Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)

Полное  прекращение права природокристування наступает, когда природопользователя лишается права пользования на весь предоставленный ему природный объект. Частичным прекращением считается изъятие у природопользователя только части природного объекта с сохранением за ним права пользования оставленной частью. Основания прекращения (полностью или частично) права пользования природными объектами предусмотрены в специальных статьях соответствующих кодексов и законов о природных ресурсах. Однако приведенные в них основания (перечень) прекращение права пользования природными объектами не являются исчерпывающими.  Полный отказ от природного объекта является обязательным безусловным основанием прекращения права природопользования. Частичная же отказ в зависимости от конкретных обстоятельств может быть не удовлетворено компетентным органом, который распоряжается природными ресурсами.

Основанием  прекращения права природопользования является расторжение договора о  временном пользовании природным  объектом, в том числе и на условиях аренды. Оно является условным основанием прекращения того или иного права природопользования, поскольку для его досрочного расторжения необходимо наличие нарушений условий договора со стороны арендатора или арендодателя.

Окончание же сроков действия таких договоров  является безусловным основанием для прекращения временного, в том числе и арендного пользования природным объектом.

Некоторые основания прекращения  права природопользования присущи  только пользованию отдельными природными объектами. Поэтому, в отличие от вышеуказанных общих, они являются специфическими для отдельных природных объектов.

  1. Використання природних ресурсів на умовах оренди: виникнення, реалізація, припинення.

В современных условиях в  экологическом законодательстве сформирована определенная правовая основа арендного  природопользования. Она предусмотрена  соответствующими статьями кодексов Украины: Земельный (ст. 93), Лесного (ст. 10), Водного (ст. 51), а также законов Украины  «Об охотничьем хозяйстве и охоте» от 22 февраля 2001 года и «Об аренде земли» в редакции от 2 октября 2003 года и подзаконными нормативными актами.По договору аренды природных ресурсов сторонами выступают арендодатели и арендаторы. Арендодатели - граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица. Арендодателями природных ресурсов, находящихся в коммунальной собственности, выступают сельские, поселковые, городские советы в пределах полномочий, определенных законом.

Согласно договору аренды природных ресурсов арендодатель предоставляет  арендатору природные ресурсы (их части) во временное пользование на условиях аренды для удовлетворения потребностей арендатора, а последний обязуется  использовать их по целевому назначению с соблюдением экологических  нормативов, своевременно вносить арендную плату и выполнять другие условия  договора . Цель договора аренды природных ресурсов зависит от конкретного вида природного ресурса, аренды, срока договора и определяется соответствующими нормами законодательства, а в отдельных случаях и договором. Для каждого вида природопользования предусматриваются определенные цели пользования. Права и обязанности сторон в договоре определяются прежде всего его условиями, поскольку природные ресурсы по своим природным характеристикам разные. Принимается во внимание также цель договора. Права и обязанности сторон по договорам аренды конкретных природных ресурсов разнообразны, но среди них можно выделить и такие, которые присущи всем видам договоров аренды. К основным правам арендатора относятся: право пользоваться арендованными природными ресурсами в соответствии с условиями договора; требовать от арендодателя своевременного возврата природного ресурса, самостоятельно определять направления своей хозяйственной деятельности и т.п.. Арендодатель имеет право требовать своевременного внесения арендной платы проверять соблюдение арендатором условий договора; требовать возмещения причиненных ему убытков и тому подобное.

К основным обязанностям арендатора относятся целевое рациональное использование природного ресурса  своевременное внесение арендной платы, осуществление комплекса мероприятий  по воспроизводству и охране природных  ресурсов возмещения причиненных им убытков и тому подобное. Основные обязанности арендодателя: предоставление природного ресурса в аренду в  соответствии с условиями договора; создания необходимых условий для  эффективного и рационального использования  природных ресурсов возмещения убытков, причиненных арендатору вследствие нарушения условий договора, т..

Сроки, на которые заключаются  договоры аренды природных ресурсов, различны и зависят от вида природного ресурса, который арендуется. В законодательстве установлены предельные сроки договоров  аренды: земли - до 50 лет; водных объектов - до 25 лет; участков лесного фонда - 25 лет.

  1. Підстави, порядок виникнення, зміни, призупинення права природокористування.

Право природопользования определенного субъекта возникает  и осуществляется на основании юридических  актов, которые связывают норму  права, субъективные права и обязанности  конкретного субъекта. Юридические факты делятся в зависимости от их связи с индивидуальной волей на юридические события и юридические действия.

Главными основаниями  возникновения права природопользования (его видами) являются юридические  действия. Они зависят от объекта  природы, субъекта, вида природопользования подобное. Во всех случаях действия должны соответствовать требованиям  и нормам экологического права.

Полное прекращение права  природокристування наступает, когда природопользователя лишается права пользования на весь предоставленный ему природный объект. Частичным прекращением считается изъятие у природопользователя только части природного объекта с сохранением за ним права пользования оставленной частью.

Основания прекращения (полностью  или частично) права пользования  природными объектами предусмотрены  в специальных статьях соответствующих  кодексов и законов о природных  ресурсах. Однако приведенные в них  основания (перечень) прекращение права  пользования природными объектами  не являются исчерпывающими. Так, например, в указанных кодексах и законах  отсутствует такое основание  прекращения любого права природопользования, как смерть гражданина природопользователя.

Существуют также основания, при наличии которых прекращения  права природопользования всегда обязательно  и основания, которые в зависимости  от усмотрения компетентных органов, могут  вызвать, а могут и не повлечь  прекращение данного права. В  связи с этим такие основания  можно разделить на обязательные (безусловные) и условные.

Общеобязательной безусловным  основанием прекращения права природопользования является прекращение деятельности предприятия, организации, учреждения, фермерского хозяйства, а также  смерть гражданина.

  1. Захист права природокористування: поняття, форми, особливості.

Конституция Украины предусматривает, что государство обеспечивает защиту прав всех субъектов права собственности  и хозяйствования. Все субъекты равны  перед законом (ч. 4 ст. 13).

Экологическое право обеспечивает прежде правовое регулирование и  защита отношений права пользования  природными объектами в нормальных условиях их использования природопольз без нарушения их правомочий. При этом нормы права предусматривают порядок осуществления права природопользования, прав и обязанностей природопольз, а также определяют гарантии и защиту законных прав и интересов природопользователей.

Наиболее распространенными  видами нарушений таких прав и  интересов являются: самовольное  занятие (увлечение) природного объекта  принадлежит на законных основаниях природопользователей, его порчи или загрязнения химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами, его незаконное уменьшение или исключение; препятствование в пользовании ним; причинение имущественного ущерба в указанных случаях, а также в случае уничтожения или повреждения сенокосов, пастбищ, посевов, насаждений, снятие урожая, уничтожение межевых знаков, другие действия, нарушающие законные права и интересы природопользователей.

Закон предусматривает такие  средства защиты субъективных прав и  интересов природопользователей: признание спорных прав по законным природопользователем; обновления состояния, существовавшего до нарушения права и прекращения действий, его нарушают; прекращение или изменение правоотношений и др.

  1. Правове регулювання відтворення природних ресурсів: сутність, особливості.

Воспроизводство природных ресурсов - восстановление ресурсов природы вследствие интенсивного круговорота вещества, происходит без вмешательства человека или при ее участии.

Различают исчерпывающие - невозобновляемые (большая часть полезных ископаемых), частично воспроизводимые (например, почвы) и воспроизводимые (растительность, животный мир, отдельные виды полезных ископаемых) и неисчерпаемые природные ресурсы.

  1. Поняття, підстави, умови та особливості юридичної відповідальності в сфері екології.

Основанием юридической  ответственности в области экологической  безопасности является совершение экологического правонарушения. Действующее экологическое  законодательство закрепляет перечень правонарушений в области экологической  безопасности. В частности, в ст. 68 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» выделены следующие  виды правонарушений: нарушения прав граждан на экологически безопасную окружающую среду, нарушение норм экологической  безопасности, нарушение экологических  требований при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе  в действие, эксплуатации и ликвидации предприятий , сооружений, передвижных средств и других объектов допущения сверхнормативных, аварийных залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на окружающую среду; непринятие мер по предупреждению и ликвидации экологических последствий аварий и иного вредного воздействия на окружающую среду, нарушение природоохранных требований при хранении, транспортировке, использовании, обезвреживании и захоронении химических средств защиты растений, минеральных удобрений, токсичных и радиоактивных веществ, производственных, бытовых и других видов отходов и т.д..

Административная  ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности. В Кодексе об административных правонарушениях Украины закреплены несколько составов правонарушений, предусматривающих ответственность граждан и должностных лиц за нарушение экологической безопасности. Так, административная ответственность наступает за: нарушение требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 46), нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферу или влияния на нее физических и биологических факторов (ст. 78), нарушение порядка осуществления деятельности, направленной на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений (ст. 78), нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки утилизации, ликвидации и использования отходов (ст. 82); сокрытие, искажение или отказ от предоставления полной и достоверной информации на запросы должностных лиц и обращения граждан и их объединений относительно безопасности образования отходов и обращения с ними (ст. 82); смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения (ст. 82); невыполнение требований экологической безопасности в процессе внедрения открытий, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, рационализаторских предложений, новой техники, технологий и систем, веществ и материалов (ст. 91); сокрытие превышения установленных лимитов на объемы образования и размещения отходов (ст. 91); нарушение требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 93), нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности (ст. 95); несоблюдение государственных стандартов, норм и правил во время проектирования и строительства (ст. 96 ) невыполнение законных требований (предписаний) должностных лиц органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности (ст. 188) и т.д..

Уголовная ответственность  за преступления против окружающей среды  предусмотрена за: нарушение правил экологической безопасности (ст. 236 УК Украины) непринятие мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 237), проектирование или эксплуатация сооружений без систем защиты окружающей среды (253), нарушение правил безопасности При использовании работ с повышенной опасностью (ст. 272), нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 274), нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий (ст. 275); заготовка, переработка или сбыт радиоактивно загрязненных продуктов питания или другой продукции (ст. 327) и т.д..

Гражданско-правовая ответственность предусматривает обязанность юридических и физических лиц возмещения ущерба, причиненного ими в результате нарушения нормативов, требований и норм экологической безопасности, то есть возлагает на виновных лиц имущественные или другие обязательства.

Действующее экологическое  законодательство (ст. 69 Закона Украины  «Об охране окружающей природной  среды») предусматривает возмещение причиненного ущерба, как правило, в  полном объеме без применения норм снижения размера взыскания и  независимо от платы за загрязнение  окружающей природной среды и  ухудшение качества природных ресурсов.

  1. Гарантії, охорона та форма захисту прав громадян.

Любые закрепленные в Конституции  и законодательных актах права, в том числе экологические, остаются декларацией, если они безнаказанно нарушаются теми или иными субъектами, в том числе путем создания препятствий к их реализации, либо уполномоченными на то органами и  должностными лицами не принимаются  меры к их надлежащему обеспечению. Поэтому федеральное законодательство, признавая значимость экологических прав физических лиц, содержит определенные механизмы (способы) их защиты. Такие способы можно разделить на несудебные и судебные.К несудебным способам защиты экологических прав можно отнести активные действия граждан в формах, , а именно:непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды;обращение в органы государственной власти ,органы местного самоуправления, иные органы и должностным лицам в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;активное участие в митингах, демонстрациях, собраниях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих;выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке;оказание содействия органам государственной власти, органы государственной власти субъекто, органы местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

  1. Загальна характеристика екологічних обов'язків громадян: поняття, класифікація.

Экологические обязанности  граждан в общем виде закреплены в Конституции, которая обязывает  каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В перечисленных нормах правомерно классифицировать экологические обязанности как общие, поскольку приведенные формулировки не раскрывают способы осуществления обязанностей, что по сути своей исключает возможность привлечения физического лица к ответственности за их неисполнение. к специальным экологическим обязанностям, которые закрепляются в законодательных актах, конкретизируя общие экологические обязанности. То есть в отличие от перечисленных выше самостоятельных групп экологических прав граждан и иных лиц, в данном случае отмечается обусловленность (зависимость) специальных экологических обязанностей от общих. экологических обязанностей граждан и иных физических лиц достаточно широк и может устанавливаться органами публичной власти в рамках предоставленной им компетенции путем принятия (издания) нормативных правовых актов (законов, постановлений и т. д.).  экологическим обязанностям граждан, следует отметить, что это закрепленные в нормативных правовых актах в форме запретов, правообязывания и ограничений и адресуемые гражданам требования, неисполнение либо не надлежащее исполнение которых может повлечь за собой негативные для нарушителей последствия в установленном законом порядке.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"