Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, так и на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука, однако представляется более верным в рамках работы опираться на современные знания и теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие формы государства…………………………………………....5
Глава 2. Формы правления……………………………………………………….9
2.1. Монархия……………………………………………………………………...9
2.2. Республика…………………………………………………………………..12
Глава 3. Форма государственного устройства………………………………....15
3.1. Унитарное государство……………………………………………………..15
3.2. Федерация……………………………………………………………………15
3.3. Конфедерация……………………………………………………………….18
Глава 4. Государственно-политический режим и его виды…………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 3.docx

— 63.12 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Понятие формы  государства…………………………………………....5

Глава 2. Формы правления……………………………………………………….9

2.1. Монархия……………………………………………………………………...9

2.2. Республика…………………………………………………………………..12

Глава 3. Форма государственного устройства………………………………....15

3.1. Унитарное государство……………………………………………………..15

3.2. Федерация……………………………………………………………………15

3.3. Конфедерация……………………………………………………………….18

Глава 4. Государственно-политический режим и его виды…………………..20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список источников и литературы………………………………………………26

 

Введение.

В теории государства и  права, как и в некоторых иных общественных науках, рассматривается проблема формы государства, то есть проблема формирования и функционирования особой формы общественной жизни человека – государства.

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, так и на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука, однако представляется более верным в рамках работы опираться на современные знания и теории.

Государство это определенный способ организации общества, а также  организация публичной политической власти, распространяющаяся на все  общество, выступающая его официальным  представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения. Как  управляющая обществом система, государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий. Основные направления деятельности государства подразделяются на внутренние (деятельность в пределах данного общества) и внешние (межгосударственные отношения), которые взаимосвязаны и взаимозависимы.

В отечественной и зарубежной теории государства нет единого, общепризнанного учения о том, что такое форма государства. Существуют различные точки зрения, разные подходы к определению понятия и содержания формы государства.

В различных странах государственные  формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет много общих признаков, позволяющих дать определение каждому элементу формы государства. В процессе развития юридической науки произошла систематизация проявления признаков государства, и его форма стала рассматриваться как единство формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Это и есть те три составляющие, которые образуют форму государства.

Таким образом, целью написания  данной курсовой работы является изучение одной из важнейших тем теории государства и права – формы  государства, ее составных частей по отдельности и в целом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие формы государства.
  • Изложить понятия форм правления, а так же соотнести монархическую и республиканскую формы правления.
  • Рассмотреть формы государственного устройства.
  • Охарактеризовать государственные режимы.

Исходя из цели и поставленных задач, структура работы состоит  из введения, четырех вопросов, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Понятие  формы государства.

Любое государство, помимо его  сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства. Форма государства характеризует отношения между людьми и государством в процессе управления ими, способы организации высших органов государственной власти, административно-территориальную организацию государства.

Государство – это структурированная  организация, строящая свою деятельность на основе права.

Форма государства – это  не простая совокупность составляющих ее элементов, а единство целостной системы, обусловленное ее внутренними связями и отношениями. Форма каждого конкретного государства как единство указанных элементов (формы правления, формы государственного устройства и политического режима) складывается исторически под влиянием целого ряда факторов. Несомненное воздействие на нее оказывает уровень экономического развития, достигнутый обществом на определенном этапе своего развития, и отношения между основными политическими силами в обществе. Поэтому в разные исторические эпохи преобладали те формы государства, которые в большей степени соответствовали ступени экономического роста и соотношению политических сил в стране. Этим объясняется то, что в Средние века, например, наиболее распространенной формой правления была монархия (разных видов). А после буржуазных революций в некоторых странах монархическая форма правления либо претерпела существенные изменения, либо была заменена республиканской (тоже разных видов). Такое разнообразие объясняется тем, что, помимо указанных выше факторов, на форму государства могут оказывать влияние также иные условия, в частности, географическое положение страны, исторические традиции, присущие населяющим ее народам, господствующая идеология, религия, уровень культурного развития и национального сознания народа, степень его политической активности1.

Форма государства – это  организационно-функциональная структура государства, выражающая способ организации и осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением. На протяжении многих столетий политико-правовая мысль пыталась объяснить устройство тех или иных государств, выделяя самое основное в формах государства. В теоретическом осмыслении государственного устройства особое место занимает характеристика формы правления, поскольку именно по форме правления определяют, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе. Еще в Древнем мире философы и мыслители рассматривали различные формы правления, выделяя «правильные» и «неправильные» формы организации государственной власти. Например, один из величайших мыслителей античности Платон исходил из того, что идеальной формой правления «идеального государства» как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» – аристократия. Кроме того, им выделялись и рассматривались «законная монархия» – царская власть и «незаконная» – олигархия.

О многообразии форм государства  говорил и Аристотель – ученик Платона и одновременно его критик. Рассматривая форму государства как систему, олицетворяемую верховной властью в государстве, Аристотель определял ее в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию и политию, или умеренную демократию. Эти формы государства считались им «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующие «неправильные» формы – тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.

Цицерон, например, выделял  в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть – монархию, власть оптиматов – аристократию, а также народную власть – демократию) и смешанную форму.

В эпоху Нового времени  в трудах Дж. Локка, Ш. Монтескье, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищева и многих других мыслителей предприняты попытки обобщить и систематизировать знания о существующих формах государственного правления, выявить причины и предпосылки, которые определяли ту или иную форму правления.

В настоящее время в  юридической и политологической литературе классификация формы государства осуществляется главным образом по ее элементам: форме правления (монархия и республика), форме государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация), форме государственного (политического) режима (демократические или авторитарные методы государственного правления)2.

Некоторые авторы, например, помимо названных элементов, выделяют следующие формы государства: монократическая (монистическая), сегментарная (сегмент – отрезок целого) и поликратическая (плюралистическая).

При этом под монократической формой государства понимают такое государство, при котором государственная власть характеризуется высокой степенью централизации в руках одного лица или органа (Оман, ОАЭ, Саудовская Аравия, Катар). Ни разделение властей, ни подлинная автономия в территориально-политическом устройстве, ни реальное местное самоуправление при такой форме не допускаются. В государственном режиме доминируют авторитарные методы управления3.

Сегментарная государственная форма предполагает определенное разделение полномочий между различными институтами государственной власти по управлению обществом. Эта форма характеризуется наличием конституции и парламента, провозглашаются и отчасти осуществляются демократические права и свободы, признается разделение властей, определенная степень местного самоуправления. Сегментарная форма государства существует в таких странах, как Венесуэла, Египет, Иордания, Марокко и др4.

Поликратическая государственная форма характеризуется демократическими правовыми методами управления обществом, гарантиями основных прав и свобод личности, разделением властей, системой взаимных сдержек и противовесов, значительной степенью автономии административно-территориальных единиц и субъектов федерации (там, где она существует), наличием самостоятельных органов местного самоуправления. Это такие развитые страны, как США, Великобритания, Германия, Дания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония и др5.

Форма государства – это  сложное понятие, включающее три  элемента: форму правления, государственное устройство и политический режим.6

Рассмотрим, что собой  представляет каждый из вышеперечисленных  элементов.

 

Глава 2. Форма правления

Государство – это форма  осуществления суверенной власти. В зависимости от того, кто является носителем суверенной власти можно говорить о различных формах правления. Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов, и их взаимоотношения с населением7.

По формам правления государства  подразделяются на монархии и республики.

 Монархия (греч. monarchia - единовластие)8 – это такая форма правления, при которой вся верховная власть сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), передается по наследству, или династически. Монархическая форма правления складывается еще в рабовладельческом обществе и до сих пор сохраняется в некоторых странах. Конечно, при этом монархия как форма правления не оставалась неизменной. Она претерпевала весьма значительные изменения в зависимости от условий развития общественно-политических институтов и расстановки социально-политических сил общества.

Монархия характеризуется  следующими основными признаками:

    • главой государства является монарх;
    • власть монарха передается по наследству, или династически;
    • деятельность монарха не ограничена определенным сроком, т. е. он исполняет свои обязанности пожизненно.

В настоящее время монархические  формы правления существуют:

в Европе – Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Испания, Люксембург, Норвегия, Швеция, Монако, Лихтенштейн, Андорра;

в Азии – Бахрейн, Бутан, Бруней, Катар, Кувейт, Иордания, ОАЭ, Саудовская Аравия, Таиланд, Япония, Малайзия;

в Африке – Лесото, Марокко, Свазиленд.

Монархии подразделяются на абсолютные (неограниченные) и ограниченные. Монархия называется абсолютной, если верховную государственную власть единолично осуществляет глава государства – монарх (король, царь, император, шах, эмир), не ограниченный каким-либо другим органом государственной власти. Например, история знает много примеров абсолютной монархии: самодержавная Россия, Англия – в период правления династии Стюартов, Франция – при правлении династии Бурбонов. В настоящее время абсолютные монархии в ее «чистом» виде сохранились в некоторых странах Азии и Персидского залива. Например, Бутан, Бруней – самые известные абсолютные монархии. Абсолютная монархия как форма правления существует также в таких странах, как Катар, Бахрейн, Оман, Кувейт, Саудовская Аравия. Хотя в этих странах приняты конституции и созданы парламенты, однако вся власть принадлежит монарху, а парламенты имеют лишь консультативный характер.

Ограниченная монархия – это такая форма правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом – парламентом, действующим на основе конституции (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Япония, Испания, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Малайзия, Люксембург, Лихтенштейн, Монако и др.). Ограниченные монархии подразделяются на дуалистические и парламентские.

Дуалистическая монархия – это переходная форма правления от абсолютной к парламентарной монархии. Она характеризуется следующими основными признаками:

    • монарх выполняет функции реального главы государства;
    • наряду с монархом существуют и иные высшие органы государственной власти (парламент и правительство);
    • некоторые члены парламента назначаются монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);
    • члены правительства назначаются монархом, и правительство несет ответственность лично перед монархом.

Информация о работе Форма государства