Форма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:18, курсовая работа

Описание

Цели, поставленные в этой работе, очень скромны, но, по-моему мнению, являются одними из главных в изучении такого предмета как теория государства и права. И одна из главных стоящих передо мной целей - изучить более досконально одну из тем теории государства и права - «формы государства». Рассматриваемый вопрос, вероятно, не самый интересный и актуальный из предложенных к написанию, учитывая уже принятую Конституцию Российской Федерации, но к сожалению действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечней, сложное положение в Абхазии и Приднестровье - это боль и страдание живых людей, проблемы требующие справедливого и разумного разрешения. Так что - за работу.

Содержание

Введение 3

1. Форма государства, происхождение и сущность 7

2. Форма правления 12
2.1. Монархические формы правления 13
2.2. Республиканские формы правления 19

3. Форма государственного устройства 31
3.1. Унитарное государство 31
3.2. Федеративное государство 32
3.3. Конфедеративное государство 38

4. Форма государственного режима 44
4.1. Антидемократические режимы 45
4.2. Демократические режимы 47

Заключение 48

Список использованной литературы 50

Работа состоит из  1 файл

Форма государства.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Объединения  монархических  государств  существуют  в  форме  личной или  реальной  уний.  Общим у обеих форм  является  то,  что  они  возникают вследствие  совпадения  монархов  двух  или  нескольких  государств  в  одном лице.

Личная уния имеет  основанием  случайное,  непреднамеренное  совпадение независимых  друг  от  друга  прав  на  корону  в  нескольких   государствах  на основе  различных  порядков  престолонаследия.  Она  продолжается  до  тех пор,  пока  эти  различные  правомочия  персонифицированы  в  одном  лице. Как  только  по  закону  корона опять переходит к другим  лицам,  личная уния  тотчас  же  прекращается.  Так,  в  прошлом  веке  прекратилась  личная уния  между  Великобританией  и  Ганновером  в  1837 г.,  между Нидерландами  и  Люксембургом  в  1983 г.  вследствие различия   системы престолонаследия - когнатической  в  Великобритании  и Нидерландах и агнатической в Ганновере и Люксембурге. При этом  в двух  первых  государствах  на престол  вступали  женщины,  которые  в  двух  других  государствах  вообще исключались  из  престолонаследия.

Политическое  значение  личных  уний  может  оказаться  значительным  и привести  к  полному  слиянию  разных  государств  (Кастилия  и  Арагон, Англия  и  Шотландия  и  др.). Между государствами,  объединенными  общим монархом,  невозможна  война. Однако  в большинстве случаев сколько-нибудь   существенного сближения между ними  не  происходит.

Реальная  уния  возникает в результате  соглашения  государств,  в  силу которого  у  них  появляется  общий  монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга,  и  соединение  не  ограничивает их суверенитетов. Не образуется ни  общей  территории, ни единого подданства, ни общих законов,  ни  общих финансов  и  т.п.  Представляя  по  существу международно-правовое соглашение, она имеет значение  преимущественно в  области  внешних сношений, выступает  в  качестве военного союза, как носитель единой внешней  политики  и  т.п.

Реальные  унии  появляются лишь в  Новое  время,  т.к.  предполагают развитый  монархический  порядок  и  оформившееся  единство  государства.  С политической  точки  зрения  они  очень  часто  представляют  собой  результат стремлений  основать  единое  государство. 

Реальными  были  унии  между  Норвегией  и  Швецией  (1815 г.),  Австро-Венгрия.

Реальные  унии  прекращаются  либо  из-за  превращения  в  единое  государство,  либо  из-за  расширения  союза  вследствие  того,  что  во  входящих  в  унию  государствах  корона  переходит  к  другим  монархам  конституционным или иным  путем.

Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие  в  империю  образования  при  неразвитости  транспортных  средств и  средств связи  мало соприкасались с имперской  властью.  В  Новое  время, особенно  в ХХ  веке,  положение,  разумеется,  существенно  меняется27.

Некоторые  государство веды   пришли  к выводу,  что у составных частей империи никогда не  было  единого  государственно-правового статуса.

Круг империй достаточно широк. Они существовали  во  все  исторические эпохи.  Империями  были  и  Римское  государство  последнего периода своего существования,  и  Великобритания,  и  Россия.

Фузия  (слияние государств)  и  инкорпорация  (внешне  оформляемое  как слияние  присоединение  одного  государства  к  другому) - последние виды уний,  рассматриваемых  государство ведением.

Фузией было, например,  воссоединение  ФРГ  и ГДР,  инкорпорацией,  как полагают  многие,  -  присоединение Эстонии,  Латвии  и Литвы к СССР  в 1940 г.

4. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕЖИМА

«Форма государственного режима - совокупность способов и методов осуществления власти государством».28

В зависимости от демократизма форм и методов осуществления государственной власти режимы могут быть:

  • демократическими;
  • антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Не смотря на то, что  идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует, можно, тем не менее, выделить наиболее общие черты, присущие той или иной его разновидности.

 

Признак

Антидемократический режим

Демократический режим

Соотношение личности и  государства

Государство подавляет  личность, ущемляет ее права, препятствует ее свободному развитию. Личность лишена каких-либо субъективных прав

Гарантия личных прав и свобод личности и гражданина (экономическая  самостоятельность, возможность выражать собственное мнение и т.д.)

Соотношение права и  государства

Реально действует примат государства над правом (произвол, нарушение законности, ликвидация правовых начал в общественной жизни)

Режим складывается в  правовых государствах и базируется на законах, которые отражают объективные  потребности развития личности и  общества

     

Отношение к интересам отдельных государственных образований (национальные меньшинства)

Игнорирует такие интересы, лишает членов, например, национальных федераций прав в решении своих  внутренних дел

Учитывает интересы большинства  и меньшинства, индивидуальные и  национальные особенности населения


4.1. Антидемократические режимы

Антидемократические режимы  (деспотический, тиранический, тоталитарный, фашистский, авторитарный) - характеризуются следующими признаками:

полный контроль государства  над всеми сферами общественной жизни, экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строем; огосударствление всех общественных организаций; личность фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях; реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни; всеохватывающая милитаризация общественной жизни; игнорируются интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств; не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим  может устанавливаться как при  монархической, так и при республиканской  форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой.

Деспотический режим (от греческого «despotic» – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.

Тиранический  режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, а подчас и на терроре.

Тоталитарный  режим допускает только одну партию – правящую, а другие стремится разогнать, запретить или уничтожить. Этот режим широко и постоянно применяется террором по отношению к населению. Физическое насилие выступает как главное условие для укрепления и осуществления власти. При тоталитарном режиме устанавливается полный контроль над всеми сферами жизни общества.

Фашистский  режим одна из крайних форм тоталитаризма. Характеризуется представлениями о превосходстве одних наций над другими, крайней агрессивностью, ненавистью к человеку, ведущий в итоге к страданиям, прежде всего своего народа.

Авторитарный  режим - характеризуется также использованием насилия. Суд в таком государстве – вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Авторитарная власть превращает населения в простой объект манипуляций.

4.2. Демократические режимы

Демократический режим («demarcate» - народовластие) складывается в правовых государствах.

Режим демократической  власти выражается в следующем:

  • свобода личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества; реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях; создание эффективной системы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти; в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия; власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства; основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм; государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.
  • История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим, который провозглашает свободу слова, мнений, форм собственности, дает простор частной инициативе. При либерализме власть формируется путем выборов. Либеральный режим может существовать только на демократической основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение хотелось бы еще раз рассмотреть форму  государства в историческом аспекте  и попытаться вывести наиболее справедливую (по современным понятиям) и эффективную ее разновидность.

Исторически сложилось  так, что сначала появились государства, форму которых, прежде всего, определяла форма правления; более того, таких категорий, как форма государственного устройства или политический режим попросту не существовало. Как уже говорилось выше, необходимость во вводе классификации по форме государственного устройства появилось в XVII - XVIII веках, когда начала складываться такая форма, как федерация, а категория «политический режим» возникла, по мнению С.С. Алексеева, и вовсе в 20-х годах XX века.

Таким образом, в древности  и в средние века все государства  были унитарные, а формой правления, как правило, была монархия. О политическом режиме можно говорить шире - так, в  некоторых государствах древности существовали многие институты демократии. Однако гораздо чаще встречались авторитарные или вовсе тоталитарные государства.

С появлений федераций  положение изменилось. И хотя в  форме правления монархия продолжала и продолжает играть значительную роль, основной формой правления становится республика. Политический режим становится все более демократичным, пока не достигает современного уровня.

Сейчас наиболее распространенной формой государства является демократическая  федеративная республика. Именно в  ней наиболее четко проявляются  все современные воззрения на то, каким должно быть общество. Однако это вовсе не означает, что человечество не может изобрести ничего более совершенного. Возможно, в будущем появятся принципиально новые элементы формы государства, и это лишь еще раз доказывает перспективность и необходимость рассмотрения данной темы.

Таким образом, форма  государства может быть понята только в единстве трех составляющих ее элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Следует также учитывать непрерывно происходящие в современном мире изменения, чтобы дополнить изложенный выше материал новой информацией, не забывая, тем не менее, исторического смысла уже существующих понятий и стоящей за ними реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, М., 1993.
  2. Указ Президента РФ от 21.09.93г. №1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» (с изменениями от 24.12.93г).
  3. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12.06.90г.
  4. Аристотель.  Политика.  М., 1911.
  5. Арон Р.  Этапы развития  социологической мысли.  М., 1993.
  6. Геродот. История в девяти  книгах. Л.,1982.
  7. Денисов А.И.  Теория  государства и права.  М., 1948.
  8. Еллинек Г.  Общее учение  о государстве.  С.Пб.,  1908.
  9. Ленин  В.И.   Государство и революция.  Полн. собр. соч. Т.33
  10. Мамут Л.С.  Сверим  ориентиры:  наука о государстве и праве нуждается в радикальном обновлении.  Пульс реформ.,  М.,  1989.
  11. Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.13
  12. Маркс К.;  Энгельс Ф.  соч. т.21
  13. Петражицкий Л.И.  Теория  государства и права в связи с теорией нравственности.  Т.1,  С.Пб. ,1907.
  14. Платон.  Государство.  с.с. , М., 1968 - 1971., т.3.
  15. Руссо  Ж.Ж.  Об  общественном  договоре.  М.,  1938.
  16. Солоневич И.  Народная монархия.  М., 1991.
  17. Философский  энциклопедический  словарь.  М.,  1988.
  18. Шумпетер  Й.  Капитализм,  социализм и демократия.  М.,  1995.
  19. Энциклопедический  политологический  словарь.  М.,  1993.
  20. Алексеев С.С. «Общая теория права», М ,1981
  21. Клименко С.В.,Чичерин А.Л. «Основы государства и права», Зерцало, М,1997
  22. Лазарев В.В. «Теория права и государства», Новый юрист,1997
  23. Слободчиков Н.А. Теория государства и права /в определениях и схемах/: Учебное пособие. -  Мн., 1995.
  24. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений /Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - М.:»Дабахов, Ткачев, Димов». 1995.
  25. История государства и права зарубежных стран. Ч.1./Под ред. Н.А. Крашенинниковой, Жидкова О.А.  - М.: Изд-во МГУ, 1988.
  26. Конституция Российской Федерации.  - М., 1995.
  27. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  28. Толковый словарь русского языка.- Минск «Парадокс»., 2001.
  29. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского. - М.:Юрид. лит., 1984.

Информация о работе Форма государства