Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.

Содержание

Введение 3

1. Форма государства, происхождение и сущность 7

2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19

3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38

4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Форма государства.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Указанное понимание  формы государства сложилось  не сразу. Долгое время ее считали  состоявшей из формы правления и  формы государственного устройства, к которым впоследствии добавлялись  политический режим, политическая динамика. В ходе дискуссии в научной литературе высказывались различные мнения, отдававшие приоритет тем или иным отдельным аспектам синтетического понятия «форма государства». Так или иначе, на сегодня наиболее распространенной является концепция организации государственной власти, заключающейся в единстве трех элементов: правления, государственного устройства и политического режима.

Несмотря на свои различающиеся  характерные особенности, форма  всех существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.

Иногда в  форму государства включают и  политический режим. Вопрос о том, является ли политический режим неотъемлемым элементом формы государства, остается дискуссионным. Не вдаваясь в подробности  научных дискуссий по этому поводу, укажу лишь, но то что категории политического режима и формы государства тесно взаимосвязаны. Их взаимовлияние настолько велико, что форму государства необходимо рассматривать только в соотношении с политическим режимом. Политический режим влияет на форму государства, причем влияет определяющим образом. Определяющее влияние политического режима на форму государства выражается в том, что:

1) конкретные  формы государства взаимосвязаны  с определенными политическими  режимами (демократическое государство не может быть абсолютной монархией, в авторитарном режиме нет парламентаризма).

2) политический  режим показывает действительное  содержание той или иной формы  государства (с точки зрения  государственного устройства и  СССР, и США относятся к федерациям, но СССР как федерация мало чем отличается от жесткого централизованного государства).

 

 

 

 

 

 

2. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ

 

Под формой правления  подразумевают организацию верховной  государственной власти, в особенности  высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

 

«Форма правления - принцип организации государственной власти»7, выражающийся в формировании структуры высших органов государственной власти, определении порядка их образования и распределении компетенции между ними.

В зависимости от того:

  • как создаются высшие органы государства и каково их строение;
  • какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;
  • в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

В свое время Аристотель разграничивал формы правления  в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), всем населением (демократия).

Указанный критерий остался  вплоть до настоящего времени-формы  правления различаются в зависимости  от того, осуществляется ли верховная  власть одним лицом или принадлежит  выборному коллегиальному органу. В  связи с этим и выделяют монархические и республиканские формы правления.

2.1. Монархические формы правления

Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет. Указанное положение характеризует современную монархию, однако в течение многих веков исторический опыт множества государств породил большое разнообразие монархий, которые трудно охватить единой выверенной формулой. Термин «монархия» греческого происхождения, означает «единовластие», «единодержавие», хотя известны и исключения.

«Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству».8

Основными признаками классической монархической формы правления  являются:

  • наличие единоличного пожизненного главы государства (царь, король, император, шах);
  • наследственный порядок преемственности верховной власти;
  • юридическая безответственность монарха.

Возникнув в условиях рабовладельческого общества, монархия становится основной формой государственного правления при феодализме и сохраняет лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления в буржуазном обществе.

Выделяются следующие  разновидности монархической формы  государственного правления:

Древневосточная монархия

Организация государственной власти в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия и др.) называют восточной деспотией.

«Деспотия - (греч. despoteia - неограниченная власть) форма самодержавной неограниченной власти»9, реализующаяся зачастую с помощью военно-бюрократического аппарата.

Следует отметить, что  деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах  Древнего Востока и не на всех этапах их развития. Власть правителей древневосточных  государств была иногда ограничена элементами республиканского правления:

  • в древнем Шумере - избрание правителя советом старейшин и контроль за ним со стороны народного собрания и совета знати;
  • в древней Индии - наличие Совета царских чиновников и даже отдельных государств, основанных на республиканской форме правления.

Сделав, таким образом, оговорку, можно дать  следующее  определение:

Восточная деспотия - такая форма правления, при которой подданные полностью зависят от произвола властей.

Древнеримская монархия (30г. до н.э. - 476г. н.э.)

Выступавшая в форме  империи, древнеримская монархия имеет  в своем развитии два периода:

  • принципат;
  • доминат.

«Принципат - (лат. principatus, от princeps - первый, глава) форма рабовладельческой монархии, при которой сохранялись республиканские учреждения, но власть фактически принадлежала одному человеку - принцепсу (первому в списке сенаторов)».10

«Доминат - (от лат. dominatus - господство) неограниченная монархия, установленная в Древнем Риме со времени императора Диоклетиана (кон. 3 в.)».11

Феодальная (средневековая) монархия

Феодальная монархия последовательно проходит три периода  своего развития:

  • раннефеодальная монархия;
  • сословно-представительная монархия;
  • абсолютная монархия.

 

Раннефеодальная монархия как форма государственного правления вырастает непосредственно из родообщинных отношений у значительной части народов Европы (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Великое Княжество Литовское).

Раннефеодальное государство  характеризуется следующими признаками:

  • раздробленность территории;
  • слабость центральной власти;
  • непрочность государственного устройства;
  • наличие остатков родового самоуправления.

По мере развития феодальных отношений общинные земли подвергались отчуждению и ранее свободные  крестьяне попадали в зависимость  от феодалов-землевладельцев, которые  выступали уже как носители верховной  власти на своей территории. У них был свой суд, полиция, войско, сборщики налогов, посредством которых они осуществляли личное властвование на своей территории и защищались от нападения извне. Одновременно формировался аппарат центральной власти, органы которого были слиты с аппаратом частной власти крупных феодалов.

Вследствие завоеваний слабо организованных народов возникли разновидности раннефеодального государства, носящие название раннефеодальных  империй (империи Карла Великого и Чингисхана). Создававшаяся в  центре сильная власть возглавлялась единым владыкою и поддерживалась военной дружиной и народным ополчением. Непрочность таких государственных образований обуславливалась тем, что феодалы в большей мере были заинтересованы использовать государственную власть в собственных экономических интересах, а не на благо государства в целом. Поэтому и создавались крупные феодальные землевладения, которые становились соперниками центральной власти.

Таким образом, с развитием  крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи и она распадается на отдельные изолированные государства.

 

«Сословно-представительная монархия - это такая централизованная форма государственного правления,  при которой власть монарха ограничена сословно-представительными органом (собранием)».12

Такие сословно-представительные собрания (во Франции - Генеральные  штаты, в Англии - парламент, в Испании - кортесы) возникают в результате:

  • преодоления феодальной раздробленности;
  • развития товарно-денежных отношений;
  • создания централизованной монархии.

Сословно-представительные собрания, состоявшие из:

  • духовенства;
  • дворянства;
  • представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев),

представляли собой, как  правило, совещательные органы, занимавшиеся:

  • законодательской деятельностью;
  • контролем за финансами.

Наряду с сословно-представительными  органами функционировали строго централизованные:

  • аппарат центральной исполнительной власти;
  • разветвленный аппарат местной исполнительной власти;
  • постоянная армия,

всецело подчиненные монарху.

 

«Абсолютная монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть всецело принадлежит одному лицу (царю, королю, императору)».13

Возникновение абсолютизма  связано с процессом зарождения буржуазных отношений и одновременным распадом феодализма и его сословий.

Основными признаками абсолютной монархии являются:

  • отсутствие органов, ограничивающих компетенцию монарха;
  • ликвидация или полный упадок представительных учреждений;
  • юридически не ограниченная власть монарха;
  • наличие в распоряжении монарха постоянной армии, полиции, разветвленного бюрократического аппарата.

Власть в центре и  на местах принадлежит уже не крупным  феодалам, а чиновникам, назначаемым  монархом. При чем центральная  бюрократия оттесняет феодалов от непосредственного осуществления власти и на местах.

Конституционная монархия - это такая форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом, что определяется утверждаемой им конституцией, изменить которую монарх не в праве.

Как форма правления  конституционная монархия возникает  в период становления буржуазного  общества, но формально не утрачивает своего значения в ряде стран и  сейчас (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция, Япония и др.)

Конституционная монархия бывает:

  • парламентской;
  • дуалистической (практически изживает себя).

 

Парламентская монархия характеризуется следующими признаками:

  • правительство формируется из представителей партии или партий, победивших на выборах в парламент;
  • лидер партии, обладающей большинством депутатских мест, становится главой государства;
  • в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха, являясь символической, фактически отсутствует;
  • законодательные акты принимаются парламентом;
  • правительство ответственно только перед парламентом.

Информация о работе Форма государства