Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.

Содержание

Введение 3

1. Форма государства, происхождение и сущность 7

2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19

3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38

4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Форма государства.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Национальная  федерация

Национальная федерация  характеризуется более сложным государственным устройством вследствие  многонационального состава ее населения. Можно выделить следующие основные признаки большинства разновидностей национальной федерации:

  • субъекты федерации - национально-государственные образования, отличающиеся друг от друга национальным составом населения и, соответственно, его культурой;
  • национальная федерация строиться на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов, пользующихся одинаковыми правами, не зависимо от размера территории и численности населения;
  • все субъекты современной национальной федерации обладают признаками государственного суверенитета (свой парламент, президент, кабинет министров, судебная система) и не теряют своего права устанавливать дипломатические отношения с любым другим государством, заключать экономические политические и другие договоры;
  • высшие государственные органы формируются из представителей субъектов федерации для того, чтобы обсуживать общенациональные интересы и в необходимых случаях координировать их;
  • в основе национальной федерации лежит право наций на самоопределение, т.е. право любой нации решать вопрос о своей государственности.

Территориально-национальная федерация

Существуют государственные  устройства, где органически сочетаются признаки и территориальной, и национальной федерации (Россия). Специфика такого государства состоит в необходимости не только интегрировать, но и дифференцировать интересы всех его субъектов, как национальных, так и территориальных.24  Российская Федерация включает три типа субъектов: национально-государственные (республики), административно-территориальные (края, области, города федерального подчинения), национально-территориальные (автономная область, автономные округа). В составе Российской Федерации 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, два города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург), одна автономная область, 10 автономных округов.

Россия как федеративное государство построена по смешанному национально-территориальному принципу. Республики, автономные области, автономные округа в основе своей имеют национальный принцип, края и области - территориальный. Однако и в некоторых национальных образованиях коренное национальное население не составляет большинства (республики Алтай, Коми, Саха (Якутия) и др.).

Россия является асимметричной  федерацией: правовое положение и  полномочия ее субъектов не унифицированы  и во многом не равнозначны. Республики находятся в более "привилегированном" положении, чем края и области. В  частности, конституции республик  и их договоры с Российской Федерации о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий устанавливают, например, их суверенитет, гражданство, предусматривают создание своего Конституционного суда и даже фиксируют особое положение в составе Федерации (ассоциированное членство Татарстана в составе Российской Федерации).

Несмотря на эти различия, всем субъектам Российской Федерации  присущи общие черты:

- наличие конституций,  уставов, где фиксируется их  правовое положение и закрепляется  компетенция;

- официальное представительство  в федеральных органах государственной  власти (по два представтеля в  Совете Федерации: по одному  от представительного и исполнительного  органов государственной власти);

- самостоятельное установление  системы органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти;

- собственное законодательство, бюджет;

- частичная международная правосубъектность;

- собственная символика;

- право заключения двусторонних договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Федерации.

Основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации устанавливает Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации".

Определенное влияние  на государственное устройство России может оказать Указ Президента России от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном  представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе". Этим же Указом утверждено Положение о полномочном представителе в округе и перечень федеральных округов. Таких округов семь. Все субъекты Российской Федерации объединены в эти округа с единым центром - столицей округа. Создание федеральных округов вряд ли поколеблет федеративное устройство российского государства, но вполне может устранить федеративную асимметрию, установив равноправие всех субъектов федерации.

3.3. Конфедеративное Государство

Конфедерация  -  это временный юридический  союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.

При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:

*конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;

*конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы  налогов, единого государственного бюджета;

*сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;

*государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.

Как правило  конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо  превращаются в федерацию  Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Историческая  практика знает и другие организационные  объединения государств: страны Британского содружества, СНГ, ЕЭС. Такого рода содружества не образуют новых государств, а лишь объединяют независимые государства. При этом, в  такого рода содружествах могут создаваться над государственные органы, формироваться бюджет, приниматься нормативные акты обязательные для членов сообщества и т.п. Например, страны ЕЭС создают не только общее экономическое пространство, вплоть до перехода к общей денежной единицы, но и, в перспективе, общее гражданство. Возможно, это объективная необходимость, ибо в будущем экономическое соперничество потребует объединения всех ресурсов для того, что бы выжить в конкурентной борьбе за сырье, за рынки сбыта.

Непонятно будущее  у СНГ. Уже два члена сотрудничества, Белоруссия и Россия ставят в качестве ближайшей перспективы создание единого государства. Как в связи с этими событиями изменится будущее СНГ предсказать трудно. Однако ясно, что геополитические интересы России требуют создания на территории бывшего СССР (а ранее Российской империи) возможно тесного объединения иные суверенных государств.

Сложное государственное  устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования.

Рассматривая отдельные  формы государственного устройства, теория государства ничего не конструирует, а лишь фиксирует в  истории и современной действительности отдельные их виды (классы). В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат, уния и империя:

Под протекторатом  понимается  международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому  государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать  вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и культурную помощь.

Протекторат  относят  к числу разновидностей государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения международного договора о покровительстве нового («третьего») государства не появляется, а следовательно, не возникает вопроса и о его территориальной организации25.

Под унией  понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются:

*Конфедерация

*Федерация

*Объединения монархических государств в форме реальной и персональной унии

*Фузии

*Инкорпорации

*Империи

Конфедерация -  постоянный  союз  государств,  который  образуется  для достижения  конкретных  целей (защита общих интересов). Такими интересами  могут  быть  защита  территории  или,  напротив,  завоевание, освобождение  от  зависимости  со  стороны  «третьего» государства и т.п.

Вступив  в  конфедеративный  союз,  государство  полностью  сохраняет свой  суверенитет  и  продолжает  выступать  самостоятельным  субъектом  во всех  внешних  и  внутренних делах. При таких условиях органы  конфедерации не  имею  императивной  власти  по отношению к входящим  в союз  членам, и  принимаемые  ими  решения   становятся  обязательными  для  вступивших  в союз  государств  только  после  подтверждения  этих  решений  собственными органами  власти. Как правило, конфедерация не имеет единой армии, законодательных органов, единого  гражданства, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. Конфедерации следует отличать от коалиций, являющихся  по  существу  оборонительными  или  наступательными  союзами. В  отличие от них конфедерация является относительно постоянным образованием, имеющим государственно - правовой  характер и конфедеральные органы управления и распространяющим свою власть не только на внешние дела.

Примерами конфедераций могут служить США в  1776 - 1864 гг., Германский  союз  с 1815  по  1867 гг., Швейцарский союз с 1815г.,  Австро-Венгрия до 1918 г.  и   др.

Федерация -  союзное государство, объединяющее  несколько  государств или  государственных образований (земли,  кантоны,  штаты,  автономные республики  и  т.д.),  каждое  из  которых  имеет свои  органы  государственной власти  (законодательные,  исполнительные и судебные). В отличие от конфедерации она обладает своим собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федеративных налогов.  При этом нельзя забывать, что федерация - именно  союзное государство,  и  ее  суверенитет производен,  вторичен  по  отношению к суверенитету входящих в нее государственных  единиц.

Ряд  государствоведов полагает,  что входящие  в  состав  федерации государства  не  суверенны. Им предоставлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной  власти  федерацией.  В  частности, по мнению  Георга Еллинека, «правопорядок союзного государства основан на конституции, которая является его собственным законом и может  быть изменена  только  законом  союзного  государства, но  отнюдь, не  волей -  хотя бы и всех - отдельных государств, проявленной в иных, кроме установленных конституцией,  формах. В  пределах  господства  союзного  государства отдельные  государства  теряют  свой  государственный  характер.  В  этих пределах их деятельность либо  совершенно  прекращается  и  заменяется собственным управлением союзного государства, либо они  получают характер самоуправляющихся корпораций наподобие  коммунальных союзов, поскольку осуществляют управление через посредство  своих органов,  согласно  законам  и  под контролем  союзного  государства»26.  В пользу этой точки  зрения  свидетельствует  и  то,  что  в федерации  территория  и  население  отдельных  государств  часто  объединены  в  неразрывное  целое:  территория  отдельных  государств  есть  территория  федерального  государства,  народы  отдельных  государств - его  единый  народ.

Однако  государственная  власть  федерации,  в конечном  счете,  исходит от  власти  вошедших  в  нее  государств.  Это может проявляться в разных формах.  Иногда  правительства  входящих  в  федерацию  государств образуют  высшую  власть  союзного  государства.  Иногда  из  среды  единого  народа, как субъекта  федерации выбираются  органы  федеративной власти,  например, президент. Но и в этом втором  случае государствам  предоставлены  права  участия в осуществлении союзной  государственной  власти.  Например, во  всех  республиканских  союзных  государствах   одна  из  палат парламента функционирует  как  представительный  орган  членов  федерации.  Более  того, в  некоторых  из  них  равенство  субъектов  федерации  выражается  в  предоставлении  каждому  государству - члену  равного  числа  депутатских мест,  зачастую  отдельные  государства,  входящие  в  федерацию,  имеют  решающий  голос  при  изменении  конституции.

Это свидетельствует  о большом и эмпирическом разнообразии федеративных  устройств,  часть  из  которых,  исторически  меняясь,  отражает тенденцию  к  превращению  ряда  федераций  в  унитарные государства.  Как показывает  опыт  СССР  1989 - 1991 гг., возможна  и иная  тенденция к преобразованию  федерации  в  конфедерацию  и  даже  к  ее  полному  разрыву. В  принципе  можно  утверждать,  что  федерация - объединение  государств, суверенных  постольку,  поскольку  их  суверенитет  не  ограничен суверенитетом  федеративного  государства.

Информация о работе Форма государства