , один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая система , построенная на принципе централизации , единства . Но субъекты федерации могут создавать и собственную правовую систему.

Финансовая зависимость  является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму , с помощью которого центральная власть подчиняется и контролируется субъектами федерации.

Главным вопросом любой федерации является разграничение  компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает что вопрос полномочий федерации  и местных органов решается на основе трех принципов : 
1. Принцип исключительной компетенции федерации , т.е. определение предметов ведения. 
2. Принцип совместной компетенции , т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения как федерации , так и субъектов. 
3. Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

Мировой опыт показывает , что федеральное государственное  устройство более прочно в тех  странах , где ликвидирована дискриминация  по национальному признаку , укоренилась политическая культура . Можно привести конкретный пример , рассмотрев российский федерализм.

В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 –1936 г.). 
2. Утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России

(1937-1985 г.). 
3. Реформы государственного устройства перед Конституцией 1993 г..

Федерализм возник и развивался в России по идеологическим схемам большевизма, положившего в  основу федерации не реальную демократизацию власти , а преодоление «национального гнета». Начался хаотический процесс создания автономий по национальным или географическим признакам , хотя ясных границ национального разделения не существует , и население было смешанным.

Процесс создания автономий , изменения их границ и после принятия в 
1925г. новой Конституции РСФСР. Принятая за год до этого Конституция СССР закрепила создание союзного государства , в которой РСФСР стала одной из равноправных республик. Созданный в 1922г. СССР являл собой иное федеральное государство , т.к. состоял из разных субъектов с правом выхода из федерации.

Ко времени  принятия Конституции СССР 1936г. и  РСФСР 1937г. государство по существу стало унитарным. Конституционные  гарантии не оказали какого-либо сдерживающего  влияния на политику репрессий , которые существовали под руководством Коммунистической партии в масштабах страны.

Мощная демократическая  волна , вызванная перестройкой и  послевоенными реформами , обострила  процесс государственно-правового  развития страны в целом и России в частности.

Национальные  федерации характеризуются более  сложным государственным устройством. Национальная федерация , независимо от ее разновидностей , имеет основные признаки : 
1. Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования , которые отличаются друг от друга национальным составом населения , его особой культурой , бытом , традициями , обычаями. 
2. Национальная федерация строится на принципе добровольного объединения составляющий его субъекта. 
3. Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций , их свободное и самостоятельное развитие. 
4. Высшие государственные органы национальной федерации формируется из представителей субъектов федерации. 
5. Важнейшей особенностью национальной федерации является правовое положение ее субъектов.

Субъекты национальной федерации в сфере международных  отношений могут установить дипломатические  отношения с любым государством мирового сообщества , заключать политические , экономические и др. договоры.

В этой связи  важно различать союзное государство , складывающееся в условиях территориальной федерации , и союз государств , которые объединяются по национальному признаку. Союзное государство является федерацией , основанной на договорной территориальной основе , а союз государств – федеральное объединение национальных государств , которые обладают как государственным , так и национальным суверенитетом.

Информация о работе Формы государства