Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)
  1. Поняття та зміст управління природокористуванням та охороною довкілля.

Статья 16 Конституции Украины  установила, что обеспечение экологической  безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление  последствий Чернобыльской катастрофы - катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа являются обязанностью государства. Реализация этой функции государства осуществляется через управление природопользованием  и охраной окружающей среды, которое  представляет собой важнейшую составляющую социального управления обществом.

Объектом управления становятся отношения в области общества и отношения в области природной  среды, которые не совпадают с  законами развития человечества. Общество должно определять основные направления  деятельности органов государственного управления и общественных организаций  в решении задач охраны окружающей среды и рационального природопользования, разрабатывать и проводить соответствующую  систему мер, направленных на реализацию выдвинутых в области экологического управления задач, придать им государственно-правового  обеспечения. Поэтому целью управления в области природопользованием охраны окружающей среды являются: реализация законодательства, контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, достижение согласованности действий государственных и общественных органов при проведении экологических мероприятий (ст. 16 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды Украины»).

Методом решения перечисленных  задач управления является регулирование  соотношения экологических и  экономических интересов общества при обязательном приоритете права  человека на безопасную для жизни  и здоровья окружающую среду, что  закреплено ст. 50 Конституции Украины, и других экологических прав граждан.

Цели и задачи управления природопользованием достигаются  выполнением государственными и  другими органами ряда функций, т.е. видов деятельности, необходимых  для оптимальной организации  рационального использования и  охраны природных объектов или окружающей среды в целом. Особенностью такого управления является его дифференциация преимущественно по видам природных  ресурсов, независимо от того, в каких  отраслях общественного производства они используются. Поэтому виды и  содержание этих функций относительно каждого природного объекта вытекающих из социальных, экологических и природно-научных  требований по организации его использования  и охраны. Требования закрепляются в соответствующих правовых нормах экологического законодательства.

Функции управления в сфере  природопользования и охраны окружающей среды целесообразно объединить в несколько отдельных групп.

К группе организационных  функций управления относятся: учет природных ресурсов экологическое  планирование; прогнозирование использования  природных ресурсов и охраны окружающей среды; пространственно-территориальное  устройство объектов природы.

Группа предупредительно-охранных функций управления включает: наблюдение (мониторинг) за использованием природных  ресурсов и охраной окружающей среды; экологическую экспертизу, экологический  контроль.

Другие функции управления - это информирование о состоянии  окружающей природной среды; стандартизация и нормирование в области природопользования и охраны окружающей среды; решение  экологических споров.

Управление природопользованием  и охраной окружающей среды базируется как на основных принципах государственного управления в целом (плановость, компетентность, законность, участие общественности), так и на специфических принципах, свойственных природопользованию в  целом (научность, комплексность, платность  специального природопользования и  др.).. Основываясь на этих принципах, субъекты управления - государственные  органы, органы местного самоуправления и общественные объединения - должны проводить деятельность, направленную на обеспечение эффективного использования  природных ресурсов, охрану окружающей среды, экологической безопасности.

  1. Система і компетенція спеціальних органів виконавчої влади з питань охорони навколишнього природного середовища.

Министерство экологии и природных ресурсов Украины является центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает претворение в жизнь государственной политики в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности; назначает цель, главные задачи, механизмы их реализации и пути гармонизации экологической  Министерство чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастроф (МЧС Украины) является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в вопросах реализации государственной политики в сфере гражданской обороны, спасательного дела, формирования и функционирования систем страхового фонда документации, поведения с радиоактивными отходами, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предупреждения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них, ликвидации их последствий и последствий Чернобыльской катастрофы, осуществляет руководство порученной ему сферой управления и несет ответственность за ее состояние и развитие. Комитет Верховной Рады Украины по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы - центральный орган законодательной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности.Основные вопросы, рассматриваемые Комитетом:законодательство по вопросам охраны, сохранения и воспроизведения окружающей среды, в том числе недр, водных ресурсов, лесного фонда, атмосферы, животного и растительного мира;законодательство по установления порядка и регулирования сохранение, использования и восстановления естественных ресурсов, в том числе недр, лесов, водных ресурсов, атмосферы, животного и растительного мира, естественных ландшафтов; законодательство по определению и регулированию сохранности и сбалансированному использованию природных ресурсов исключительной (морской) экономической зоны, континентального шельфа и освоения космического пространства. Исходя из Закона Украины "Об экологической экспертизе" экологической экспертизой является вид научно-практической деятельности уполномоченных государственных органов, эколого-экспертных штатов и объединений граждан, которая основывается на межотраслевом экологическом исследовании, анализе и оценке предпроектных, проектных и других материалов или объектов, реализация и действие которых может отрицательно влиять или влияет на состояние окружающей природной среды, и направлена на подготовку выводов о соответствии запланированной или осуществляемой деятельности нормам и требованиям законодательства об охране окружающей природной среды, рациональное использование и воспроизведение природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности окружающей среды и природы Украины.

Цель экологической экспертизы - предотвращение отрицательного влияния  антропогенной деятельности на состояние  окружающей природной среды и  здоровья людей, а также оценка степени  экологической безопасности хозяйственной  деятельности и экологической ситуации на отдельных зонах и объектах.

Согласно Статье 27 Закона Украины "Об экологической экспертизе" экспертом экологической экспертизы может быть специалист, имеющий высшее образование, соответствующую специальность, квалификацию и профессиональные навыки, владеющий знаниями анализа экспертной информации и методикой эколого-экспертной оценки, а также имеющий практический опыт в соответствующей области  не менее трех лет.Общественность также может принимать участие в процессе экологической экспертизы - путем выступлений в средствах массовой информации, представления письменных замечаний, предложений и рекомендаций, включения представителей общественности в состав экспертных комиссий, групп по проведению общественной экологической экспертизы.Общественная экологическая экспертиза может проходить в любой сфере деятельности, требующей экологического обоснования, по инициативе общественных организаций или других общественных организационных формирований и структур.Другие экологические экспертизы могут осуществляться по инициативе заинтересованных юридических и физических лиц на договорной основе со специализированными эколого-экспертными органами и формированиями

  1. Правове забезпечення екологічної безпеки: поняття і форми.

Экологическая безопасность (экобезопасность) представляет собой социоприродная и научную реальность, является объектом исследования различных наук (естественных, социальных, юридических и др.)., Поскольку охватывает сложный комплекс взаимосвязей человека с окружающей средой. Экобезопасность - категория социальная, присущая человеческому обществу, формируется в пределах общественных отношений. Она имеет определенные правовые формы неправового характера хотя и принадлежит к явлениям.

Указанная категория характеризуется, во-первых, как вечная ценность человеческого  общества основывается на определенной системе гарантий экологической  безопасности сосуществования природы  и человека. Речь идет о безопасности человека в процессе: взаимодействия с природной средой, с опасными веществами (радиоактивными, химическими, токсическими и т.п.), использование разрушительных или опасных технологий и процессов, осуществления различных воздействий на окружающую среду и т.д.. Она может быть связана и с не контролируемыми человеком процессами (стихийные силы природы).

Во-вторых, при обеспечении  экологической безопасности учитываются  законы природы, по которым развиваются  экологические объекты.

В-третьих, экобезопасность осуществляется под контролем государства, образует целую систему специальных органов.

В-четвертых, основой правовой формы является экологическое право  как самостоятельная правовая отрасль. Правовое обеспечение экобезопасности является одним из основных принципов этого права.

Определение экологической  безопасности как правовой категории  имеет различное толкование в  эколого-правовой науке. Полагают, что  ее суть заключается в защите человека и окружающей среды от вредного воздействия; условиях сохранения здоровья людей  и обеспечения устойчивого социально-экономического развития; балансе развития экосистем; деятельности по защите жизненно важных экологических интересов; в том, что она является составной частью международной экологической безопасности и т.д..

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 50) определяет экологическую безопасность как состояние окружающей среды, при котором обеспечивается предупреждение ухудшения экологической обстановки и возникновения опасности для  здоровья людей, что гарантируется  осуществлением широкого комплекса  взаимосвязанных экологических, политических , экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий.

  1. Правові заходи забезпечення екологічної безпеки: система та класифікація.

Экологическая безопасность на территории Украины обеспечивается осуществлением широкого комплекса взаимосвязанных политических, экономических, технических, организационных, государственно-правовых и других мероприятий. По своему содержанию государственно-правовые меры не однородны. Их можно разделить на несколько видов в зависимости от направленности действий организационно превентивные, регулятивно-стимулирующие, предписывающий-исполнительные, охранно-восстановительные и обеспечительные. Организационно-превентивные меры. Они направлены на выявление экологически опасных для окружающей среды и здоровья человека территорий, зон, объектов и видов деятельности, а также осуществление определенных мер для предупреждения возникновения экологической опасности. К ним относятся: 1) учетно-учредительные, 2) регистрационные, 3) экспертно-оценочные и 4) информационно-прогностические. Кроме этого, в Украине развиваются экологический аудит, экологическое страхование.

Учетно-учредительные  мероприятия предусматривают выявление, инвентаризацию, классификацию опасных зон, объектов, территорий и источников.

Регистрационные мероприятия включают паспортизации экологически опасных объектов, сертификации, подтверждения соответствия, лицензирования, регистрации экологически опасных источников. В случае выпуска экологически опасной продукции она подлежит сертификации. В процессе сертификации выдается сертификат соответствия, подтверждающий соответствие продукции украинским стандартам.

экспертно-оценочные. К ним относятся проведение экологической экспертизы объектов и комплексов, в том числе военных и оборонных, которые представляют экологическую опасность для окружающей среды, жизни и здоровья населения, внедрение предварительной оценки экологического воздействия этих объектов, проведения открытых общественных слушаний, обсуждение населением проектов экологически опасной деятельности, которые предусматривают реализовать. Проведение экологической экспертизы таких объектов регламентируется законами Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 27), «Об экологической экспертизе" (ст. 7) и т.д..

информационно-прогностические  мероприятия. К ним относятся прогнозирование, планирование, мониторинг, информирование и другие меры, которые рассматриваются как функции управления в области экологии.

Регулятивно-стимулир.  мероприят. Они представляют собой систему юридических норм и правил, направленных на регулирование отношений, обеспечения соблюдения приоритетов, нормативов, стандартов, лимитов и других требований в области экологической безопасности. Согласно предписаниям действующего законодательства разрабатываются: экологические стандарты (ст. 32 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды); экологические нормативы (ст. 33); экологические лимиты, правила проектирования и эксплуатации опасных объектов, обращения с экологически опасными веществами и источниками подобное.

Распорядительно-исполнительные меры. Они заключаются в реализации определенных функций в сфере обеспечения экологической безопасности со стороны специально уполномоченных органов. Наиболее важные положения в этой сфере закреплены в Конституции Украины, согласно которой на исполнительные органы, включая Президента Украины, возложена обязанность по осуществлению политики в области экологической безопасности. Президент Украины обязан принимать меры к обеспечению национальной безопасности, в том числе и экологической, поскольку она является ее составной частью. Охранно-восстановительные мероприятия. Эти меры направлены на локализацию проявлений опасности, осуществления ликвидационных работ, определение правового режима территорий в соответствии с уровнем экологического риска, установление статуса лиц, пострадавших от последствий экологической опасности. Они предусматривают установление, например, правового режима зон чрезвычайной экологической ситуации. Обеспечительные меры. Они направлены на предупреждение экологических правонарушений в области обеспечения экологической безопасности, защита права человека на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и связанные с ним другие экологические права, а также применение к виновным лицам средств государственно-правового принуждения в случае нарушения требований и норм экологической безопасности.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"