Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:10, шпаргалка

Описание

1. Поняття екологічного права та його зміст, співвідношення з іншими галузями.
2. Предмет екологічного права.
3. Об'єкти та суб'єкти екологічного права: поняття, види, особливості.
...
68. Види використання лісових ресурсів: склад, класифікація.

Работа состоит из  1 файл

шпора (экол).docx

— 202.37 Кб (Скачать документ)
  1. Правові заходи, що забезпечують охорону надр: система, особливості.

Законодательством установлена  ​​специальная система государственного надзора за осуществлением недропользователями своих прав и обязанностей. Государственный надзор за использованием и охраной недр осуществляется специальными государственными органами в форме государственного геологического контроля и государственного геологического надзора. Цель государственного контроля и надзора - обеспечение соблюдения всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка пользования недрами, выполнение других обязанностей по охране недр.

Государственный контроль за геологическим изучением недр (государственный геологический контроль) осуществляется Государственным комитетом природных ресурсов Украины и его органами на местах.

Государственный надзор за ведением работ по геологическому изучению недр, их использованием и охраной, а также  использованием и переработкой минерального сырья (государственный горный надзор) осуществляется Государственным комитетом  Украины по надзору за охраной  труда и его органами на местах. Государственный контроль за использованием и охраной недр в пределах своей компетенции осуществляют местные советы, органы государственной власти на местах, а также Министерство охраны окружающей природной среды Украины и его органы на местах.

Органы государственного контроля и надзора в пределах своей компетенции имеют право  давать обязательные для исполнения указания (предписания) об устранении нарушений норм и правил ведения  работ во время геологического изучения недр, их использования и охраны; в порядке, установленном законодательством, приостанавливать работы, связанной "связанные  с пользованием недрами, в случае нарушений соответствующих норм и правил или без специальных  разрешений. Порядок осуществления государственного контроля и надзора определяется Положением о порядке осуществления государственного (горного) надзора, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21 февраля 1995 года № 134 и Положением о государственном геологическом контроле за ведением работ по геологическому изучению недр Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 1994 № 801.

  1. Права та обов'язки надрокористувачів: класифікація, особливості.

Недропользователи обладают широким кругом прав и обязанностей, закрепленных в Кодексе о недрах и других нормативных актах. Необходимо различать общие права и обязанности, которые распространяются на всех без исключения или на большую часть недропользователей, и специфические, которые распространяются только на отдельных лиц, осуществляющих конкретный вид недропользования. Следует иметь в виду, что право пользования земельным участком для нужд, связанных с пользованием недрами, в содержание права недропользования не входит.

Недропользователям, осуществляющим основные виды недропользования, относятся следующие права: проводить на предоставленном им участке геологическое изучение, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы согласно условиям специального разрешения (лицензии) распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не предусмотрено законодательством или условиями специального разрешения (лицензии) осуществлять на условиях специального разрешения (лицензии) консервирование предоставленного в пользование месторождения полезных ископаемых или его части.

Недропользователи имеют право на первоочередное продление срока временного пользования недрами. Они также имеют право на строительство подземных и наземных сооружений и объектов с соблюдением установленных правил. Права пользователей недр охраняются законом и могут ограничиваться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Убытки, причиненные нарушением прав недропользователей, подлежат возмещению в полном объеме.

На недропользователей возлагаются и соответствующие обязанности, а именно: использовать недра по целевому назначению, для которого они были предоставлены; обеспечивать полноту геологического изучения, рациональное, комплексное использование и охрану недр; обеспечивать безопасность людей, имущества и окружающей среды, не допускать вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами, сохранение запасов полезных ископаемых, горных выработок и скважин, которые эксплуатируются или законсервированы, а также подземных сооружений.

Недропользователи обязаны охранять редкие геологические отслоения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющих особую научную или культурную ценность и объявленные в установленном порядке объектами природно-заповедного фонда.

После окончания работ, связанных  с пользованием недрами, недропользователи обязаны приводить земельные участки, нарушенные при пользовании, в состояние, пригодное для дальнейшего их использования в общественном производстве.

Пользователи недр обязаны  выполнять и другие требования относительно пользования недрами, установленные  горным законодательством Украины.

  1. Характеристика права водокористування: поняття, об’єкти, суб’єкти.

Право водопользования представляет собой право конкретного субъекта пользоваться, владеть, а в определенных случаях и распоряжаться предоставленным ему в установленном порядке соответствующим водным объектом в пределах, предусмотренных водным законодательством.

Объектом  права выступает чаще отделена участок водного объекта, предоставлена ​​конкретному водопользователю в пользование для определенной цели. Конкретный перечень водных объектов приведен в ст. 3 ВК Украины, а именно: поверхностные воды: естественные водоемы (озера) водотоки (реки, ручьи); искусственные водоемы (водохранилища, пруды) и каналы, другие водные объекты; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море . При этом такой водный объект, как реки, в свою очередь, подразделяется на крупные, средние и малые (ст. 79 ВК Украины).

В зависимости от правового  режима водные объекты делятся на водные объекты общегосударственного и местного значения (ст. 5 УК Украины). К водным объектам общегосударственного значения относятся внутренние морские воды и территориальное море; подземные воды, которые являются источниками централизованного водоснабжения; поверхностные воды (озера, водохранилища, реки, каналы), которые находятся и используются на территории более чем одной области, а также их притоки всех порядков; водные объекты в пределах территорий природно-заповедного фонда общегосударственного значения, а также отнесенные к категории лечебных. К водным объектам местного значения принадлежат поверхностные воды, которые находятся и используются в пределах одной области и не отнесены к водным объектам общегосударственного значения; подземные воды, которые не могут быть источником централизованного водоснабжения. Этот раздел предопределяет особенности правового регулирования их использования.

Субъектами  права водопользования могут быть предприятия, учреждения, организации и граждане Украины, а также иностранные юридические и физические лица и лица без гражданства (ст. 42 ВК Украины). Эти лица способны иметь и осуществлять права и юридические обязанности. Классификация субъектов права водопользования производится по различным признакам, включая и виды права водопользования. Согласно ст. 42 Водного кодекса все водопользователи делятся на: первичных - тех, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды, и вторичных - таких, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают сточные воды в их системы на условиях, которые устанавливаются между ними.

  1. Підстави і порядок виникнення права водокористування.

Право водопользования возникает при наличии определенных юридических фактов (действий, событий), которые осуществляются субъектами данного права или соответствующими органами в пределах своей компетенции или возникают из-за природных условиях. Основанием для возникновения права общего водопользования являются правомерные действия субъекта, предусмотренные водным законодательством. Это право реализуется как на объектах общего пользования, так и на водных объектах, предоставленных в обособленное пользование. Как указано в ст. 47 ВК Украины, на водных объектах, предоставленных в аренду, общее водопользование допускается на условиях, установленных водопользователем по согласованию с органом, предоставившим водный объект в аренду, а при необходимости водопользования может быть запрещено. В обязанности первичного водопользователя, который пользуется водным объектом на условиях аренды, входит сообщения населения об условиях или о запрете общего водопользования на данном водном объекте. Если же такие условия первичным водопользователем или соответствующим советом не установлены, то общее водопользование признается разрешенным без ограничений. Возможное ограничение права общего водопользования по представлению государственных органов охраны окружающей среды, санитарного надзора, охраны животного мира и т.д.. Основанием возникновения права специального водопользования является разрешение, выдаваемое соответствующими государственными органами. Выдача разрешений на специальное водопользование связывается с обязательным их согласованию с компетентными органами в зависимости от вида водных объектов. При выдаче разрешений устанавливаются сроки водопользования в порядке, предусмотренном ст. 50 ВК Украины. Сброс вторичным водопользователем вод в водные объекты осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование.

  1. Використання водних об'єктів на умовах оренди: сутність, особливості.

Существуют некоторые  особенности возникновения права  водопользования на условиях аренды (ст. 51 ВК Украины). Водные объекты (их части) местного значения и ставки, которые  находятся в бассейнах рек  общегосударственного значения, могут  предоставляться водопользователям  на условиях аренды только в следующих  случаях: для рыборазведения, для  производства сельскохозяйственной и  промышленной продукции; в лечебных и оздоровительных целях. Следует  отметить, что водные объекты общегосударственного значения также могут предоставляться  в аренду.

Арендодателями  в таких правоотношениях: при предоставлении водных объектов местного значения - Верховный Совет Республики Крым и областные советы; водных объектов общегосударственного значения - Кабинет Министров Украины и местные государственные администрации. Арендаторами указанных правоотношений выступают предприятия, учреждения, организации и граждане Украины и иностранные юридические и физические лица. Основанием возникновения права водопользования на условиях аренды является договор между арендодателем и арендатором, согласованный с соответствующими государственными органами охраны окружающей природной среды и органами водного хозяйства.

Следует также  отметить, что передача арендатором  права на аренду водного объекта (его части) другим субъектам ведения  хозяйства запрещается (ч. 2 ст. 51 УК Украины).

Первичное водопользование (т.е. пользование субъектами, которые  имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды), если оно является специальным, также осуществляется на основании разрешения, выданного  соответствующим компетентным органом. Вторичное водопользование осуществляется на условиях, установленных соглашением между вторичным и первичным водопользователями.

  1. Класифікація та характеристика видів права водокористування.

Классификация права водопользования  по видам производится на основании  различных признаков: целевого назначения субъектного состава; сроков осуществления  права, условий предоставления водных объектов в пользование и др.. Согласно Водному кодексу Украины (раздел 3) различают следующие виды пользования водами: для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых, лечебных, курортных, оздоровительных и иных нужд населения, сельскохозяйственных, промышленных, гидроэнергетических, транспортных, рыбохозяйственных, сброса сточных вод и других государственных и общественных потребностей.

В зависимости  от технических условий водопользования  разделяется на общее и специальное. В порядке общего водопользования граждане, например, имеют право пользоваться водными объектами (купаться, плавать на лодках, осуществлять забор воды без применения сооружений или технических устройств и т.д.) бесплатно, без разрешений и без закрепления водных объектов за конкретными лицами. Юридические лица в определенных случаях также используют водные объекты в порядке общего водопользования. В случаях, предусмотренных законодательством, общее водопользование может быть ограничено (ст. 47 ВК Украины) и органы местного самоуправления обязаны известить население об установленных ими правила.

Законодательством предусматривается специальное водопользование - забор воды из водных объектов с применением сооружений или технических устройств, использование воды и сброс загрязняющих веществ в водные объекты, включая забор воды и сброс загрязняющих веществ с обратными водами с применением каналов. Субъектами этого водопользования выступают как физические, так и юридические лица. Это водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых государственными органами охраны окружающей природной среды (для общегосударственных объектов) или соответствующими советами (для объектов местного значения, после предварительного согласования). Специальное водопользование является платным.

По срокам осуществления право пользования  водами разделяется на бессрочное и срочное. При бессрочном (постоянном) срок пользования водами не устанавливается. При срочном устанавливается срок, а именно: краткосрочный (до 3 лет) и долгосрочный (от 3 до 25 лет). Законодательством при необходимости предусматривается продление срока водопользования на период соответствующего срока краткосрочного или долгосрочного пользования.

Первичное и  вторичное водопользование также  видами права водопользования. Первичное водопользование осуществляется водопользователями, которые имеют собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичное же водопользование осуществляется водопользователями, которые не имеют собственных водозаборных сооружений и получают воду из водозаборных сооружений первичных водопользователей и сбрасывают воды в их системы на условиях, которые устанавливаются между ними.

Среди видов  пользования водами следует выделить платные и бесплатные. Бесплатными видами является общее водопользование (ст. 47 ВК Украины), пользование водными объектами для нужд воздушного транспорта (ст. 53 ВК Украины). Платным является прежде специальное водопользование. Следует отметить, что осуществляется указанный вид сбора с целью стимулирования обеспечения рационального использования и охраны вод и воссоздания водных ресурсов и включает сбор за использование воды водных объектов и за сброс загрязняющих веществ.

Информация о работе Шпаргалка по "Экологическому праву Украины"