Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 09:27, курсовая работа

Описание

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, так и на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. Было бы неверным отрицать все те научные гипотезы, концепции, знания, созданные ранее и признанные ныне не полностью отражающими те общественные отношения и их субъектов изучением которых занимается юридическая наука, однако представляется более верным в рамках работы опираться на современные знания и теории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие формы государства…………………………………………....5
Глава 2. Формы правления……………………………………………………….9
2.1. Монархия……………………………………………………………………...9
2.2. Республика…………………………………………………………………..12
Глава 3. Форма государственного устройства………………………………....15
3.1. Унитарное государство……………………………………………………..15
3.2. Федерация……………………………………………………………………15
3.3. Конфедерация……………………………………………………………….18
Глава 4. Государственно-политический режим и его виды…………………..20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список источников и литературы………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 3.docx

— 63.12 Кб (Скачать документ)

В современной юридической  литературе выделяют и содружество как форму объединения государств (СНГ). Содружество так же, как и конфедерация создается для достижения определенных целей19.

Истории известна также такая  форма государственного устройства, как империя – сложное государство, созданное насильственным путем в результате завоеваний и присоединения отдельных территорий. Империи существовали с глубокой древности (империя Александра Македонского, Римская империя) до начала ХХ в. (Великобритания, дореволюционная Россия). Однако единого государственно-правового статуса у составных частей империй никогда не было20.

 

Глава 4. Государственный (политический) режим

Политический режим – это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть21.

 Политический режим во многом предопределяет не только особенности организации и деятельности государственной власти, но также ее соотношение со всеми существующими негосударственными общественно-политическими организациями, степень участия населения в управлении делами общества и государства. Иными словами, государственный (политический) режим во многом предопределяет особенности функционирования политической системы общества в целом.

Государственный режим характеризуется  правовыми или неправовыми способами (методами) осуществления власти. В зависимости от методов осуществления государственной власти политический режим может быть демократическим или антидемократическим.

Демократия (от греч. demos – «народ» и kratos – «власть»)22 – народовластие – означает широкий объем политических и гражданских прав человека, активное участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти, признание воли народа единственным источником государственной власти.

Признаки демократического политического режима:

    • широкий круг прав и свобод личности, их конституционные гарантии;
    • наличие у властных органов мандата народа;
    • наличие рыночной, саморегулирующейся экономики;
    • многообразие форм собственности;
    • свобода экономической и предпринимательской деятельности;
    • верховенство права, независимость правосудия (суда);
    • принцип разделения властей;
    • идеологическое многообразие, политический плюрализм, в том числе многопартийность;
    • принцип: разрешено все, что не запрещено законом.

Демократический политический режим является предпосылкой формирования гражданского общества и правовой государственности.

Государственное управление основано на правовых принципах осуществления власти.

Экономической основой демократического режима является многоукладная экономика с разными формами собственности (в том числе и частной) и рыночные отношения. Свобода экономической и предпринимательской деятельности является важнейшим условием для развития экономики страны. Развитая экономика способствует социальной защищенности личности и развитию ее творческого потенциала.

В Российской Федерации в  соответствии с Конституцией народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления23. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Следовательно, народовластие имеет две формы: представительную и непосредственную демократию.

Представительная демократия означает осуществление полновластия народа через представительные, т. е. выборные органы государственной власти (на федеральном уровне и в субъектах федерации) и местного самоуправления.

Непосредственная демократия – это прямое участие народа в  решении вопросов государственной власти путем всенародного голосования (референдума) или местных референдумов. Достоинством непосредственной демократии является то, что воля народа выявляется прямо и без всяких искажений. Недостаток ее состоит в сложности организации и дороговизне проведения всенародного голосования.

Демократический правовой режим  является основой для общения цивилизованных народов, гарантом обеспечения мира и безопасности на земле. Решение многих глобальных проблем современности возможно только совместными усилиями на основе правовых средств и механизмов.

Антидемократический режим (тоталитарный и авторитарный) характеризуется устранением политических прав и свобод, отстранением народа от государственной власти, ее узурпацией отдельным лицом или группой лиц, подавлением всякого инакомыслия, упразднением представительных органов власти или их превращением в послушные орудия выражения воли фактических руководителей.

При тоталитарном режиме государство осуществляет тотальный, т. е. полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. В политической сфере – существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппарата, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация.

Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.

В тоталитарном государстве  вся деятельность граждан, частных  лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частных интересов и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности»24.

Сущность тоталитаризма  состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим – это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не является ни правовым, ни государственным.

Антидемократическим также  считают авторитарный режим. При авторитарном режиме существует жесткая централизация государственной власти. При этом государственная власть не формируется и не контролируется народом. Государственное управление осуществляется политической элитой во главе с ее лидером. Хотя и существуют представительные органы, но они не играют существенной роли в общественной жизни. В основном они дублируют решения, принимаемые правящей партией. При авторитарном режиме усилена роль правоохранительных и судебных органов. Они могут действовать и неправовыми методами осуществления своих полномочий.

Однако при авторитарном режиме в определенной степени допускается свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности, хотя приоритет отдается государственной форме собственности. В политической жизни общества могут участвовать несколько партий, однако все они должны придерживаться линии, выработанной правящей партией. Оппозиция не допускается. Во взаимоотношениях государства и личности приоритет отдается государственным интересам. Хотя права и свободы граждан закрепляются в конституционных актах, но пользоваться ими можно только в ограниченных случаях. Не существует реальных гарантий обеспечения прав и свобод личности. Ради обеспечения государственных интересов зачастую нарушаются права и свободы граждан.

В настоящее время авторитарный режим существует в таких странах, как Северная Корея, Куба, Вьетнам и др. Есть надежда, что со временем в этих странах тоже установятся демократические формы правления, и на земле будет мир и согласие.

 

Заключение

Таким образом, форма государства  может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима.

Политические формы современных  государств складывались в течении нескольких столетий. Эти формы определялись в конечном счете экономическим строем общества, его базисом. Большое влияние на форму государства оказывают исторические традиции (сохранение монархии в Великобритании, Швеции, Японии и других странах), условия образования государства (федеративная форма государства США, Швейцарии), равно как и особенности современного внутриполитического развития данной страны и ее международного положения.

 Разнообразие форм  государства еще больше возросло  в результате распада колониальной  системы, когда на политической  карте мира появился ряд молодых  суверенных государств. Перипетии  политической борьбы приводят во многих освободившихся странах к частой модификации государственных форм.

В современном мире наиболее распространенной формой государства  является демократическая федеративная республика. Именно в ней наиболее четко проявляются все современные  воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это не означает, что  развитие форм государства достигло совершенства. Скорее всего, в процессе эволюционного развития, в ближайшей исторической перспективе появятся новые элементы форм государства. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс ее постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения содержания государственной власти.

 

 

Список источников и литературы.

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004.
  2. Абдулатипов Р.Г. Россия на пороге ХХI века: Состояние и перспективы федеративного устройства. М.,1996.
  3. Ильин И. А.О монархии и республике // Собр. соч.: В 10 т. Т. 4. М., 1994.
  4. Каменская Г.В., Родионов А. Н. Политические системы современности. М., 1994.
  5. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
  6. Петров В.С. Сущность, содержание и формы государства. Л., 1981.
  7. Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990.
  8. Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999.
  9. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003.
  10. Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995.
  11. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М.,1993.
  12. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве // Государство и право. 1995. № 8.
  13. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. № 8–9.
  14. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997.

1 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – с.42.

2 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 - с. 43

3 Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 54–55.

4 Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 54–55.

5 Чиркин В. Е. Основы сравнительного государствоведения. М., 1997. С. 54–55.

6 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 – с.41.

7 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — с. 89.

8 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 328

9 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 441

10 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.81

11 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — с. 96.

12 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 500.

13 Словарь терминов по теории государства и права, М: Юрист, 1999, с. 534.

14 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.71.

15 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.72.

16 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.73.

17 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.65.

18 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 - с. 51.

19 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 - с. 51.

20 Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Финансовый контроль, 2004 - с. 51-52.

21 Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. — М.:Юристъ, 2003. — с. 101.

22 Словарь иностранных слов – 19-е издание, М, 1990, с. 156.

23 Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009 –ст.3.

24 Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993. С. 114.

 


Информация о работе Форма государства