Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.

Содержание

Введение 3

1. Форма государства, происхождение и сущность 7

2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19

3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38

4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Форма государства.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра теории государства  и права

 

 

Учебная дисциплина «Теория государства и права»

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМА ГОСУДАРСТВА

(курсовая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 1 курса 6 группы

заочного факультета

Д. В. Власов

адрес: 413101, Саратовская

область, г. Энгельс-1,

дом 58, квартира 28

тел. моб: 8-917-028-2196

 

 

 

 

Саратов- 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение                   3

 

1. Форма государства, происхождение и сущность            7

 

2. Форма правления                                                                      12

2.1. Монархические формы правления              13

2.2. Республиканские формы правления              19

 

3. Форма государственного устройства             31

3.1. Унитарное государство                31

3.2. Федеративное государство               32

3.3. Конфедеративное государство               38

 

4. Форма государственного режима      44

4.1. Антидемократические режимы      45

4.2. Демократические режимы       47

 

Заключение           48

 

Список  использованной литературы      50

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В отечественной литературе политическую систему общества нередко определяют как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих государственных и общественных институтов, осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути, она есть механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы общества направлена на регулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

К элементам политической системы общества относят государство, политические партии, общественные объединения, союзы, группы давления, церковь, средства массовой информации и другие институты общества, способствующие формированию власти и нуждающиеся в ее поддержке для реализации своих интересов. Все элементы политической системы тесно взаимосвязаны. Так, государство осуществляет все важнейшие функции управления обществом. Но многие из этих функций, хотя и иными средствами, осуществляют другие политические институты. Например, культурно-образовательную функцию в немалой степени осуществляют наряду с государством и общественные объединения, а также средства массовой информации, пропагандируя, публикуя, показывая различные произведения культуры, формируя у населения потребность определенного отношения к культуре, образованию.

Главный институт политической системы общества - государство - в  отличие от других ее элементов наиболее влиятельный субъект осуществления  власти. Поэтому государство по праву  считается ядром политической системы любого общества.

Цели, поставленные в  этой работе,  очень  скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более  досконально одну из тем теории  государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и  Приднестровье  - это боль и страдание живых людей, проблемы  требующие  справедливого и разумного разрешения. Так  что - за работу.

Марксистка - ленинская  теория считает  основной  причиной возникновения  государства раскол общества на противоположные классы с  непримиримыми противоречиями1. По этой причине официальная советская  историография  долгое время не  признавала  государственность  скифов.  Между тем наличие государства языческих славян никак не оспаривалось.

Второе ошибочное следствие из данной посылки  заключалось в том, что все государства древнего мира должны были быть непременно рабовладельческими. Поэтому кастовая или иная стратификация необоснованно отождествлялись с рабовладением.

Основоположники марксизма допускали и иной подход к объяснению появления государства. Как писал Ф. Энгельс, к нему « стихийно сложившиеся группы одноплеменных общин в результате своего развития  пришли сначала в целях удовлетворения общих интересов и для защиты от  внешних  врагов»2.

На этих позициях стоит  и современная теория государства.

Несмотря на то, что  представители разных классов, страт, каст  оказывались в  далеко  не  равном  положении,  государство все же  всегда  возникало в связи с необходимостью  удовлетворения  общих интересов населения: защиты от внешних нападений, обеспечения общественных работ, санитарных условий и  т.п.

Признание  государства  органом  всего общества - характерный мотив любого  идеалистического  учения  о  государстве,  т.е.  учения,  исходящего  из  идеи,  а  не  из  эмпирически  установленных  фактов.  Если  государственная  власть  -  от  Бога,  значит,  она  должна  быть  равной  по  отношению  ко всем  и  не иметь  классового  уклона.  Так,  по  крайней  мере,  следует  из  христианской  религии.  Патриархальная  теория  происхождения  государства,  выдвинутая  еще  Аристотелем,  видит  в  государстве разросшуюся  семью,  опекающую  подданных,  как  отец  своих  детей3.  Договорная  теория  Руссо предоставляет власти  только  те  полномочия, которыми  ее  наделяют  «договорившиеся»  граждане4.  Теория,  утверждающая  власть  государства через согласие  подданных на  подчинение,  и теория правового государства, требующая ограничения власти законом, требованиями  справедливости, правами человека отражают хотя  и  правильные,  но  сугубо идеологические  и психологические  основы  возникновения  и  функционирования  государства.

Государство объединяет своей властью и защитой всех людей,  населяющих его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому-либо роду или племени. Это означает,  что государство  имеет  свою  территорию, определяет  ее   границы  и  защищает от  нападения  извне.  Постоянное  население  данной  территории,  как  правило,  имеет устойчивую  связь  с  государством  в  виде подданства  или  гражданства  и  пользуется  его  защитой  внутри  страны  и  за ее  пределами.  Государственная  власть  распространяется  и на  находящихся в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют особое  правовое  положение.

Можно  возразить, что государство не  защищало  рабов от  произвола господина.  Это  в  основном  верно,   хотя  и не  абсолютно.  Раб,  как правило,  не пользовался  государственной защитой. Однако власть государства на рабов,  так или иначе, распространялась.

При родовом строе  власть осуществлялась самими общинниками.  Управление делами  общины  не  было  закреплено за особым  слоем  людей.  Оно  осуществлялось  лицами,  выбранными  членами рода  в соответствии  с  их  качествами,  заслугами. Их функции не составляли  «должности»,  а осуществлялись  в  силу  доверия  и  авторитета.  Органы  родового  строя не располагали  специальными  средствами  и  аппаратом  принуждения.  Их решения,  в  том  числе  и  наказания,  осуществлялись  самими  членами  рода.

Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению Ф. Энгельса, особой  публичной  власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с населением  страны.  Государство  обязательно  обладает  аппаратом управления  и  принуждения, существующим  специально  для  выполнения этих,  ставших  специфически  государственными,  функций.  Публичная власть -  аппарат  чиновников,  армия,  полиция,  а также ее  «материальные придатки»  - тюрьмы  и  другие  принудительные  учреждения - является наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком  государства5.

Для  содержания  публичной  власти  необходимы  средства.  Государство собирает  их  с граждан в виде  обязательных налогов,  податей.  Родовой строй,  не  знавший  особого  аппарата  управления, не  нуждался  в подобных финансовых  институтах.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ФОРМА ГОСУДАРСТВА, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ

Государство - явление  историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности) . Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Эти и ряд других обстоятельств  послужили причинами возникновения  особой регулирующей и охранительной  структуры общества, получившей название «государство».

Часто государство понимается в самом широком смысле слова  как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории. В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе.

Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

«Государство - это единая политическая организация общества с отдельной формой правления (монархия, республика). По форме государственного устройства может быть унитарным или федерацией».6

Фома государства - сложное  общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента:

* форму правления;

* форму государственного устройства;

* форму государственного режима.

Понятие формы государства  является одним из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно также и его методологическое значение: еще Кант рассматривал форму  в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. Научные разработки и политико-правовая практика недавнего прошлого свидетельствуют об известной недооценке данной категории. Однако строгость и четкость формы государства (как и формы права), вытекающие из государственно-правовой природы, могли бы существенно ограничить субъективизм и произвол в проведении провозглашенного политического курса. Работы многочисленных авторов советского периода подчеркивают значение «содержания» государства, особенно его «классовую» сторону. При этом не всегда обращается внимание на то, что содержание «формировано», что форма и есть способ существования и выражения содержания, что именно форма, а не что-либо другое, содержательна.

С легкой руки представителей исторического материализма все прогрессивное относилось к содержанию. Однако история многих стран учит, что во времена жестоких социально-политических кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государстве устойчиво, стабильно главным образом относится к его форме. Проявления понятия «форма» применительно к государству многолики: от униформы представителя власти, государственного служащего до внутренней организации государства, его структуры. От пренебрежения формальной стороной юридической сферы в значительной степени берет свое начало государственно-правовой нигилизм – тяжелый социальный недуг нашего времени.

Между тем именно формальное начало выделило из нерасчлененного единства социальных норм древности право, именно форме обязано своим появлением государство. Исследование формы государства было магистральным направлением теории с самых азов. На протяжении многих сотен лет, по традиции, идущей еще от античности, государственно-правовая наука держала в центре своего внимания два вопроса:

1) какие формы государства  знает история и современность  и 

2) какая из известных  государственных форм наилучшим  образом подходит для данного  народа в данное время.

Древние греки не случайно подчеркивали значение формы. Платон, например, отводил форме определяющую, активную роль. Сама идея государства  неотделима от его формы, на что указывает  этимология термина (форма, эйдос, идея, морфэ). Заметим, что форма у Аристотеля пользуется приоритетом перед содержанием, материей не только в юриспруденции, но и в космологии (признание трансцендентного ума) и в антропологии (признание «отделимости» и бессмертия высшей духовной способности – души). «Forma dat esse rei» – «форма дает бытие вещи» – считали римские юристы.

В настоящее время  под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Подобно другим «парным» философским категориям, форма  государства характеризуется неразрывной  связью с его содержанием. Если последняя позволяет установить принадлежность государственной власти, ее субъекта, ответить на вопрос, кто ее осуществляет, то изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в государстве, какими органами представлена, каков порядок образования этих органов, сколь длителен период их полномочий, наконец, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти и т.д.

Ясно, что проблема формы  государства приобретает не только теоретическое, но и первостепенное практически-политическое значение. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного руководства, действенность управления, престиж и стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране. Вот почему проблема формы государства имеет весьма существенный политический аспект.

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает  в разных аспектах. Во-первых, это  определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной (политической) власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы (государственного) правления, формы (государственного) устройства, формы (государственного, политического) режима.

Информация о работе Форма государства