Формы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:26, курсовая работа

Описание

Для государства характерно наличие, по выражению Ф. Энгельса, особой публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, существующим специально для выполнения этих, ставших специфически государственными, функций. Публичная власть - аппарат чиновников, армия, полиция, а также ее «материальные придатки» - тюрьмы и другие принудительные учреждения - является наиболее существенным, неотъемлемым признаком государства /8,стр6/.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.Типология государств
1.2. Исторический (классический) подход к типологии государств
2. Формы государства
2.1.Понятие и виды форм государственного правления
2.3. Понятие и виды форм государственного устройства
2.4. Понятие и виды форм государственного режима
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

1.Типология государств

1.2. Исторический (классический) подход к типологии государств

2. Формы государства

            2.1.Понятие и виды форм государственного правления

2.3. Понятие и виды форм государственного устройства

2.4. Понятие и виды форм государственного режима

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

Сегодня, пожалуй ,нет  более спорного вопроса в политической науке , чем вопрос государства , его  природе и роли в общественной жизни.

Государство – это  прежде всего исторически сложившиеся , сознательно организованная социальная сила , управляющая обществом. Это фактически первая сознательно созданная обществом и планомерно функционирующая организация , оказывающая огромное воздействие на жизнь индивидуумов , социальных групп и всего общества. А из этой исходной функции – управлять обществом – следуют другие черты государства . Управление обществом – управление определенной массой людей , на которой и могут быть распространены государственные управленческие функции.

Государство  объединяет  своей  властью  и  защитой  всех  людей,  населяющих  его  территорию,  независимо  от  их  принадлежности  какому -либо  роду  или  племени.  Это  означает,  что  государство  имеет  свою  территорию,  определяет  ее   границы  и  защищает  от  нападения извне.  Постоянное  население данной  территории,  как правило,  имеет устойчивую  связь с государством  в виде  подданства  или гражданства и пользуется  его защитой внутри  страны  и за  ее  пределами.  Государственная власть  распространяется  и на  находящихся  в  стране  иностранцев  и  лиц,  не  имеющих  гражданства.  Однако  они  имеют  особое  правовое  положение. 

Для  государства  характерно  наличие,  по  выражению  Ф. Энгельса,  особой  публичной  власти,  выделенной  из  общества  и  не  совпадающей  с  населением  страны.  Государство  обязательно  обладает  аппаратом  управления  и  принуждения, существующим  специально  для  выполнения  этих,  ставших  специфически  государственными,  функций.  Публичная  власть -  аппарат чиновников,  армия,  полиция,  а также ее  «материальные придатки» -  тюрьмы  и другие  принудительные  учреждения  -  является  наиболее  существенным,  неотъемлемым  признаком государства /8,стр6/.

 

Традиционно отечественная  теория государства и права в целях изучения направлений теории  выделяет в формах государства три основных , взаимосвязанных блока:

форму правления , форму  национального и административно-территориального устройства , политический режим.

 

 

 

 

 

1.Типология  государств

 

1.1 Исторический (классический) подход к типологии государств

Особенности государства  конкретного исторического периода  определяются состоянием и уровнем  развития общества. При неизменности формальных признаков ( территории , публичной  власти , суверенитета ) государство по мере общественного развития претерпевает  серьезные изменения .

Особенности исторических периодов (этапов , эпох ) в развитии государственно-организационного общества у различных народов в различное  историческое время позволяют тем  не менее выявить существенные общие черты , характерные для всех государств данного периода. Первые попытки такого обобщения , несмотря на отсутствие исторического опыта государственного строительства , были предприняты Аристотелем и Полибием.

Аристотель считал, что основными критериями разграничения государств являются:

  1. Количество властвующих в государстве
  2. Осуществляемая государством цель.

По первому признаку он различал правление одного , правление  немногих , правление большинства. По второму признаку все государства делились на правильные ( в них достигается общее благо ) и неправильные ( в них преследуются частные цели ). Отвлекаясь от конкретных условий того времени , Аристотель считал главное различие государств в том , какое мере государство обеспечивает свободу и личные интересы каждого.

Полибий говорил , что развитие государства , смена его типов (разновидностей) – естественный процесс , определяемый природой. Государство развивается по бесконечному кругу , который включает фазы зарождения , становления , упадка и исчезновения. Эти фазы переходят одна в другую, и цикл повторяется вновь. История подтверждает , что цикличность в развитии государственно-организованного общества – закономерный процесс. Тем не менее , главное в воззрениях Полибия состоит в том , что за основу смены циклов в развитии государства он принимал изменения в соотношении государственной власти и человека.

 

2. Формы государства

 

    1. Понятие и виды форм государственного правления

 

Форма государства – сложное общественное явление , которое включает в себя три взаимосвязанных элемента : форму правления , форму государственного устройства и форму государственного режима.

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти , порядок  их образования и распределения компетенции между ними .

Форма государственного правления позволяет уяснить :

  • Как создаются высшие органы власти и каково их строение;
  • Какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и другими государственными органами ;
  • Как строятся взаимоотношение между верховной государственной властью и населением страны;
  • В какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Уже Аристотель , вслед  за Платоном , столкнувшись с самыми разными формами организации и осуществления государственной власти в Древнем Мире , попытался разработать классификацию государств по критерию , кто и как правит в этих государствах , то есть по критерию формы правления . Он выделил несколько форм правления : монархию , республику , деспотию – положив в основу классификации способы образования органов государства , их соотношение , приемы осуществления государственной власти .Прежде всего теория государства и права два основных устройства государственной власти , которые характеризуются содержанием формы правления : монархию и республику.

Монархическая – “  персональное единовластие ” –  древняя форма правления .    

Впервые зародилась в  раннеклассовых обществах , власть в  которых захватывали военноначальники , представители разросшихся семей или соседских общин . Свои истоки монархическая форма правления имела  в той достаточно простой , социально не слишком расчлененной организации общества , которая появилась на рубеже        IV – III тысячелетий до нашей эры , в итоге нелитической революции.

В этих раннеклассовых обществах  организация власти осуществлялась на жестко централизованной основе , сверху вниз , была наиболее эффективной и  понятной.

Монарх назначал чиновника  по управлению регионами или функциональными  службами  , те в свою очередь назначали более мелких руководителей работ . Такая вертикальная иерархия власти позволила строить весьма эффективную форму правления , при которой земледельцы – общинники , ремесленники и другие члены этих раннеклассовых обществ могли решать свои споры.

Сам же монарх решал , в  нормальном режиме прав , вопросы связанные  с организацией и осуществлением власти . Он советовался со своими чиновниками ( советниками ) , среди которых были пророки, предсказатели , другие культовые  служители.

Монархии , как форме правления , присуще четкие юридические признаки. Монарх персонифицирует государство , выступает во внешней и внутренней политике как глава государства . Монарху же приходится принимать решения по самым важным вопросам _ принципиально – государственным. Он обладает всей полнотой власти . Власть монарха верховна и суверенна. Он – высшая власть в государстве . Его власть объявлялась священной , наделялась религиозным ореолом. Она распространялась на все сферы жизни, в том числе и на судебную. Таким образом , власть монарха не знает ограничений и может и может распространятся на различные сферы государственной деятельности. Монарх – свободный от ответственности . Он не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления , а за ошибки злоупотребления в государственном правлении отвечают его советники.

Древневосточная монархия. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общинного строя , патриархального быта . Рабовладение здесь носило коллективный или семейный характер и только государственные рабы принадлежали монарху.

Древнеримская монархия выступала в форме империи (I-III века нашей эры) . Эта эпоха империи разделяется на два периода – период принципиата и период доминанта. При принципиате формально еще сохраняются формы республиканской формы правления и основные учреждения республики. Действуют консулы , преторы и народные трибуны , но существенной роли не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора.

В III веке н.э. в Риме устанавливается неограниченная монархия ( доминант ). Полностью исчезают республиканские учреждения . Управление государством – полностью в руках императора , который назначает исполнителей – сановников .Порядок поддерживается при помощи административно – судебного и военного аппарата.

Феодальная ( средневековая  монархия ) последовательно переходит три периода своего развития : раннефеодальной , сословно-представительной  и абсолютной монархии .

Конституционная монархия представляет такую форму правления , при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией , утверждаемой парламентом. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии , и до настоящего времени ( Англия , Дания , Испания и др. ).

Конституционная монархия бывает парламентной и дуалистической .

Парламентная  монархия характеризуется основными свойствами :

  • Правительство формируется из представителей определенной партии , получивших большинство на выборах;
  • Лидер партии , обладающей наибольшим числом депутатских мест , становится главой государства ;
  • В законодательной , исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует , она является символической ;
  • Законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом ;
  • Правительство согласно конституции несет ответственность перед парламентом.

При дуалистической монархии государственная власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена между правительством , формируемым монархом , и парламентом. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии.

Республика – такая  форма правления , при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами , избираемым населением на определенный срок.

Все высшие органы государственной  власти – разного рода собрания , советы имеют сложную структуру , наделяются определенными , только им свойственными полномочиями и несут  ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение согласно закону.

Органы республиканского правления наделяются различными полномочиями и сферой деятельности (компетенцией ) по осуществлению единой государственной  власти.

Надо обратить внимание и на то обстоятельство , что все  ветви единой государственной власти осуществляют именно властные полномочия , т.е. организуют и обеспечивают отношения “ власти – подчиненные ”в соответствующих сферах государственной жизни . Кроме того , следует подчеркнуть , что , несмотря на разделение властей , все республиканские органы призваны осуществлять согласованно , системно , организованно единую государственную власть и не могут функционировать друг без друга . Например : исполнительная власть зачастую готовит и передает парламенту проекты законов , а судебная власть функционирует как система , предотвращающая нарушение законов .

Впервые идею разделения власти глубоко , подробно разработал в своем фундаментальном труде  Ш. Монтескье. Эта идея была направлена против произвола , политических ошибок , злоупотреблений , порабощения народа в абсолютной монархии. По существу он дал правовую основу буржуазной революции в сфере государственности и изобрел тем самым современную форму демократии.

Вместе с тем в  современных посттоталитарных государствах большую роль играет и  власть главы государства , президента . Эта самостоятельность , вытекающая из статуса главы государства , как гаранта конституции . Эта власть обеспечивается не только распределением полномочий между президентом и парламентом , президентом и правительством , и созданием при президенте специальных органов ( администрации , управлении делами , комиссий и т.п.) содействующих президенту в осуществлении его полномочий главы государства , гаранта конституции , например : в реализации его права законодательной инициативе.

Большое отличие от монархии имеет республика и в сфере  образования органов власти . Республика – это такая форма правления , при которой все высшие органы государственной власти избираются народом , либо формируются общенациональным представительным учреждением . История государственно – организованного общества , его народов знает несколько основных разновидностей республиканского правления.

Афинская демократическая  республика ( V – IV вв. до н.э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества , характером рабовладения , а также наличием коллективного рабовладения . В республиканский период а Афинах сложилось эффективная система органов власти , имеющая четкую структуру и функции . Система государственных органов состояла из народного собрания , совета пятисот , выборных должностных лиц , суда присяжных , ареопага ( высшего судебного и политического органа ).

Информация о работе Формы государства