Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)
  1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.

Экологическое право - это отрасль права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения, оздоровления и улучшения окружающей природной среды в интересах настоящего и будущих поколений людей задачи природоохранительного законодательства, состоящие в регулировании отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей. Экологическое право как одна из отраслей юридической науки представляет собой систему научных знаний об экологическом праве как отрасли права, о его становлении и развитии, о принципах и особенностях правового регулирования экологических отношений, основных институтах экологического права, гос-венном регулировании экологических отношений, праве собственности на природные ресурсы, юридической ответ-ти за экологические правонарушения, о правовом режиме использования и охраны природных ресурсов, окружающей природной среды в зарубежных странах и др. Как учебная дисциплина экологическое право - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

  1. Предмет екологічного права.

Предмет экол.права - это урегулированные нормами права общественные отношения по охране окружающей среды, сохранения, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения.Предмет экологического права характеризуется широким кругом общественных отношений, наличием природных и иных объектов и экологических связей между ними, которые входят в среде, окружающей человека.Стоит отметить, что предмет экологического права предусматривает регулирование 3-х групп общественных отношений, связанных с объектами права охраны окружающей среды, которыми являются:природа (ее объекты, комплексы, условия); 
природные ресурсы (как те, которые привлечены к народного хозяйства, так и, не использованные до настоящего времени);человек и его экологическая безопасность.

3.Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.

Объектами экологического права природные объекты, которые существуют без участия человека или определенной ее участием (искусственное воспроизводство природных объектов).   Соответствии с экологическим законодательством Украины в природных объектов относятся земля, ее недра, леса и иная нелесных растительность, воды, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедные объекты и т.п..Земля относится к основным природных объектов и входит в состав единой экологической системы как неотъемлемая ее часть.  следует рассматривать в двух аспектах: как совокупность всех природных богатств и как поверхностный почвенный слой земли, который выполняет экологические, экономические (средства производства, пространственный базис), культурно-оздоровительные функции.  Недра являются самостоятельным природным объектом, частью единой экологической системы. В ст.1 Закона Украины о недрах установлено, что недра - это часть земной коры, расположенной под поверхностью суши и дном водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.  Воды - часть среды, которая выступает как гидросфера и состоит из естественных и искусственных водоемов. Все воды на территории Украины составляют ее водный фонд, который включает в свой состав: поверхностные воды - природные водоемы (озера), водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы, другие водные объекты; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море (ст. 3 Водного кодекса).  Леса относятся к особому природного объекта и составляют также часть единой системы. В ст.3 Лесного кодекса лес рассматривается как совокупность земли, растительности, в которой доминируют деревья и кустарники, животных, микроорганизмов и других природных компонентов, которые в своем развитии биологически взаимосвязаны, влияют друг на друга и на окружающую среду. Но более убедительным является определение, которое было дано в свое время известными специалистами лесного хозяйства.  Атмосферный воздух является одним из основных и жизненно важных элементов окружающей среды. Это один из природных объектов, объем которого не уменьшается, он используется для различных нужд и одновременно пополняется. Объектом права пользования является атмосферный воздух в местах обитания человека, деятельности предприятий и транспортных средств. 
Животный мир относится к основным компонентам окружающей среды.Согласно Закону Украины от 3 марта 1993 г. "О животном мире" к объектам права относится животный мир, объекты которого находятся в состоянии естественной свободы, в неволе или полувольных условиях, на суше, в воде, почве и воздухе, постоянно или временно населяющих территорию Украины или относятся к природным богатствам ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны (ст.1). В состав животного мира входят: позвоночные и беспозвоночные животные во всем их популяционном и видовом разнообразии и на всех стадиях развития, которые находятся в состоянии естественной свободы; части диких животных (рога, кожа и т.п.), продукты жизнедеятельности животных (мед, воск и др.) ; остатки ископаемых животных; норы, хатки, логова, муравейники, другое жилье и сооружения животных (ст.3). Все перечисленное являются объектами экологического права.  Природно-заповедный фонд является специфическим объектом экологического права. Он представляет собой совокупность природных объектов и комплексов, наделенных режимом заповедника, и состоит из заповедников, заказников, природных национальных, ландшафных парков, растений и животных, занесенных в Красную книгу Украины. Правовой режим данного фонда определен Законом Украины "О природно-заповедном фонде Украины" от 16 июня 1992. Субъектами экологического права являются различные физические и юридические лица. Субъект права имеет характерные признаки: он наделен юридическими правами и обязанностями; субъект реально способен участвовать в правоотношениях в экологической сфере. Юридические нормы создают обязательную основу участия субъектов экологического права в соответствующих правоотношениях (собственности на природные ресурсы, природопользовании и др.).. Способность владения экологическими правами и обязанностями составляет экологическую правоспособность, а способность самостоятельно осуществлять экологические права и обязанности - экологическую дееспособность.К субъектам экологического права принадлежат государство Украина, Автономная Республика Крым, административно-территориальные единицы Украины. Субъектами экологического права могут быть иностранные юридические лица, государство, международные организации в сфере экологии, граждане, совместные предприятия, международные объединения, организации с участием иностранных лиц.

4.Особливості методу правового регулювання екологічних відносин.

Под методом правового регулирования общественных отношений вообще понимают совокупность способов и приемов, с помощью которых право воздействует на общественные отношения через поведение субъектов конкретных отношений. Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе относится и метода регулирования экологических отношений. 
Относительно экологического права, то можно утверждать, что для этой отрасли права характерно смешанный метод правового регулирования экологических отношений, который включает в себя административно-правовые и гражданско-правовые способы и приемы правового регулирования этих отношений. Для гражданско-правового метода (диспозитивный) характерны следующие признаки: 
равные правовые возможности сторон в общественных отношениях, которые исключают любые односторонние воздействия друг на друга; 
установление правоотношений по взаимному согласию сторон; 
предоставление участникам отношений право самим определять порядок своего поведения; разрешения споров компитентним органом, который находится вне этими отношениями. Административно-правовому методу (императивный) правового регулирования присущи следующие черты: 
юридически властная деятельность исполнительных и распорядительных органов в отношении лиц, которыми они управляют; 
проявление юридической неравенстве участников отношений - подчинение одного из них другому;обязательность для исполнения распоряжения органов власти;возникновения общественных отношений независимо от воли другой стороны;осуществление контрольных функций и т.д..

5.Система екологічного права.

Система экологического права - это целостная и последовательная совокупность теоретических положений, принципов и эколого-правовых норм, регулирования специфических общественных отношений в области экологии. Система учебного курса экологического права включает три раздела, расположенные в следующей последовательности: общая часть, особенная часть и специальная часть. Кроме того, система экологического права может рассматриваться в следующих четырех аспектах: как отрасль права, отрасль законодательства, учебная дисциплина и как наука, тесно связаны между собой, но не тождественны.  Общая часть экологического права содержит нормы права, регулирующие вопросы, общие для всех видив экологических отношений. Она охватывает: а) общая характеристика экологических отношений и экологического права как юридической их формы б) источники экологического права, в) право собственности на природные объекты; г) управление в области использования, воспроизводства и охраны окружающей среды; е) общие положения природопользования; е) правовое обеспечение экологической безопасности; ж) правовое обеспечение экономического механизма в сфере экологии; с) общие вопросы охраны окружающей среды, включая ответственность. Особенная часть содержит правовые нормы, регулирующие отдельные виды экологических отношений с учетом их специфики. В частности, право пользования землей, водой, недрами, лесом, растительностью, животным миром, атмосферным воздухом, природно-заповедным фондом и другие виды природопользования.Специальная часть курса экологического права включает анализ международного сотрудничества государства в области экологии, поиск путей решения международных экологических проблем.

6.Принципи екологічного права: загальні та спеціальні.

принципы экологического права - это выраженные в его нормах основополагающие положения, согласно которым осуществляется регулирование экологических отношений.  Принципы экологического права опираются на общеправовые принципы, и специальные.  Среди общеправовых различают принципы:Принцип гуманизма-развитие экологического права и законодательства, которое обеспечило бы правовые, экономические и социальные основы сохранения окружающей среды в интересах не только нынешнего, но и будущих поколений, недопустимость любого вида деятельности, который привел бы к причинению вреда здоровью людей или окружающей среде .Принцип социальной справедливости-закрепленный в ку, который утверждает равенство всех граждан перед законом.Относительно экологического права этот принцип проявляется в том, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.Каждый имеет право пользования природными ресурсами. Принцип законности- обязанность каждого соблюдать требования и правила экологического законодательства. Каждый обязан не наносить вред природе, предусматривающий безусловность выполнения требований закона. Принцип интернационализма-закрепление межгосударственное сотрудничество в области экологии, что обусловлено единым экономическим пространством для всего человечества.Принцип гласности и демократии принятия решений, реализация которых влияет на состояние окружающей среды- направлен на формирование у населения экологического мировоззрения и предусматривает право каждого гражданина на участие в обсуждении проектов законодательных актов и других материалов с внесением предложений по размещению строительства и реконструкции объектов, которые могут негативно влиять на состояние окружающей природной среды, на участие в разработке и проведении мероприятий по охране окружающей природной среды, рационального и комплексного использования природных ресурсов на участие в проведении общественной экологической экспертизы. Этот принцип предусматривает право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.Принцип сочетания мер стимулирования надлежащего природопользования и юридической ответственности за экологические правонарушения предсказывает, собственно, положительное и отрицательное стимулирование в сфере экологических общественных правоотношений.Положительное стимулирования побуждает природопользователей к надлежащему исполнению ими своих обязательны путем установления для них налоговых и иных льгот при внедрении малоотходных, энерго-и ресурсосберегающих технологий, осуществление других эффективных мер по охране окружающей среды. Негативное стимулирование проявляется через установление и применение различных видов юридической ответственности.К специальным принципам, предусматриваемых экологическим законодательством Украины, относятся принципы, определенные в ст. 3 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды" от 26 мая 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями. К ним относятся:приоритетность требований экологической безопасности, обязательность соблюдения экологических стандартов, нормативов и лимитов использования природных ресурсов при осуществлении хозяйственной, управленческой и иной деятельности;гарантирование экологически безопасной среды для жизни и здоровья людей;мера характер мероприятий по охране окружающей среды; 
эколонизация материального производства на основе комплексности решений в вопросах охраны окружающей среды, использования и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, широкого внедрения новейших технологий;сохранения пространственной и видового разнообразия и целостности объектов и комплексов;научно обоснованное согласование экологических, экономических и социальных интересов общества на основе сочетания междисциплинарных знаний экологических, социальных, естественных и технических наук и прогнозирования состояния окружающей среды;обязательность экологической экспертизы; 
взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды и ухудшение качества природных ресурсов, компенсация вреда, причиненного нарушением законодательства об охране окружающей среды;решение вопросов охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов с учетом степени антропогенной изменчивости территорий, совокупного действия факторов, негативно влияющих на экологическую обстановку.

7Характеристика джерел екологічного права: поняття, види, особливості.

источниками права -понимать нормативные акты, которые являются юридической базой для регулирования общественных отношений. Источники права рассчитаны, как правило, на длительный срок применения и охватывают интересы многих участников общественных отношений. Источники экологического права последовательно выражают и закрепляют экологическую политику Украинского государства, способствуют ее развитию. Основным источником экологического права Украины есть Конституция, которая имеет высшую юридическую силу и закрепляющий основы экологического права. «Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, - говорится в ст. 16 Конституции, - является обязанностью государства. Закон Украины «Об охране природы Украины» от С июня 1960 г., который определяет понятие правовой охраны природы, цели и задачи охраны природных ресурсов, ответственность за нарушение правил охраны природы, определяет круг объектов, подлежащих охране. Принятие этого Закона способствовало улучшению охраны природы в Украине, активизировало законодательную деятельность в этой области.Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 охватил широкий КОПО вопросов в сфере экологии, в частности определил правовые, экономические и социальные основы организации охраны окружающей природной среды в интересах нынешнего и будущего поколений.законы Украины «О природно-заповедном фонде Украины» от 16 июня 1992 г.; «Об охране атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г.; «О животном мире» от 3 марта 1993 г., «О растительном мире» от 9 апреля 1999 г. К таким законодательным актам следует отнести также Земельный, Водный то Лесной кодексы, кодекс Украины «О недрах» , которые также являются источниками экологического права.К источникам экологического права относятся постановления Верховной Рады Украины и Указы Президента, направленные на урегулирование общественных отношений в области использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности населения Украины.Среди постановлений Кабинета Министров Украины по экологическим вопросам следует назвать следующие: «Об утверждении Положения о государственной системе мониторинга окружающей среды» от ЗО марта 1998 г., «О перечне видов деятельности, относящихся к природоохранным мероприятиям» от 17 сентября 1996 г. «О утверждении Положения о Государственном фонде охраны окружающей природной среды »от 7 мая 1998

8.Закони як джерела екологічного права: класифікація, особливості.

Основным источником экологического права является закон. 
Закон - это нормативный акт, который принял высший представительный орган государственной власти или непосредственно народ (референдум), который устанавливает начальные юридические нормы, имеет высшую юридическую силу и принимается с соблюдением особой законодательной процедуры. 
Среди законов, регулирующих экологические отношения, главное место принадлежит Конституции Украины. Исходя из принципа верховенства права, Конституция имеет высшую юридическую силу, и все законы и нормативно-правовые акты, в частности в экологическом законодательстве, должны приниматься на основе Конституции и соответствовать ей. 
В Конституции (статьи 13, 14, 16, 41, 50, 66, 85, 92, 116, 119, 137, 138) урегулированы важнейшие общественные экологические отношения. В частности, в ст. 13 определено, что земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. Обеспечение экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда украинского народа является, согласно ст. 16 Конституции, обязанностью государства. 
В Основном Законе государства определены принципиальные основы взаимоотношений «гражданин - государство - природа». Так, согласно ч. 1 ст. 50, Конституции каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Вместе с тем, ст. 66 возложена на каждого обязанность не причинять вред природе и возмещать причиненные им убытки. Часть 2 ст.50 Конституции устанавливает, что каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.Согласно Конституции Украины (п. 3 ст. 116), Кабинет Министров Украины решает вопросы государственного управления на основе Конституции, законов Украины, актов Президента Украины. На него, в частности, возложены обязанности обеспечения проведения политики в области охраны природы, экологической безопасности и природопользования. 
Согласно Конституции Украины (п. 3 ст. 119) и законов Украины, актов Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов исполнительной власти, исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации. В частности, они обеспечивают соблюдение прав и свобод граждан, в том числе и экологических, а также выполнение государственных и региональных программ охраны окружающей среды.В составе кодифицированных поресурсових актов является Земельный кодекс Украины, принята 25 октября 2001 года Верховной Радой Украины с изменениями от 18 марта 2004 года; Водный кодекс Украины, принятый 6 июня 1995 года Верховной Радой Украины с изменениями от 27 ноября 2003 года, Лесной кодекс Украины, принятый 21 января 1994 года Верховной Радой Украины с изменениями от 27 ноября 2003 года, Кодекс Украины «О недрах», принятый 27 июля 1994 года Верховной Радой Украины с изменениями 4 марта 2004 года, Закон Украины «О животном мире», принятый 13 декабря 2001 года, Закон Украины «Об охране атмосферного воздуха», принятый 21 июня 2001 года Верховной Радой Украины.Особенностью указанных источников экологического права является то, что они призваны стать интегрирующей основой развития отрасли соответствующего экологического законодательства.К нормативно-правовых актов, регулирующих общественные экологические отношения, интегрированным, общим объектом которых являются природа, относятся Законы Украины «Об охране окружающей природной среды», «Об Общегосударственной программе формирования национальной экологической сети Украины на 2000-2015 годы», утвержден 21 сентября 2000, «О зоне чрезвычайной экологической ситуации» от 13 июля 2000 года и другие.

9.Загальна характеристика екологічних прав та обов'язків: поняття, класифікація, особливості.

Термин «экологические права» впервые в Украине на законодательном уровне был закреплен в Законе Украины от 25 июня 1991 года «Об охране окружающей природной среды» (ст. 9). В дальнейшем они были зафиксированы и в Конституции Украины (ст. 50).  Экологические права принадлежат к субъективным правам, основанием для возникновения которых является экологическая система, которая существует сейчас. 
Субъективное экологическое право граждан представляет собой правовую форму реализации их экологических интересов, основой возникновения и удовлетворение которых является их экологические потребности. Экологический интерес - это отношение к определенным экологических объектов, которые существуют у граждан. Но возможны ситуации, когда экологические интересы удовлетворяются без нормативно установленного субъективного права граждан.  Экологические права как вид субъективных прав представляют собой совокупную меру возможного поведения в области принадлежности экологических объектов, их использования, воспроизводства и охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности. Это означает, что законодательство предоставляет гражданину юридическую возможность: пользоваться окружающей средой как естественной сферой, пригодной для жизни и такой, которая отвечает требованиям экологической безопасности; добиваться от государства, всех других лиц исполнения ими обязанностей по использованию, воспроизводству и охране окружающей среды, обеспечению его экологической безопасности; обращаться в необходимых случаях за защитой своего нарушенного субъективного права. 
Экологические права, предусмотренные в законодательстве, весьма разнообразны. Это позволяет провести классификацию прав по различным основаниям.По юридической сущности экологические права можно разделить на: а) конституционные предусмотренные ст. 50 Конституции Украины: право каждого на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда, свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Конституционное закрепление названных прав указывает на их важность, неотъемлемость и неотчуждаемость б) установлены в специальных законах, подавляющее большинство норм которых направлена ​​на регулирование тех или иных по характеру экологических отношений или связанных с этим отношений в) предусмотрены подзаконными нормативными актами и договорами закрепленные в подзаконных нормативно-правовых актах и ​​договорах. Перечень их разнообразен. Они также подлежат эколого-правовой охране и защите.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"